От гибридов до электробусов: обзор новинок MAN и Neoplan

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора / 17.10.2019
В преддверии салона Busworld Europe компания MAN представила журналистам новинки автобусной техники под брендами MAN и Neoplan. Импро­визированное пассажирское автопредприятие было организовано на территории Allianz Arena, домашнем стадионе ФК «Бавария».

Из Мюнхена до Allianz Arena нашу группу везли на клубном автобусе MAN Lion`s Coach нового поколения. Компанию ему составил еще один «выпускник» MAN Bus Modification Centre — такой же Lion`s Coach, но в ливрее Немецкого футбольного союза. Мановцы с гордостью говорят, что являются партнерами десяти команд Бундеслиги. Лишнее подтверждение тому — стабильный объем заказов на эксклюзивную комплектацию: в 2018 году в MAN Bus Modification Centre было переоборудовано 128 автобусов. На пресс-конференции звучали цифры, характеризующие уверенный успех компании на рынке. В том же году было реализовано в общей сложности 7204 полнокомплектных автобуса и шасси. Это на 14 % больше, чем в 2017 году. Доля рынка выросла на 8,2 % и составила 14,5 %.

В смотре достижений автобусного хозяйства на Allianz Arena участвовали девять автобусов MAN и Neoplan. Больше всего новинок оказалось в городском сегменте. «Наши решения готовы раскачать рынок», — говорит руководитель отдела продуктов и продаж MAN Buses Руди Кухта, с удовольствием представляя новое семейство городских автобусов MAN Lion`s City. Самый перспективный среди них — низкопольный MAN Lion`s City E габаритной длиной 12,2 м. Литера E в обозначении модели обозначает тип привода — электрический. Электробус рассчитан на перевозку 98 пассажиров, имеется 32 места для сидения. Все накопители энергии у Lion`s City E интегрированы в крышу, что позволило не загромождать нижнюю часть салона и, в частности, оборудовать просторную накопительную площадку напротив центральной двери. Согласно техническим характеристикам, запаса энергии в батареях, суммарная отдача которых составляет 480 кВт.ч, хватит более чем на 200 км. Способ зарядки — длительный, то есть ночной. В MAN считают, что он наиболее удобен для клиентов, планирующих осуществлять зарядку в парке. К тому же ночной тариф на электроэнергию более выгодный, чем дневной. Создавая полноценную концепцию с точки зрения клиента, инженеры MAN использовали для постройки модульной платформы узлы и детали, которые хорошо себя показали и активно используются в версиях автобусов с ДВС. Lion`s City E не стали комплектовать ведущим мостом с мотор-редукторами. Электродвигатель, развивающий 270 кВт, здесь один. Он размещен в заднем свесе и соединен с обычным портальным мостом. Компактность силовой установки позволила отказаться от моторного отсека в задней левой части салона. В пассажирской зоне стало заметно свободнее, появился дополнительный ряд сидений.

Запас хода электробуса Lion`s City E превышает 200 км.
Электродвигатель, развивающий 270 кВт, размещен в заднем свесе и соединен с обычным портальным мостом.
В задачи 8‑киловаттного электромотора входит лишь помогать маршевому двигателю в момент интенсивного набора скорости.

В MAN считают, что электрификация общественного транспорта предрешена. Однако традиционные дизельные и газовые автобусы остаются в производственной программе. И отныне баварская марка может похвастать гибридными версиями с системой MAN EfficientHybrid для автоматического запуска и остановки ДВС. Среди новинок, получивших названную версию, следует упомянуть сочлененный MAN Lion`s 18 G с газовым двигателем. Это так называемый параллельный гибрид: в трансмиссию дополнительно встроен электродвигатель. Обладая мощностью всего 8 кВт, самостоятельно сдвинуть 18‑метровую 137‑местную машину ему затруднительно. Поэтому в задачи электромотора входит лишь помогать маршевому двигателю в момент интенсивного набора скорости. А в остальное время обратимый электроагрегат работает в режиме генератора, подзаряжая питающие его накопители энергии, которых, чтобы не перегружать автобус, сравнительно немного. Основное преимущество подобной схемы — в экономии топлива, ведь в паре с электромотором можно использовать ДВС меньшего литража. В представленном MAN Lion`s 18 G, который вместо прежнего газового мотора MAN E28 получил меньший по объему мотор семейства Е18, расход топлива снизился на внушительные 28 %.

