Top.Mail.Ru
Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

фото: автора / 16.03.2020
В России стартовали полевые испытания синтетического моторного масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 в газовых автобусах Yutong. По результатам эксперимента перевозчик рассчитывает получить официальное одобрение на увеличение межсервисного интервала.

Михаил Ожерельев

Испытания были организованы по инициативе транспортной компании «КЛавто». В 2017 году парк крупнейшего частного пассажирского перевозчика России пополнился газовыми автобусами Yutong ZK6118 в количестве 13 единиц. Низкопольные машины эксплуатируются в ежедневном режиме по городским маршрутам и используются для доставки сотрудников в офисы и на предприятия. Изначально в газовых моторах этих «Ютонгов» использовалось минеральное масло Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40, предназначенное специально для двигателей на метане.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

Но в 2019 году перевозчик принял решение перейти на синтетическое масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30, работающее в наиболее широком диапазоне температур. Основная цель эксперимента, в котором на данный момент участвует шесть автобусов, — доказать возможность двукратного увеличения межсервисного интервала, с 15 до 30 тыс. км без ухудшения защиты двигателя. История весьма показательна для рынка смазочных материалов, учитывая тенденцию газификации парка.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км
Синтетическое моторное масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 считается наиболее подходящим для климата Средней полосы России.

Общепринятое правило при подборе моторного масла — отдавать предпочтение спецификациям, которые указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Это классификация по вязкости SAE, эксплуатационные свойства по американскому (API) и европейскому (ACEA) стандартам, допуск производителя оборудования. Всё перечисленное учитывает работу двигателя на бензине, дизельном топливе и сжиженном углеводородном газе (пропан-бутане). Впрочем, те же правила используются на автомобилях с газодизельным циклом (воспламенение инициируется запальной дозой жидкого топлива) — битопливные грузовики продвигают на рынке Volvo Trucks и КАМАЗ.

Сложнее c газовыми моторами, имеющими искровое зажигание, работающими по циклу Отто, как часто уточняют специалисты. По своим свойствам метан отличается от дизельного топлива. Его теплопроводность ниже, и, казалось бы, ниже должна быть термическая нагрузка, но поскольку на газовом двигателе не используется продувка камеры сгорания, то теплонапряжённость, наоборот, растёт. Повышенная температура создаёт условия для термической деструкции масла, образования зольных и лаковых отложений. Следовательно, у масла для газового двигателя должен быть расширенный температурный диапазон, усиленные моющие свойства и при этом требуется низкая сульфатная зольность — 1 % и ниже. Ко всему прочему нужно учесть тот факт, что отработавшие газы, образующиеся при сгорании метана, содержат большое количество водяных паров. Следовательно, применяемый смазочный материал должен обладать стойкостью к обводнению.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

В настоящее время нет универсальной гармонизации спецификаций на масла для газовых двигателей — отмеченный факт относится как к легковым автомобилям, так и к коммерческому транспорту. Нормы API и ACEA в данной области отсутствуют — сообщества автоизготовителей в этом плане неповоротливы. Сегодня ориентироваться в применении масел для данного сегмента нужно основываясь на допуски автопроизводителей — соответствующие спецификации, подтверждённые результатами испытаний в подконтрольных парках, имеют Daimler, MAN, Renault, Cummins, Isuzu, Volvo, Detroit.

У китайских производителей, автобусов которых всё больше и больше на наших дорогах, пока нет газовых допусков, и зачастую применяется масло, которое не подходит для двигателя, работающего на метане. Тот же Yutong официально рекомендует для использования в газовом моторе масло уровня API SF — устаревшей категории (масла с маркировкой SF предназначены для бензиновых двигателей выпуска 1998 года и старше). Сомнительная рекомендация!

На помощь перевозчику пришли специалисты официального дистрибьютора ExxonMobil. С учётом условий эксплуатации техники они порекомендовали залить в газовый мотор Yuchai перспективный продукт — синтетическое моторное масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 (API CJ-4, CI-4 PLUS, SN, CI-4), его формула сочетает передовую защиту двигателя и значительный потенциал экономии топлива. У дистрибьютора ExxonMobil имеются веские основания для такой рекомендации — вышеупомянутый продукт имеет одобрение MAN M 3271‑1, оно подразумевает возможность использования масла в моторах на сжатом (CNG) и сжиженном (LNG) метане. По результатам полевых испытаний «КЛавто» планирует получить официальный допуск Yuchai. Плюс данного проекта ещё и в том, что допуск подтверждается не стендовыми испытаниями, а полевыми.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

Кстати, примеры подобного взаимодействия производителя и эксплуатирующей организации уже вписаны в историю. Так, в 2016 году получил известность кейс, связанный с полевыми испытаниями моторного масла Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 в газовых автобусах King-Long XMQ6129Y. Регион эксплуатации — Астраханская область. Положительный результат эксперимента зафиксировали в Yuchai, выдав перевозчику соответствующий документ.

А в нашем случае речь сегодня идёт о промежуточной стадии испытаний — при наработке масла 20 тыс. км на СТО Mobil Delvac Express произведён плановый забор пробы (общий пробег автобуса на момент события 129 720 км). Маркированные контейнеры незамедлительно отправились в фирменную лабораторию ExxonMobil по программе Mobil Serv Lubricant Analysis. Взятые пробы будут проверены по множеству параметров, в том числе вязкости, механическим примесям, кислотному и щелочному числу, содержанию частиц сажи, воды. Ждём результатов для продолжения нашей истории. Как ранее отмечалось, в структуре затрат на ТО моторное масло — один из ключевых резервов для оптимизации.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

Дмитрий Торговкин,
руководитель отдела смазочных материалов для коммерческого транспорта и строительной техники ООО «Ойл Форби»

Тема применения моторных масел для газовых двигателей китайских марок с искровым зажиганием, работающих на метане, является относительно новой и в то же время актуальной для российских автобусных перевозчиков. В моей практике был пример получения газового допуска китайского автопроизводителя Yuchai на моторное масло Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 по результатам успешных испытаний в двигателях автобусов King-Long в Астраханской области. Компания-перевозчик на основании допуска Yuchai рекомендовала данный продукт для применения в газовых двигателях своих автобусов. Автобусы эксплуатируются в различных климатических зонах и там, где зимой температура окружающего воздуха зимой опускается ниже -15 °С, нужно заливать маловязкие масла, например SAE 5W-30. Москва здесь не исключение, сейчас зима аномально тёплая, но все помнят и морозные годы. Для обеспечения эффективных холодных пусков двигателей при низких температурах, исключения риска масляного голодания трущихся деталей и обеспечения максимальных интервалов замены масла мы предложили перевозчику перейти на полностью синтетическое масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30, имеющее газовый допуск MAN M 3271‑1.

Залили масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30: смотрим, что будет с мотором через 20 тыс. км

Алексей Ясинский,
мастер-приёмщик СТО Service Team

В испытаниях участвуют шесть газовых автобусов Yutong ZK6118 с пробегом более 100 тыс. км. Расход масла на угар минимальный, межсервисного долива не требуется. Комплексный анализ состояния работающего масла осуществляется периодически после наработки 20 тыс. км. Отбор проб производится в сервисном центре «КЛавто». Пробы опечатываются и отправляются в фирменную лабораторию ExxonMobil по программе Mobil Serv Lubricant Analysis. Данный инструмент исследования позволяет контролировать состояние двигателя и смазочных материалов в целях обнаружения преждевременного износа и загрязнения.

Рекомендованный производителем межсервисный интервал составляет 15 тыс. км. По результатам испытаний ожидаем увеличение интервала смены моторного масла. Это будет официальное одобрение от производителя двигателя Yuchai. Замечу, данный кейс нужно рассматривать в привязке к режиму эксплуатации автобусов. В нашем случае автобусы работают только в дневное время, передвигаются преимущественно в пробках, средняя скорость 10–15 км/ч. В ночное время машины отстаиваются на улице.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное