Top.Mail.Ru

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

фото: автора / 09.12.2020
«КАМАЗ-мастер» поедет на «Дакар-2021» четырьмя экипажами: расскажем как шла подготовка к новому этапу легендарной гонки

Александр Трохачев

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Новый моторхоум «КАМАЗ-мастер» с седельным тягачом КАМАЗ-54901.

Не ищите название этого этапа — его нет в календаре ни одного из соревнований. Просто здесь, вблизи Набережных Челнов и недалеко от некогда существовавшей деревушки Елабужского района Татарстана, гоняют реальные грузовики «КАМАЗ-мастер». До революции 1917 года этот поселок носил название Чёрный Ключ, а сегодня его нет — осталось одно название. Но именно здесь команда традиционно катает гостей на спортивных автомобилях, усаживая пассажиров на места механика и штурмана.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Имитация гоночного режима с пассажирами в Тарловке.

«Гостевая» трасса небольшая — протяженностью всего 30 км, из которых 15 км в одну сторону идет заезд на максимальную динамику, потом проезд по неровностям и перед финишем — прыжок с трамплина. Заезды не прогулочные, а в режиме имитации гонки. При старте с места на коротком участке по грунту КАМАЗ-43509 (4х4) за 10 секунд набирает скорость 100 км/ч! А вскоре после этого и вовсе заставляет стрелку спидометра упереться в отметку 138 км/ч. Далее срабатывает ограничитель.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

В рамках осеннего пресс-тура пилотами выступили действующий чемпион «Дакара-2020» Андрей Каргинов и триумфатор ралли-рейда «Шелковый путь-2019» Антон Шибалов. Андрей в команде с 2005 года, а Антон — с 2008‑го, у обоих огромный опыт участия и побед в международных соревнованиях. На «Дакаре-2020» экипаж № 511 Андрея Каргинова в составе штурмана Андрея Мокеева и механика Игоря Леонова занял первое место. Экипаж под № 516 усилиями пилота Антона Шибалова, штурмана Дмитрия Никитина, механика Ивана Татаринова взял серебро.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Пилоты международного класса Антон Шибалов (слева) и Андрей Каргинов — чемпион «Дакара-2020».

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАМАЗ-43509

Выставленные для заездов грузовики являют собой технику предыдущего гоночного сезона. КАМАЗ-43509 (4х4) был создан в мае 2018‑го и успел одержать победы на «Дакаре» 2019 и 2020 годов. Перед новым сезоном машина претерпела ряд усовершенствований.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
КАМАЗ-43509 (4х4), победитель «Дакара» 2019 и 2020 годов, был создан в мае 2018‑го.

Еще в прошлом сезоне были оптимизированы рабочие процессы двигателя, в результате чего снизилась дымность выхлопа не в ущерб динамике. Инженеры модернизировали элементы впускной и выпускной систем. Для лучшей развесовки было перекомпоновано оснащение кузова, удалось уменьшить усилие на рулевом колесе.

В 2020 году с учетом полученного гоночного опыта и ограничений Технического регламента по доработке серийных изделий в Челнах продолжили модернизацию КАМАЗ-43509. В частности, сократили время повышения давления воздуха в шинах. Ряд мер направили на улучшение разгонной динамики, снижение неподрессоренных масс. Возникшие в Саудовской Аравии технические проблемы потребовали увеличения надежности компонентов двигателя. Помните, экипаж пятикратного победителя «Дакара» Эдуарда Николаева после шестого этапа 2020 года снялся из-за поломки двигателя? Он продолжил борьбу, но уже вне общего зачета, конструкторы экспериментировали с другими материалами. Усилия не должны пропасть даром.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Цех испытаний и доводки двигателей работает круглогодично.
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Айдар Беляев с главным трофеем «Дакара» — «Золотым Бедуином».

В «КАМАЗ-мастере» никто и не надеется на авось. Доводку отдельных систем и всей конструкции грузовиков вели на этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» в Астраханской области и во время горных тестов на Кавказе.

ПЯТЬ МИНУС ОДИН

Состав экипажей «КАМАЗ-мастер», выезжающих на «Дакар-2021», известен. В команде на сегодня пять боевых пилотов, пять экипажей одинаково сильного уровня. Великолепная пятерка — почти как в хоккее, которым Владимир Чагин занимался в детстве. На 43‑й «Дакар» нужно было выбрать четверых, кто будет защищать цвета «КАМАЗ-мастера», представлять Россию. Решение было непростым.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Передвижная комната отдыха для членов экипажа.

Если вспомнить предыдущие годы, то каждый из пилотов пропускал «Дакар»: Антон Шибалов, Андрей Каргинов, Айрат Мардеев и их коллеги. По признанию Владимира Чагина, были опасения, что не сможем выступить четырьмя экипажами, а только тремя или даже двумя. Причиной стали финансовые трудности, с которыми столкнулись спонсоры. «КАМАЗ-мастер» благодарен всем партнерам, которые, несмотря на сложную экономическую ситуацию, свои материальные потери не переложили на команду. В сезоне-2021 оставит руль гоночного грузовика Эдуард Николаев. Соответственно, «Дакар» пропустит весь его экипаж — штурман Евгений Яковлев и механик Владимир Рыбаков. Это решение было вынужденным. К сожалению, в новом сезоне впервые за многие годы в «Дакаре» не примет участие Сергей Савостин, с которым Владимир Чагин ездил в одном экипаже 15 лет! Здоровье не позволяет Сергею выехать на «Дакар» — он переболел COVID-19. Мгновенно вирус из организма не выходит, а период восстановления занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Посоветовавшись, приняли решение, что Эдуард Николаев поедет в роли менеджера команды и будет помогать руководителю во всех вопросах. Благо, у него за плечами более чем 15‑летний опыт работы в команде и в роли механика, и в роли пилота. Да и опыт административной работы для него не будет лишним. Сергей Савостин на этот раз будет координировать действия подчиненных из штаба в Набережных Челнах. Одновременно он сосредоточится на подготовке новой гоночной техники к следующему спортивному сезону. Безо всякого преувеличения «Дакар» — это шесть месяцев жизни, сжатых в две недели. И от каждого члена команды на это время требуется полная самоотдача сил, энергии, воли. И здоровье, по выражению Владимира Чагина, должно быть не на пятерку, а на пять с плюсом!