Сочлененный MAN Lion`s 18 G с гибридной силовой установкой, топливо — газ.

Надпись MAN EfficientHybrid, говорящая о том, что автобус оборудован гибридным приводом, есть и у продемонстрированной в Мюнхене дизельной 12‑метровой модификации Lion`s City. Концептуально этот привод такой же, как у газовой машины: между двигателем и КП встроен вспомогательный электродвигатель, питаемый суперконденсаторами, установленными на крыше. Задача перехода к гибридной схеме здесь аналогичная: снизить потребление топлива, сократить выбросы в атмосферу. Стоит добавить, что заказы на гибридные машины принимаются с мая нынешнего года, и подавляющее число клиентов выбирают именно их. Некоторое увеличение стоимости за счет установки силовых компонентов и накопителей энергии окупается, согласно расчетам компании, через четыре года.

MAN Lion’s City Hybrid.

По прогнозам MAN, даже в 2030 году треть машин общественного транспорта останется неэлектрифицированной. А значит, и обычный дизель рано списывать со счетов. Оттого для двухосной версии MAN Lion`s Coach примерили новейший 9‑литровый мотор D1556 LOH с тремя вариантами настроек (280, 330 и 360 л. с.), удовлетворяющий нормам Евро-6d, которые вступают в силу в сентябре этого года.

Мановцы с гордостью говорят, что являются партнерами десяти команд Бундеслиги.

Ярким моментом мюнхенской презентации стал туристический Neoplan CityLiner, оснащенный системой OptiView, видеокамерами вместо традиционных внешних зеркал заднего вида. Изображение с них выводится на мониторы, установленные на стойках ветрового стекла слева и справа от водителя. Блоки попарно установленных видеокамер значительно компактнее, чем зеркала, что позволяет не только существенно снизить аэродинамическое сопротивление кузова, но и исключить помехи для обзорности в боковые стороны. Кстати, такое решение дает еще один плюс — на обзорность назад теперь не влияет ни загрязненность стекол, ни загрязненность зеркал, поскольку мониторы вообще не подвержены загрязнению из-за внешних погодных условий, а объективы видеокамер расположены выше — большинство брызг до них просто не долетает. Из личных ощущений, система OptiView практически не требует привыкания. На адаптацию после обычных зеркал — считаные минуты. Дополнительно тестовый CityLiner получил систему кругового обзора. Картинка в формате «вид сверху» выводится на отдельный монитор, размещенный в центре передней панели — в условиях сложного маневрирования лучшего не придумать. Заметим, что MAN стал первой компанией, применившей подобное решение в автобусном сегменте. И по всей видимости, идея будет иметь большие перспективы на рынке.

Neoplan City Liner представлен с системой заднего вида OptiView.
Изображение в формате «вид сверху» выводится на отдельный монитор, размещенный в центре передней панели — в условиях сложного маневрирования лучшего не придумать.

На нынешней выставке Busworld баварская компания покажет также две новые модели микроавтобусов — электрический eTGE Combi и TGE City с обычным ДВС. Обе были представлены на презентации. Новый eTGE Combi построен на основе электрического фургона eTGE и рассчитан на перевозку до восьми пассажиров и 500 кг груза. В подобной конфигурации автомобиль, как заявляет производитель, подходит для движения в зонах с ограниченным выбросом вредных веществ, а также в жилых районах и на прочих территориях, где уделяется особое внимание низкому уровню шума. Аккумуляторы размещаются под приподнятым полом. Заявленный запас хода составляет до 173 км в цикле NEDC или 114 км в цикле WLTP.

Электрический eTGE Combi рассчитан на перевозку восьми пассажиров и 500 кг груза.

Микроавтобус TGE City также построен на базе цельнометаллического фургона TGE. Судя по шильдику, переделкой занимался MAN Modification Centre. В основу автобуса легла низкопольная платформа, позволяющая гибко размещать в салоне складные сиденья, инвалидные коляски, а также стационарные кресла или организовывать стоячие места. Развитая линия остекления микроавтобуса обеспечивает практически панорамный обзор для пассажиров. В качестве дополнительной опции предлагаются мониторы с указанием маршрута на ветровом и боковых стеклах, камера заднего вида и вмонтированная в крышу система кондиционирования.

В общем, ожидается, что и этот пассажирский дуэт малого класса станет полноправным участником премьер лиги сезона.

Статьи по теме
Популярное