Курсы MAN ProfiDrive: результаты водителей до и после обучения

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора / 28.08.2019
Ведущие производители коммерческой техники успешно реализуют в России программы повышения водительского мастерства. В чем главная цель проводимых тренингов? Побывав на курсах MAN ProfiDrive, мы убедились в том, что даже водители-профессионалы могут здесь узнать много нового для себя.

Хорошего водителя отличает желание стать лучше. Экология, безопасность, ужесточение отраслевого законодательства и, как следствие, улучшение конструкции автомобиля — эти современные драйверы ускоряют эволюцию транспортного бизнеса, а значит сама жизнь требует от профессионала постоянного повышения квалификации. Неудивительно, что курсы водительского мастерства приобретают все большую популярность у перевозчиков. Разумеется, каждый из автопроизводителей делает это с привязкой к особенностям своей техники. И правда, ведь новые агрегаты и системы требуют постоянной актуализации знаний о передовых технологиях.

Какие выгоды получает транспортная компания, отправившая своих сотрудников на обучение? Корреспонденты «Автопарка» побывали на занятиях MAN ProfiDrive в «Магнит» (обладателя одной из самых развитых логистических систем в России) и «Лента» и сравнили контрольные результаты профессионалов до и после обучения.

НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Для водителей грузовиков и автобусов, а также руководителей автопарков компания «МАН Трак энд Бас РУС» предлагает несколько базовых программ по управлению и правильной эксплуатации дорожной и внедорожной техники MAN. Наибольшей популярностью у перевозчиков пользуется курс по экономичной эксплуатации магистральных грузовиков. Занятия включают теорию и практику. Водитель проезжает заранее составленный маршрут дважды: сначала в своем обычном ритме, а затем — с подсказками инструктора.

Показатели заезда снимаются с бортового компьютера, так нагляднее.

Итак, мы на площадке распределительного центра компании «Лента» в подмосковном Чехове. Сегодня здесь практические занятия. Общепринятая норма, когда на занятиях используется техника клиента. В нашем случае — это рефрижераторный автопоезд с тягачом MAN TGS. Машина груженая, полная масса автопоезда 38 тонн.

Запуск двигателя, обнуление бортового компьютера — и можно трогаться в путь. Задача слушателя курсов — проехать маршрут с применением новых знаний, полученных на занятии, и выполнить все установки инструктора.

«Экономить начинаем уже с первых метров поездки, — советует тренер курса MAN ProfiDrive Тимур Щебетов. — Коробка передач адаптируется под стиль водителя, поэтому нужно соблюдать два условия: плавно работать педалью газа и максимально использовать инерцию».

ОБУЧЕНИЕ В ДОРОГЕ

Водитель Андрей Савченко прибыл в Чехов из ростовского филиала компании «Лента». На курсах MAN ProfiDrive он второй раз и уже успел поделиться опытом со своими коллегами в домашнем регионе. Обучение Андрею помогает. Приобретенные навыки положительно отражаются на зарплате. «За экономичную езду предприятие выплачивает прибавку к зарплате, бывает и существенную», — говорит он.

Первая часть маршрута — движение по населенным пунктам, спуски, подъемы, перекрестки, узкие дороги. Перед въездом на холм инструктор советует перевести КП в ручной режим и сильнее нажать педаль акселератора. По его словам, такая манипуляция нужна, чтобы «робот» не переключился на пониженную передачу, иначе стрелка тахометра подпрыгнет на 300 об/мин и потребуется больше топлива. Далее двигаемся на спуск. Андрей активирует тормоз-замедлитель, Тимур одобрительно кивает. От использования ретардера одни плюсы — он экономит ресурс тормозных механизмов, сохраняется запас воздуха в пневмосистеме, уменьшается теплонапряженность двигателя — ведь подача топлива отключается и сгорания в цилиндрах не происходит. К слову, на MAN TGS ретардер работает в широком диапазоне скоростей. Педаль тормоза используется только для полной остановки.