С КАБИНОЙ ПОКОЛЕНИЯ К5

Производственный цех «КАМАЗ-мастера» — место, где гоночные грузовики создают, испытывают, разбирают до винтика, проверяют, а потом заново собирают. Вот и в день пресс-тура здесь оказалось несколько «обезглавленных» машин. С них сняли кабины и разобрали до голого металла. На время визита гостей двигатели и отдельные узлы конструкции накрыли — чтобы в объективы случайно не попало лишнее, секретное.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Моторхоум на шасси КАМАЗ-65207 (6х6) для 12 человек построен в Чехии в 2019 году.

В разобранном виде камазовские кабины выглядят непривычно. У них нет никакой тепло- или шумоизоляции, вся электропроводка на виду, в зоне быстрой доступности — для ускоренного ремонта в полевых условиях. Оно и понятно: речь идет не о красоте, а о функционале. В последние годы то, что есть из лучшего в кабинах — это электрокондиционеры. Хотя они понижают температуру незначительно, но считаются настоящим благом для экипажа.

Ведущий экскурсию Айдар Беляев в команде с 1991 года, 23 сезона ездил штурманом и успел побороться за титулы и призовые места с девятью пилотами! Как и каждый член команды, он знает требования техрегламента FIA как «Отче наш». Например, вес машины должен быть не менее 8,5 тонн. Самое необходимое на борту — топливный бак на 1000 л, две запаски, небольшой ящик с запчастями для экстренных случаев. Всегда есть две лопаты, домкраты, трансмиссионное и моторное масло.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Автодом на шасси КАМАЗ-635050 (6х6) с модульным кузовом из Франции построен в 2004 году.
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
На борту автодома есть кухня и душевая кабина.

Все это, включая централизованную подкачку шин, наличествует на автомобиле с кабиной новейшего поколения К5. Целиком в октябре его еще не было: флагманская кабина без начинки была установлена на раме с так называемым теплым металлом. «КАМАЗ-мастер» является заводской командой, и потому спортсмены должны рекламировать серийную продукцию (чем и занимаются все 32 года существования команды).

Главное сходство спортивных и серийных грузовиков — это комплектование деталями от одних и тех же поставщиков: что на главный конвейер, что в производственный цех спортивной команды. Это двигатель, трансмиссия, мосты, подвеска. Новый грузовик поколения К5, который хорошо продается в России и за рубежом, будет и в составе «КАМАЗ-мастера». В нем реализованы свежие конструкторские решения. В частности, применена новая передняя подвеска, и есть надежда, что эта машина окажется быстрее техники нынешнего поколения.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ROADBOOK

Слухи о его внедрении ходили еще на прошлом «Дакаре», и вот они материализовались: на «Дакаре-2021» штурманам придется работать с электронным роудбуком. Непривычно, но что поделаешь: все находятся в одинаковых условиях. Опыт штурманов должен позволить извлечь его во благо команды и придать борьбе на этапах новый накал. Камазовцы уже нашли место, где он будет надежно фиксироваться, подготовили жесткое крепление, проверили — держит! В последующем это должно позволить ехать еще быстрее, не теряя времени на сложных развязках.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»
Так выглядит внутри новый моторхоум «КАМАЗ-мастер» с седельным тягачом КАМАЗ-54901.

Комментируя введение электронных роудбуков, Владимир Чагин отметил: «В ралли-рейдах темп пилота всегда зависит от штурмана. Если уровень подготовки недостаточный, пилот подстраивается под человека с картой, больше сбрасывается на развилках, потому что цена ошибки слишком высока — потеря времени и, возможно, победы. Нововведение должно поднять уровень подготовки штурманов и обострить накал конкурентной борьбы. Говорю как бывший пилот: 33 % успеха зависит от водителя, 33 % — от штурмана и 33 % — от автомобиля. Верю: мы — справимся!».

Впрочем, не так страшен черт, как его малюют. В «Дакаре» 2020 года экипаж Андрея Каргинова за всю многодневную гонку потерял времени ничтожно мало — 21 минуту 37 секунд. А во второй половине «Дакара» потерь времени вообще не было. По всем статьям очень достойная и красивая победа получилась. Осталось только повторить успех годичной давности.

Кабина К5 и дома на колесах: как «КАМАЗ-мастер» готовится к новому «Дакару»

Уже в начале декабря во французском Марселе пройдут первичные технические проверки и погрузка на паром для отправки техники участников «Дакар-2021» на Аравийский полуостров. Старт 43‑го по счету ралли-марафона состоится 3 января с побережья Красного моря из Джидды. Представлять Россию в зачете грузовиков будут экипажи Андрея Каргинова, Антона Шибалова, Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова. Всем им пожелаем удачи!

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. андрей:

    а что у камаза русского-шильдик

Статьи по теме
Популярное