Top.Mail.Ru
«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран

фото: автора / 27.01.2020
Каждый месяц из цехов Ивановского автокранового завода выходит несколько десятков стреловых кранов, над созданием которых трудилось много людей. Чем живёт легендарное машиностроительное предприятие сегодня? Мы посетили производственную площадку в канун празднования 65‑летия выпуска первого отечественного автокрана К-51.

Михаил Ожерельев

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Таким был первый автокран К-51, юбилей которого отпраздновали на заводе.

Причиной нашего посещения Ивановского машиностроительного завода стало празднование в конце 2019 года 65‑летия выпуска первого автокрана К-51 на шасси МАЗ-200. Тем самым было положено начало массовому производству стреловых кранов на автомобильном шасси в СССP.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Сейчас в Ива-но-во выпускают автокраны на шасси «Урал», МАЗ, КАМАЗ грузоподъёмностью от 16 до 40 тонн.

Сегодня знаменитая модель, поднимавшая грузы до 5 тонн, занимает почётное место на постаменте во дворе завода. Приятно было видеть на празднике сына водителя этого автокрана — Николая Гоцкина. Он специально прилетел из Иркутска, чтобы рассказать о 30‑летней истории почти одушевлённой связи своего отца и его автокрана.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Николай Гоцкин.

Связь прошлого с настоящим олицетворяла экспозиция современной техники производства «ИМЗ Автокран». На центральной аллее завода выстроилась длинная шеренга стреловых кранов, раскрашенных в жёлтый и синий корпоративные цвета. Сейчас в Иваново выпускают автомобильные краны на шасси «Урал», МАЗ, КАМАЗ грузоподъёмностью от 16 до 40 тонн. Оживление завода началось с мая 2017 года, когда на базе активов существующего предприятия, признанного банкротом, было организовано новое юрлицо — ООО «ИМЗ Автокран» с новым составом акционеров. Первой задачей предприятия стало восстановление полной продуктовой линейки в сегментах 16, 25 и 35–40 тонн по грузоподъёмности. В 2018 году благодаря активной работе дирекции по маркетингу и продажам краны с буквой «И» на стреле начали активно находить покупателей. Всего по итогам минувшего года завод выпустил на рынок 375 автокранов. В 2019 году реализовано 620 единиц автокрановой техники (год закрывается с положительной рентабельностью), в 2020‑м планируется достичь показателя в 933 единицы. Доля «Ивановца» на российском рынке — 25 %. Учитывая, что исторически доля марки составляла 47–49 %, ивановским машиностроителям есть куда стремиться. Правда, есть одно «но» — локальный рынок настолько тесный, что производители здесь буквально толкаются плечами. В этих условиях экспорт приобретает жизненно важное значение. В этом году, по сравнению с прошлым, доля экспорта увеличилась более чем в два раза. Сейчас завод, в основном, работает со странами ближнего зарубежья, где «Ивановцев» знают и помнят. В планах — расширение зарубежного рынка сбыта, лакомый кусок — Африканский континент.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Модель КС-25 SLA CNG на базе газомоторного КАМАЗ-53118.

ОТ В ДО М

Рынок автокранов сегодня становится клиентоориентированным. Реагируя на тренд кастомизации, завод идёт в сторону расширения номенклатурного ряда. Особый акцент — на 25‑тонную линейку, поскольку именно она является ключевым сегментом рынка (16‑тонники сдают свои позиции кранам-манипуляторам). Напомним, линейка «Ивановцев» грузоподъёмностью 25 тонн исторически включала две разновидности — с индексами КС и АК, отличающиеся длиной стрелы и площадью опорного контура. Модель КС в маркетинговых целях разделили на бюджетную (В) и модернизированную (М) версии, облегчив тем самым выбор потребителю. Исполнение КС-М получило усовершенствованную кабину белого цвета (ранее такими кабинами оснащались исключительно модели АК) и увеличенный опорный контур. У «эмки» появились варианты с длиной стрелы 22 и 24 м, усилен опорный контур (показатель грузового момента вырос до 85 тм), модернизирована система гидравлики. Что ещё изменилось в техническом плане? С целью дальнейшего улучшения потребительских свойств в гидросистеме стали применять металлические оцинкованные трубки с разрезным кольцом. Это решение, коснувшееся всех моделей, обеспечило более надёжную затяжку резьбовых соединений, как результат — потенциальное отсутствие утечек рабочей жидкости.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
«Ивановец да Палех» — Жар-птица на крановой стреле стала символом возрождения предприятия.

В 2019 году завод добавил в производственную программу краны на газомоторном шасси, использующем в качестве топлива сжатый метан (версия CNG). Модель КС-25 SLA CNG на базе полноприводного КАМАЗ-53118, представленная на выставке bauma CTT, позиционировалась производителем как «лучшее в настоящее время предложение для российских потребителей высокотехнологичной и экологичной крановой техники».

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Продукция на шасси МАЗ выпускается штучными экземплярами.

В числе других новинок текущего года 32‑тонный кран, которого до сих пор не было в линейке «Ивановцев». Краны семейства Air, полностью удовлетворяющие требованиям Технического регламента для движения по дорогам общего пользования.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
40‑тонный КС-65740‑7 в фирменной ливрее клиента.

