«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора / 27.01.2020
Каждый месяц из цехов Ивановского автокранового завода выходит несколько десятков стреловых кранов, над созданием которых трудилось много людей. Чем живёт легендарное машиностроительное предприятие сегодня? Мы посетили производственную площадку в канун празднования 65‑летия выпуска первого отечественного автокрана К-51.
Таким был первый автокран К-51, юбилей которого отпраздновали на заводе.

Причиной нашего посещения Ивановского машиностроительного завода стало празднование в конце 2019 года 65‑летия выпуска первого автокрана К-51 на шасси МАЗ-200. Тем самым было положено начало массовому производству стреловых кранов на автомобильном шасси в СССP.

Сейчас в Ива-но-во выпускают автокраны на шасси «Урал», МАЗ, КАМАЗ грузоподъёмностью от 16 до 40 тонн.

Сегодня знаменитая модель, поднимавшая грузы до 5 тонн, занимает почётное место на постаменте во дворе завода. Приятно было видеть на празднике сына водителя этого автокрана — Николая Гоцкина. Он специально прилетел из Иркутска, чтобы рассказать о 30‑летней истории почти одушевлённой связи своего отца и его автокрана.

Николай Гоцкин.

Связь прошлого с настоящим олицетворяла экспозиция современной техники производства «ИМЗ Автокран». На центральной аллее завода выстроилась длинная шеренга стреловых кранов, раскрашенных в жёлтый и синий корпоративные цвета. Сейчас в Иваново выпускают автомобильные краны на шасси «Урал», МАЗ, КАМАЗ грузоподъёмностью от 16 до 40 тонн. Оживление завода началось с мая 2017 года, когда на базе активов существующего предприятия, признанного банкротом, было организовано новое юрлицо — ООО «ИМЗ Автокран» с новым составом акционеров. Первой задачей предприятия стало восстановление полной продуктовой линейки в сегментах 16, 25 и 35–40 тонн по грузоподъёмности. В 2018 году благодаря активной работе дирекции по маркетингу и продажам краны с буквой «И» на стреле начали активно находить покупателей. Всего по итогам минувшего года завод выпустил на рынок 375 автокранов. В 2019 году реализовано 620 единиц автокрановой техники (год закрывается с положительной рентабельностью), в 2020‑м планируется достичь показателя в 933 единицы. Доля «Ивановца» на российском рынке — 25 %. Учитывая, что исторически доля марки составляла 47–49 %, ивановским машиностроителям есть куда стремиться. Правда, есть одно «но» — локальный рынок настолько тесный, что производители здесь буквально толкаются плечами. В этих условиях экспорт приобретает жизненно важное значение. В этом году, по сравнению с прошлым, доля экспорта увеличилась более чем в два раза. Сейчас завод, в основном, работает со странами ближнего зарубежья, где «Ивановцев» знают и помнят. В планах — расширение зарубежного рынка сбыта, лакомый кусок — Африканский континент.

Модель КС-25 SLA CNG на базе газомоторного КАМАЗ-53118.

ОТ В ДО М

Рынок автокранов сегодня становится клиентоориентированным. Реагируя на тренд кастомизации, завод идёт в сторону расширения номенклатурного ряда. Особый акцент — на 25‑тонную линейку, поскольку именно она является ключевым сегментом рынка (16‑тонники сдают свои позиции кранам-манипуляторам). Напомним, линейка «Ивановцев» грузоподъёмностью 25 тонн исторически включала две разновидности — с индексами КС и АК, отличающиеся длиной стрелы и площадью опорного контура. Модель КС в маркетинговых целях разделили на бюджетную (В) и модернизированную (М) версии, облегчив тем самым выбор потребителю. Исполнение КС-М получило усовершенствованную кабину белого цвета (ранее такими кабинами оснащались исключительно модели АК) и увеличенный опорный контур. У «эмки» появились варианты с длиной стрелы 22 и 24 м, усилен опорный контур (показатель грузового момента вырос до 85 тм), модернизирована система гидравлики. Что ещё изменилось в техническом плане? С целью дальнейшего улучшения потребительских свойств в гидросистеме стали применять металлические оцинкованные трубки с разрезным кольцом. Это решение, коснувшееся всех моделей, обеспечило более надёжную затяжку резьбовых соединений, как результат — потенциальное отсутствие утечек рабочей жидкости.

«Ивановец да Палех» — Жар-птица на крановой стреле стала символом возрождения предприятия.

В 2019 году завод добавил в производственную программу краны на газомоторном шасси, использующем в качестве топлива сжатый метан (версия CNG). Модель КС-25 SLA CNG на базе полноприводного КАМАЗ-53118, представленная на выставке bauma CTT, позиционировалась производителем как «лучшее в настоящее время предложение для российских потребителей высокотехнологичной и экологичной крановой техники».

Продукция на шасси МАЗ выпускается штучными экземплярами.

В числе других новинок текущего года 32‑тонный кран, которого до сих пор не было в линейке «Ивановцев». Краны семейства Air, полностью удовлетворяющие требованиям Технического регламента для движения по дорогам общего пользования.

40‑тонный КС-65740‑7 в фирменной ливрее клиента.

В ближайших планах завода выход в востребованный и уже освоенный конкурентами сегмент 50‑тонников. Подробностей руководство «Ивановца» не сообщает, известно лишь то, что «тяжеловес» будет базироваться на четырёхосном шасси КАМАЗ, и по аналогии с лёгкими собратьями в линейке будет две версии — бюджетная и модернизированная. Заводское КБ восстановлено, сейчас в нём трудятся 40 специалистов. Люди полны энтузиазма, так что «Ивановцу» будет чем нас удивить.

ВСЁ, ЧТО СВЯЗАНО С МЕТАЛЛОМ

Вообще, в 2020 году продуктовая линейка будет выглядеть весьма внушительно, об этом рассказал гендиректор ООО «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган. В ассортимент добавится много позиций некрановой продукции — всё, что связано с металлом в привязке к автомобильному шасси. «Наша компетенция — работа с металлом, мы умеем его резать, варить, гнуть и в итоге изготавливать сложные и ответственные конструкции, — говорит Игорь Кульган. — В этом ряду может быть всё, что связано со строительством платформ на шасси, телескопическими стрелами». В качестве расширения продуктового портфеля рассматриваются различные варианты, например, телескопический погрузчик и ряд других изделий, которые не производятся в России. Ещё одно перспективное для предприятия направление — производство крановых компонентов для рынка запчастей.

Гендиректор ООО «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган.

Возможности для реализации новых проектов есть. Произ-вод-ственные мощности «Ивановца» — пожалуй, самые передовые в отрасли. Чего стоит участок по производству овоидных стрел (их применяют во всех моделях ивановских автокранов) производительностью до 300 изделий в месяц. Запущенный в эксплуатацию в начале нулевых, он считается одним из лучших в стране на сегодняшний день. Уровень автоматизации на резке, сварке и гибке достигает 80 %. Задача оборудования не только выполнить ровный сгиб девятиметровой заготовки, но и обеспечить 100 %‑ную повторяемость результата для всей партии. Последнее, впрочем, зависит и от качества металла. Именно поэтому четырёх- и пятисекционные стрелы изготавливаются из импортных материалов, например шведской стали SSB, а металл отечественного производства («Северсталь», НЛМК) применяется в трёхсекционных стрелах.

Участок по производству овоидных стрел считается одним из лучших в стране на сегодняшний день.

Качественные изменения на производстве видны невооружённым глазом. Сейчас основной акцент предприятие делает на систему менеджмента качества. Об этом можно судить, в том числе, по организации работы в главном сборочном цехе, где каждый сошедший с конвейера автокран проходит две стадии контроля, плюс испытания под нагрузкой, длящиеся от 8 до 36 часов, в зависимости от тоннажности. У клиентов есть возможность убедиться в работоспособности крана перед отгрузкой — для этого на заводе выделена специальная площадка. Отсутствие нареканий при вводе оборудования в эксплуатацию — важный элемент в поддержании имиджа предприятия.

25‑тонная линейка является ключевым сегментом рынка автокранов.

«Мы можем победить только в двух случаях, — говорит Игорь Кульган. — Если у нас будет безупречное качество и безупречная сервисная сеть». Сейчас сервисная сеть создаётся как независимая — она насчитывает около 180 партнёров. В планах — организация собственных сервисных точек «Ивановца», которые будут работать в качестве эталона, мотивируя сеть на повышение стандартов качества.

16‑тонный КС-35714К3 на двухосном шасси КАМАЗ.

«Автокран» — это, прежде всего, люди. Набор сотрудников стал одной из главных задач заводской кадровой службы. Была специально разработана программа по повышению имиджа «ИМЗ Автокран» как привлекательного работодателя. Началось взаимодействие с кадровыми центрами области, профильными учебными заведениями, службой занятости.

Основной акцент предприятие делает на систему менеджмента качества.

Приложенные усилия окупаются. Сейчас на заводе трудится 1200 работников. Среди них есть как опытные специалисты, так и новички. Большая ставка делается на студентов. Завод — единственное промышленное предприятие в Иваново, которое массово принимает на практику молодых людей с временным трудоустройством и платит за отработанное время.

Словом, несмотря ни на что, легендарный завод был и остаётся самым узнаваемым предприятием Ивановской области. Задача предприятия — сохранить высокий статус и продолжать развиваться, добиваясь всё новых и новых высот.

Гимн в честь юбилея

Отпраздновать юбилей в Ивановской областной филармонии собралось много гостей. Среди них работники предприятия, представители федеральных, региональных и городских органов власти, профессиональных ассоциаций и организаций — партнёров по бизнесу. Но главными участниками праздничного вечера, безусловно, стали ветераны завода — более 350 человек. Открылось мероприятие торжественным исполнением восстановленного гимна завода, который все собравшиеся встретили стоя. Гимн долгое время был забыт, но стараниями сотрудников департамента маркетинга заново исполнен и записан.

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное