Top.Mail.Ru
Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре

фото: автора / 24.07.2020
Если вы захотите познакомиться с Турцией без привкуса пляжного туризма, я советую вам посетить политехнический музей семьи Коч в Анкаре. Рахми Коч сумел связать технику со сказочным колоритом Востока, разместив коллекцию в здании караван-сарая Ченгельхан. В нем 32 зала, которые наглядно показывают путь технического прогресса в стране с начала прошлого века.

Максим Приходько

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре

Найти музей очень просто. Надо попросить таксиста отвезти вас к городской крепости Анкары, возведенной еще в 1523 году. Сам музей находится напротив главных ворот цитадели. Ориентир — ресторан Divan, который тоже принадлежит семье Коч, или, как здесь говорят, «империи» Коч. Представители этой династии входят в крупнейший промышленно-финансовый синдикат Турции, который двигает страну вперед во всех смыслах с 1926 года. В музее есть небольшой зальчик, где представлена атмосфера рабочего кабинета Рахми Коча, есть его восковая фигура.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Атмосфера рабочего кабинета Рахми Коча и его восковая фигура.

Семья Коч основала крупнейший университет страны, им принадлежат банки, крупная нефтехимия, почти все местные автомобилестроительные компании. Естественно, что машинам и их проникновению в страну посвящен центральный зал музея. Нельзя сказать, что таких моделей вы никогда не видели. Тут важны обстановка и погружение в реалии местной истории.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре

В автомобильном зале вас встретит стайка машин Ford моделей А и Т. На этих шасси, исключая пижонский кабриолет Ford Т, представлены пикап, пожарный автомобиль и экипаж такси — машины, которые помогли становлению экономики страны. Благодаря стараниям Ататюрка, отца-основателя Турецкой республики, 40‑сильные бензиновые моторы Форда изо всех сил вывозили из страны дух прежней Оттоманской империи. Представленный экземпляр пикапа выпущен в 1930 году. Вторая версия модели А продержалась на конвейере всего 4 года, с 1927‑го по 1931‑й. Нам этот автомобиль знаком под именем ГАЗ-А. В начале 30‑х в СССР был построен автозавод по фордовской технологии. В музее выставлена рестайлинговая версия машины, у нее окантовка радиатора и корпуса фар сделаны из нержавеющей стали. Со временем Ford стал одним из самых массовых автомобилей новой Турции. Не случайно, что в 1959 году в стране было открыто первое совместное предприятие по выпуску автомобилей Ford Otosan, оно работает и по сей день. Привела американскую марку в страну семья Коч, увековечив позднее привязанность к машинам с голубым овалом на капоте в стенах своего музея.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Ford А 1930 года выпуска, в нашей стране его звали ГАЗ-4.

«Пожарка» на базе Ford T, чуть постарше, она 1924 года, одна из 15 миллионов, что были выпущены с 1908 по 1927 год. Она появилась в Турции в то время, когда в новой столице, Анкаре, улицы освещались примерно тремя сотнями электрических лампочек, а ослик с тележкой встречался на улицах города все 365 дней в году. Простенький 20‑сильный мотор расходовал не более 10 л/100 км, благодаря чему автомобиль получил большое признание везде, где эксплуатировался. Неудивительно, что на его базе делались самые разнообразные варианты надстроек. Например, пожарная версия. У машины есть небольшой бак для воды, насос, пожарный рукав со сменными стволами, а вот штатной лестницы нет. Потерялась, наверное, за давностью лет. Зато деревянная лавка для боевого расчета осталась в первозданном состоянии. Рядом с машиной выставлен ручной поршневой пожарный насос. Он перекачивал примерно 300 ведер воды в минуту. Долгое время он тушил пожары в городе Аксакоса на севере страны, оттуда был привезен и подарен музею.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Ford T, Fire Engine, год выпуска — 1924.
Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
У машины есть небольшой бак для воды, насос и пожарный рукав со сменными стволами.
Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Ручной поршневой пожарный насос. Долгое время работал в Аксакосе.

Вместе с автомобилями в страну пришла и вся положенная им инфраструктура. Рядом с пожарной машиной в музее экспонируется топливно-раздаточная колонка американской компании Tokheim. Она не простая, здесь представлен экземпляр с дозированной подачей топлива и счетчиком — самая передовая конструкция первой половины 20 века. Они появились в Турции чуть позже, чем в Америке, но практически наравне с Европой. Подача бензина осуществлялась не самотеком, а при помощи насоса. Примечательно, что в музее стоит колонка с саморекламой, а не раскрашенная в фирменные цвета какой-либо топливной компании. Для справки: цена на хорошо сохранившийся экземпляр, как этот, достигает на интернет-аукционах более полутора тысяч долларов. Надпись на колонке гласит: топливо содержит свинец.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Топливно-раздаточная колонка американской компании Tokheim.

Если вышеперечисленные экспонаты относятся к импортной технике, то следующий экспонат свой, турецкий — грузовой мотороллер Arcelik Triportor Lambro 200. Компания Arcelik с конца пятидесятых и по сей день тоже входит в империю Коч. Крупнейший на сегодня производитель бытовой техники, в начале второй половины 20 века она производила грузовые мотороллеры. Этот экземпляр выпущен в 1968 году. Естественно, что его конструкция не собственная, а итальянская, фирмы Lambretta. В свое время марка соперничала со знаменитой Vespa, но так и не смогла добиться ощутимых результатов. Lambretta шла по пути Ford — активно продавала лицензию на производство своих аппаратов вместе с документацией в развивающиеся азиатские страны. Послевоенную Италию сделал мотороллер, такой же путь избрали и в Турции. Страна после Второй мировой тоже нуждалась в экономичном и дешевом коммерческом транспорте. У мотороллера рамная конструкция, моторчик объемом 200 «кубиков», закрытая кабина на двух человек, неповоротное переднее крыло, а сам турецкий «муравей» обладал грузоподъемность до 500 кг. Самое то, чтобы развозить товары по узким турецким улочкам. У выставленного экземпляра своя история: им владел коммерсант по фамилии Григориадис. Он развозил на мотороллере по Анкаре овощи, фрукты и другую снедь. Надпись, сопровождающая экспонат, гласит, что это дар музею самого мистера Григориадиса.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Грузовой мотороллер Arcelik Triportor Lambro 200. Экземпляр 1967 года.

В кузове мотороллера находятся холодильники и стиральная машина. Эти агрегаты поставлены туда не просто так: они тоже местные и тоже марки Arcelik. Семейная империя изо всех сил старалась европеизировать страну по всем направлениям, включая труд местных домохозяек. Правда, вначале в стране появились конкурсы женской красоты, первый состоялся в 1929 году. К облегчению выполнения женщинами домашних забот пришли позже. В кузове мотороллера представлены одни из первых массовых моделей бытовых холодильников местного производства. Первый, турецкий, был выпущен в 1960 году. Стиральная машинка вышла годом ранее.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
В кузове мотороллера представлены первые турецкие массовые модели холодильников и стиральных машин.

Еще один экспонат музея, который достоин упоминания — газовый двигатель Crossley 1920 года. Данный агрегат был задействован в нефтегазовой сфере. Двигатель построен на базе разработок инженеров Отто и Лангена — поршень через кривошипно-шатунный механизм раскручивал главный вал с огромным маховиком. Преимущество такой конструкции было в том, что помимо газа мотор мог работать и на других видах топлива. В отличие от паровых машин схожей мощности такой двигатель можно было запустить и остановить практически мгновенно.

Не пляжная Турция: музей технического прогресса в Анкаре
Газовый двигатель Crossley, 1920 год.

А еще в музее собрана большая коллекция велосипедов, мотоциклов, различной бытовой техники, фото- и кинокамер, часов и других механизмов, а также моторных лодок и даже аэропланов, которые подвешены к прозрачному куполу крыши. Все эти экспонаты — зримые доказательства нового пути развития страны, во главе которой стал первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк. Если пойдете в музей с детьми, им тоже будет что посмотреть. В экспозиции представлена эволюция развития игрушек и детской одежды всего мира, включая пупсиков местного производства, которые производили на своих фабриках для местной детворы выходцы из семейной империи Коч.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. дядя+дима:

    хороший материал.

Статьи по теме
Популярное