Обязательный компонент занятия — езда по скоростной магистрали. Для поддержания постоянной скорости в активе MAN TGS два помощника: система круиз-контроля и ограничитель максималки. В первом заезде Андрей использовал круиз-контроль (я бы принял аналогичное решение, зная, что, например, у шведских компаний, если водитель не использует круиз-контроль, то понижается оценка управления грузовиком). Однако сейчас инструктор просит водителя активировать ограничитель скорости. «Эта система даст большую экономию», — объясняет Тимур и предлагает убедиться в сказанном на практике. Все, что требуется от водителя — нажать педаль акселератора до упора (без продавливания кнопки кикдауна) и удерживать ее в таком положении постоянно. В ответ на данную команду блок управления выбирает оптимальную дозировку топлива в цилиндры: двигатель работает равномерно, без подгазовок.

Итоги на финише важны для протокола. На 36 километров дистанции израсходовано ровно 11 л, и это на 0,5 л меньше в сравнении с первым заездом. Показатель среднего расхода топлива также изменился в лучшую сторону: 31 л против 32,1 л/100 км в начале обучения. Остается пересчитать этот эффект на масштаб всего предприятия. Кстати, кроме заметной выгоды по экономии сберегается ресурс автомобиля, что повышает его стоимость на вторичном рынке. Да и водители после курсов ProfiDrive начинают мыслить по-другому. В конечном итоге это выгодно всем.

Первые курсы ProfiDrive провели в Германии в далеком 1981 году. Первое обучение совместно с немецким инструктором в России было организовано в 2006 году. С 2007 года в РФ программа осуществляется усилиями российских тренеров.

Сергей Лоленко, руководитель проекта систем обучения водителей, розничная сеть «Магнит»

Необходимость обучения водительского состава возникла не вчера, поскольку «капитаны большегрузов» уже давно перешли из разряда людей, управляющих просто грузовиком, в разряд операторов сложной коммерческой техники. За последние 20 лет автомобиль кардинально изменился. И мы часто наблюдаем такую картину, когда кандидат на должность водителя обладает большим опытом работы, но работы на относительно старой технике. Соответственно, сидящий за рулем вроде бы уже опытный водитель, однако он не может самостоятельно раскрыть весь потенциал современного грузовика. А ведь это нужно сделать максимально эффективно. Наверное, мы одни из первых, кто в таком широком масштабе решил обучить персонал экономичному и безопасному вождению. Под наши требования MAN адаптировал курс обучения для почти 10‑тысячного штата сотрудников. Схема построена следующим образом. В первую очередь тренеры MAN обучают наших водителей-инструкторов, а они транслируют эту информацию линейному персоналу. Таким образом мы значительно экономим время, которое, как известно, является невосполнимым ресурсом. Кроме этого в штатное расписание введена должность водителя-инструктора — эти люди проводят практические занятия непосредственно в АТП. Примерно год назад стартовал наш пилотный проект в четырех предприятиях объединения. Поскольку идея уже доказала свою целесообразность, мы приняли решение транслировать ее на все 35 предприятий.

Если говорить о ключевых показателях эффективности линейного состава, мы ввели так называемый «рейтинг водителя». Он вычисляется исходя из показателей экономичности и безопасности. Чем выше водитель в рейтинге, тем больше ценность его наставника. По итогам обучения фиксируется не только сокращение случаев перерасхода топлива, но и стремление водителей к экономии. Так, «Магнит» уже добился хороших результатов по снижению потребления дизельного топлива.

Наша внутренняя система обучения направлена и на то, чтобы принимать на работу водителей любого уровня и в итоге приводить их к нужному результату. После обучения сотрудник находится под пристальным контролем. Мы должны понять — применяются полученные знания, умения и навыки или нет. Для этого «Магнит» тестирует инструменты, которые позволяют дистанционно наблюдать за водителями, планируется масштабировать решения уже в ближайшее время.

Тимур Аляутдинов, руководитель проектов послепродажного обслуживания MAN

У MAN имеется три программы обучения водителей, которые мы предлагаем собственникам техники. Во-первых, это вводный курс, где рассказывается как об истории марки, ее структуре, так и об основных и вспомогательных системах автомобиля, и об его органах управления и основах технического обслуживания. Вторая тема — программы по экономичному и безопасному управлению грузовиком или автобусом. Отдельный курс называется «Эксплуатация грузовой техники MAN в условиях бездорожья».

Наибольшим спросом пользуется программа экономичной и безопасной эксплуатации, которая помимо снижения расхода топлива призвана продлить ресурс узлов и агрегатов транспортного средства. Ее результаты уже в краткосрочной перспективе помогают перевозчикам сделать выбор в пользу обучения водительского состава. Однако следует понимать, что у человека существует короткая и длинная память, так устроен любой индивидум. А значит, достигнутые водителем результаты необходимо постоянно контролировать и при необходимости производить корректировку навыков вождения. Мы предлагаем спустя полгода проводить повторный курс, именно он в значительной мере поможет сформировать правильный режим вождения на долгосрочный период. Крупным автопаркам эффективнее обучить у нас своего инструктора — специалист будет в оперативном режиме исправлять ошибки водителей и стажировать новичков.

Если говорить о деталях обучения, экономически целесообразно, чтобы в группе было от пяти до восьми слушателей. Именно столько способен эффективно обучить один инструктор за один день. Курс включает несколько этапов. Все начинается с практического вождения в обычном режиме, на этом этапе инструктор фиксирует расход топлива и выявляет ошибки находящегося за рулем. Второй этап — теоретическая часть, где слушатели получают новые знания, умения и навыки. Далее снова практика — усваивание пройденного материала. Итог занятий — сравнение показателей прохождения маршрута до и после обучения. Хочу отметить, что зачатую мы сталкиваемся с однотипными ошибками водителей, такими как неправильный разгон на неверно выбранной передаче, несвоевременное переключение КП, некорректное использование блокировок дифференциалов. Тем не менее, отрадно осознавать, что российские перевозчики стали все больше уделять внимания обучению водителей. К слову, в Европе требования к повышению квалификации для водителей коммерческого транспорта закреплены в законодательстве. У нас дополнительное обучение развивается только на добровольной основе.

Игорь Копылов, начальник автохозяйства компании «Лента»

 

В парке компании «Лента» более 300 большегрузных автомобилей. В нашем чеховском филиале 64 грузовика и 160 водителей. Обучение MAN ProfiDrive мы заказываем ежегодно. Собираем на нашей базе в Чехове лучших водителей со всех региональных филиалов. А они делятся опытом со своими коллегами на местах. Стараемся с каждого автохозяйства привлекать 5–6 % водителей. Мы уже пять лет пользуемся данной программой, порядка 80 % линейных сотрудников уже прошли этот курс и имеют соответствующий сертификат. Каждый сотрудник должен быть в курсе всех нововведений, поэтому опытные водители активно стажируют новичков в филиалах.

Система мониторинга, имеющаяся в каждом автомобиле, позволяет нам следить за работой техники в режиме онлайн. Мы видим удаленно практически все показатели, начиная от мгновенного и среднего расхода топлива и заканчивая ускорениями, торможениями, пробегом и скоростью. Никаких гонок. Скоростной режим мы устанавливаем в зависимости от фактических погодных условий. Водитель обязан бережно относиться к технике и товару, который везет. Отсюда и главная цель обучения — экономичное, бережливое и безопасное вождение. Приведу пример. За руль MAN TGS садится неопытный человек, который всю жизнь, простите за жаргон, «дергал палку». Понимая, что нужно экономить, он будет ездить со скоростью ровно 70 км/ч, а роботизированная коробка, подстраиваясь под предложенный режим, станет чаще переключаться с 12‑й на 11‑ю передачу (ввиду малого запаса крутящего момента на низких оборотах). Как следствие — ускоренный износ дорогостоящего агрегата.

В общем, обучение выгодно и водителю, и предприятию. Мы инвестируем в сотрудников, которые будут правильно эксплуатировать наш парк. В результате в компании снижаются затраты на топливную составляющую — экономия до 45 %. Кроме этого, мы исключаем вероятность дорогостоящего ремонта, уменьшаем расходы на плановое ТО, те же тормозные диски, шины и прочие расходные компоненты. Затраты на обучение себя вполне оправдывают.

 

Статьи по теме
Популярное