СПИК поднимет российский автопром? Как работает система специнвестконтрактов

текст: Ирина Зверева / фото: из архива редакции / 27.06.2019
Автопроизводителям, работающим в России, поставлено условие — максимальная локализация производства. И чем больше локализация, тем больше поддержки.

Список гигантов автопрома, принявших решение работать в России по системе специнвестконтрактов (СПИК), расширяется. В апреле на этот механизм «подписалась» и группа PSA (Peugeot-Citroen). Основная цель заключения контракта, как отметили в компании, — поддержка развития в России брендов концерна и модернизация производства.

Концерн PSA намерен продолжать инвестиции в Россию.

«Мы готовы инвестировать в российскую экономику благодаря развитию новых проектов и внедрению новых технологий, расширению производства и экспорта, — отметил гендиректор группы PSA, регион Евразия, Яник Безар. — Потенциал нашего завода в Калуге и высококачественное производство будут способствовать успешному развитию автомобильной индустрии в России».

Таким образом, французский автомобилестроительный концерн намерен продолжать инвестиции в Россию, и локальное производство — это приоритет для группы PSA.

КОНТРАКТ С БОНУСОМ

Чем интересен СПИК государству и производителям? Это новый инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство на территории России. Данный механизм, введенный с 2015 года, дает налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции. Автоконцернам контракты были нужны как замена истекавших льгот по соглашениям о промсборке, которые позволяли при локализации производства в РФ ввозить автокомпоненты по сниженным пошлинам.

Введенный с 2015 года механизм СПИК дает автопроизводителям налоговые льготы на 10 лет в обмен на инвестиции.

Подписав СПИК, инвестор в предусмотренный срок своими силами или с привлечением партнеров обязуется создать, модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции в России. При этом федеральные или региональные власти в течение такого срока обязуются оказывать предприятию поддержку. СПИК могут включать гарантии неизменности налоговой нагрузки, разного рода «скидки». Концепция СПИКов фиксирует льготы по налогам на прибыль и имущество на десять лет, при этом концерны обязаны инвестировать в производство, использовать российские компоненты, часть продукции экспортировать и т. д. Минпромторг определил необходимые параметры локализации, за них можно получать баллы, по числу которых определяется объем господдержки.

СПИК, в частности, подписали АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, заявки также подавали «Автотор», BMW и другие производители.

В соответствии с ныне действующей версией СПИК, минимальный объем инвестиций (капитализируемых затрат) составляет 750 млн руб. (без НДС). При этом к участникам контрактов также относятся партнеры, вовлеченные в технологический процесс, — инжиниринговые или финансовые центры, а также дистрибьюторы продукции. «Привлеченные стороны», в отличие от инвестора, не получают налоговых льгот, но им может быть гарантирован доступ к субсидиям.

ГОТОВИТСЯ РЕФОРМА

Правительство, между тем, собирается внедрить новый вариант механизма, получивший неофициальное название СПИК 2.0. В конце прошлого года Минпромторг внес в правительство поправки к закону о промполитике, описывающие этот вариант работы. Как и прежний, новый законопроект гарантирует получение субсидий и различных льгот для тех инвесторов, которые вкладывают деньги в создание новых образцов оборудования или их локализацию в России. При этом механизм становится более прозрачным — заключение СПИК как по инициативе инвестора, так и по инициативе государства будет производиться по итогам конкурсного отбора, победителя определит комиссия. На конкурсе предлагается оценивать востребованность продукции на мировом рынке и возможные объемы экспорта. Продукция не должна иметь аналогов в России, а проект обязан обеспечивать развитие региона, где он реализуется. Также предполагалось, что СПИК 2.0 позволит заключать контракт группе инвесторов.

Как сообщала газета «Коммерсант», подписание новых СПИКов до принятия поправок было заморожено. В конце марта издание выяснило обновленные параметры нового режима специнвестконтрактов, которые пока не согласованы окончательно. Вопреки ожиданиям, заключить СПИК 2.0 по итогам конкурса сможет лишь один инвестор без участия привлеченных сторон. Это, видимо, сделает невозможным заключение контрактов автоконцернами с привлечением производителей компонентов.

Кроме того, как сообщается, исключены гарантии неповышения совокупной налоговой нагрузки, что связано с повышением ставки НДС. Меняется и возможный срок контракта — он составит до 15 лет при инвестициях ниже 50 млрд руб. или до 20 лет, если вложения выше 50 млрд руб. Заключение СПИК 2.0 будет возможно до 2031 года.

По всей видимости, автопроизводителям предстоит работать с Минпромторгом по новым условиям. В целом же реформа предполагает не просто локализацию отдельного производства, а вовлечение в тот или иной проект нескольких производственных площадок — это помогло бы построить цепочки межрегиональной промышленной кооперации.

Статьи по теме
Популярное