В ближайших планах завода выход в востребованный и уже освоенный конкурентами сегмент 50‑тонников. Подробностей руководство «Ивановца» не сообщает, известно лишь то, что «тяжеловес» будет базироваться на четырёхосном шасси КАМАЗ, и по аналогии с лёгкими собратьями в линейке будет две версии — бюджетная и модернизированная. Заводское КБ восстановлено, сейчас в нём трудятся 40 специалистов. Люди полны энтузиазма, так что «Ивановцу» будет чем нас удивить.

ВСЁ, ЧТО СВЯЗАНО С МЕТАЛЛОМ

Вообще, в 2020 году продуктовая линейка будет выглядеть весьма внушительно, об этом рассказал гендиректор ООО «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган. В ассортимент добавится много позиций некрановой продукции — всё, что связано с металлом в привязке к автомобильному шасси. «Наша компетенция — работа с металлом, мы умеем его резать, варить, гнуть и в итоге изготавливать сложные и ответственные конструкции, — говорит Игорь Кульган. — В этом ряду может быть всё, что связано со строительством платформ на шасси, телескопическими стрелами». В качестве расширения продуктового портфеля рассматриваются различные варианты, например, телескопический погрузчик и ряд других изделий, которые не производятся в России. Ещё одно перспективное для предприятия направление — производство крановых компонентов для рынка запчастей.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Гендиректор ООО «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган.

Возможности для реализации новых проектов есть. Произ-вод-ственные мощности «Ивановца» — пожалуй, самые передовые в отрасли. Чего стоит участок по производству овоидных стрел (их применяют во всех моделях ивановских автокранов) производительностью до 300 изделий в месяц. Запущенный в эксплуатацию в начале нулевых, он считается одним из лучших в стране на сегодняшний день. Уровень автоматизации на резке, сварке и гибке достигает 80 %. Задача оборудования не только выполнить ровный сгиб девятиметровой заготовки, но и обеспечить 100 %‑ную повторяемость результата для всей партии. Последнее, впрочем, зависит и от качества металла. Именно поэтому четырёх- и пятисекционные стрелы изготавливаются из импортных материалов, например шведской стали SSB, а металл отечественного производства («Северсталь», НЛМК) применяется в трёхсекционных стрелах.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Участок по производству овоидных стрел считается одним из лучших в стране на сегодняшний день.

Качественные изменения на производстве видны невооружённым глазом. Сейчас основной акцент предприятие делает на систему менеджмента качества. Об этом можно судить, в том числе, по организации работы в главном сборочном цехе, где каждый сошедший с конвейера автокран проходит две стадии контроля, плюс испытания под нагрузкой, длящиеся от 8 до 36 часов, в зависимости от тоннажности. У клиентов есть возможность убедиться в работоспособности крана перед отгрузкой — для этого на заводе выделена специальная площадка. Отсутствие нареканий при вводе оборудования в эксплуатацию — важный элемент в поддержании имиджа предприятия.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
25‑тонная линейка является ключевым сегментом рынка автокранов.

«Мы можем победить только в двух случаях, — говорит Игорь Кульган. — Если у нас будет безупречное качество и безупречная сервисная сеть». Сейчас сервисная сеть создаётся как независимая — она насчитывает около 180 партнёров. В планах — организация собственных сервисных точек «Ивановца», которые будут работать в качестве эталона, мотивируя сеть на повышение стандартов качества.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
16‑тонный КС-35714К3 на двухосном шасси КАМАЗ.

«Автокран» — это, прежде всего, люди. Набор сотрудников стал одной из главных задач заводской кадровой службы. Была специально разработана программа по повышению имиджа «ИМЗ Автокран» как привлекательного работодателя. Началось взаимодействие с кадровыми центрами области, профильными учебными заведениями, службой занятости.

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран
Основной акцент предприятие делает на систему менеджмента качества.

Приложенные усилия окупаются. Сейчас на заводе трудится 1200 работников. Среди них есть как опытные специалисты, так и новички. Большая ставка делается на студентов. Завод — единственное промышленное предприятие в Иваново, которое массово принимает на практику молодых людей с временным трудоустройством и платит за отработанное время.

Словом, несмотря ни на что, легендарный завод был и остаётся самым узнаваемым предприятием Ивановской области. Задача предприятия — сохранить высокий статус и продолжать развиваться, добиваясь всё новых и новых высот.

Гимн в честь юбилея

«ИМЗ Автокран»: завод, где был сделан первый советский автокран

Отпраздновать юбилей в Ивановской областной филармонии собралось много гостей. Среди них работники предприятия, представители федеральных, региональных и городских органов власти, профессиональных ассоциаций и организаций — партнёров по бизнесу. Но главными участниками праздничного вечера, безусловно, стали ветераны завода — более 350 человек. Открылось мероприятие торжественным исполнением восстановленного гимна завода, который все собравшиеся встретили стоя. Гимн долгое время был забыт, но стараниями сотрудников департамента маркетинга заново исполнен и записан.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное