Top.Mail.Ru
Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

23.01.2014
Прошедший недавно в Бельгийском Кортрейке Международный автобусный салон в очередной раз собрал рекордное число посетителей - свыше 32 тыс. человек. Несмотря на рецессию в экономике западной Европы, интерес к состоянию общественного транспорта ничуть не ослабевает. Как бы дела в экономике ни обстояли, а отказываться от перемещения люди не собираются. Итак, Кортрейк и его новинки

Сергей Жуков

Прошедший недавно в Бельгийском Кортрейке Международный автобусный салон в очередной раз собрал рекордное число посетителей - свыше 32 тыс. человек. Несмотря на рецессию в экономике западной Европы, интерес к состоянию общественного транспорта ничуть не ослабевает. К ак бы дела в экономике ни обстояли, а отказываться от перемещения люди не собираются. Итак, Кортрейк и его новинки.

Фото автора и производителей техники

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Модное ныне направление — электробусы, вызывает появление и новых брендов. В качестве примера — Ebusco (Нидерланды)

Если кратко оценить тенденции нынешнего Кортрейка, то следует выделить следующие основные направления: дальнейшее совершенствование гибридных силовых установок для автобусов с переходом на полностью электрический привод, завершение формирования модельных рядов автобусов, отвечающих нормам Евро-6, обеспечение доступности транспортных средств для людей с ограниченными возможностями, расширение потребительских качеств, использование новых материалов и конструкций, а также дальнейшие слияния и совместное продвижение продуктов на рынках в условиях спада в экономиках Европейского Союза.

А если так, то начнем знакомство с новинками, использующими исключительно электропривод и гибридные силовые установки. Таковых в Кортрейке оказалось немало, а это уже тренд.

Наряду с известными брендами, такими как Van Hool, VDL, Solaris, BYD, к электробусам проявили интерес малоизвестные компании (Gepebus, SOR) и совсем новоявленные образования (Ebusco, Eurabus).

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Пантографы для быстрой зарядки электробусов скоро станут обычным явлением (Solaris, Польша)

При этом разработка электробусов идет сразу по нескольким направлениям. Традиционные схемы, с использованием новых аккумуляторных батарей высокой емкости (с отдачей от 105 до 315 кВтч), находят применение на протяженных маршрутах с ограниченным пассажиропотоком. Там же, где достаточно остро стоит вопрос пассажировместимости, пробивают себе дорогу системы быстрой подзарядки. Это либо выдвижные пантографы по принципу контактной сети, системы индукционной зарядки, либо обычные кабельные схемы подзарядки.

Что это дает? Во-первых, существенное снижение массы транспортного средства за счет применения более компактных аккумуляторов, но с меньшей отдачей (60–80 кВтч), что благотворным образом сказывается на экономических показателях электробусов (снаряженная масса, вместимость).

К примеру, компания Solaris использует накрышный пантограф для быстрой подзарядки батарей. Все происходит во время выхода/входа пассажиров на остановках общественного транспорта. При этом используется специальное оборудование, коим снабжаются данные остановки. Весь процесс занимает 2–4 минуты.

Однако, как уже было отмечено, это не единственное решение. Часть фирм пошли по пути использования индукционных устройств для быстрой подзарядки батарей. В этом случае соответствующее оборудование электробуса может располагаться под днищем кузова, а ответная часть в подземном обустройстве остановки.

Второе направление — это отказ от использования традиционных трансмиссий. Все тот же Solaris применяет в конструкции своего электробуса мотор-колеса ZF AVE130. Это приводит не только к значительному снижению массы транспортного средства, но и к более свободному подходу в планировочных решениях электробусов.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электробус VDL Citea (Нидерланды)

Компания VDL пошла по такому же принципу. Правда, в ее электробусе Citea задействованы мотор-колеса фирмы Ziehl-Abegg. Привод ZAwheel со встроенной системой управления имеет 90-процентный КПД, ко всему прочему в его работу заложен принцип рекуперации энергии при торможении.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Обновленный электробус Van Hool A308E (Бельгия)

Чешская компания SOR показала низкопольный городской автобус, способный выполнять функции не только городской машины, но и транспортного средства по обслуживанию туристических центров, а также парковых и курортных зон. Общая вместимость электробуса составляет 85 пассажиров (из них 19 мест для сидения) при стандартной длине 10,5…11 м. В качестве силовой установки задействованы трехфазный электродвигатель водяного охлаждения номинальной мощностью 120 кВт и преобразователь на базе IGBT-транзисторов с возможностью задействования режима рекуперации. Суммарная отдача тяговых батарей Tunder-SKY составляет 172 кВтч. Жизненный цикл батареи выбран из расчета снижения ее стоимости до уровня 80 % от первоначальной, что приблизительно составляет половину жизненного цикла электробуса, т.е. 400 тыс. км. Запас хода автобуса EBN 10.5 составляет 130–160 км в городском режиме из учета 50 % загрузки. Потребление же энергии в городском режиме эксплуатации составляет 80– 90 кВтч/100 км (отныне придется привыкать и к таким параметрам электробусов), что составляет примерно одну треть от потребностей автобуса с дизельным двигателем.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электробус Eurabus (Германия)

К примеру, китайская компания BYD имеет опыт эксплуатации электробусов с 2011 года. На сегодняшний день 200 машин суммарно уже «намотали» около 20 млн км. Неплохи дела у марки и в Западной Европе. Последним успешным шагом стала поставка 35 машин в аэропорт Амстердама. Преимущества очевидны. Потребление энергии в 12-метровом электробусе BYD около 130кВтч/100 км в городских условиях. Это позволяет экономить до 80 % затрат на топливо по сравнению с дизельным автобусом.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электробус BYD (Китай)

Не стоит на месте и гибридизация автобусов. Появляются как новые решения, так и новые игроки. В связи с грядущим введением норм Евро-6 гибридные силовые установки автобусов стали снабжать соответствующими двигателями, причем работающими как на дизельном топливе, так и на сжатом природном газе. Автобусостроители не ограничиваются созданием одиночных машин, широко внедряя в массы сочлененные конструкции (Solaris Urbino 18 Hybrid, Volvo 7900 Hybrid Articulated).

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электробус SOR EBN 8 (Чехия)

Кстати, в Кортрейке был показан первый полностью собственный испанский гибридный автобус Vectia Veris.12 Hybrid. Появление этого автобуса было очевидным фактом. Испания, имея в своем арсенале бесчисленное множество кузовостроительных фирм, располагает всеми необходимыми ресурсами по его созданию.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Электробус SOR EBN 8 (Чехия) и его начинка

Наметились новые подходы в создании микроавтобусов. Так, фирма Composite Mobility (Нидерланды) в содружестве с компанией Emoss (пускорегулирующая аппаратура и силовой привод) и фирмой Plastisol (несущие конструкции кузовов из композитов) предложила свое видение микроавтобусов на ближайшее обозримое будущее. Микроавтобус CM Mission имеет несущий композитный кузов. В качестве силовой линии рассматривается дизельный двигатель, как альтернатива — электропривод. Последний поставляют, как и кузов, также голландские фирмы. Данный подход вписывается в «классическое конструирование», когда в основе всего лежит выбранный тип силового агрегата и трансмиссии. Все остальное крутится вокруг них.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Гибридный Solaris Urbino 18 (Польша)

Если уж мы заговорили о перспективе, то нельзя не обойти новаторскую разработку от Iveco Bus. Ее концептуальный автобус Ellisup под эгидой Французского агентства по окружающей среде и энергетике (ADEME) с привлечением большого числа компаний-смежников имеет целью создание электробуса нового поколения.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Первый испанский гибридный автобус — Vectia Veris.12

Среди новаций использование мотор-колес (в четырех из восьми имеющихся), батарей высокой мощности и долговечности вкупе с суперконденсаторами. Небольшой размер колес позволяет существенно снизить высоту пола, тем самым облегчить заполнение автобуса пассажирами в час пик. Для снижения издержек производства передняя и задняя части электробуса сделаны одинаковыми.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Гибридный MAN Lion`s City

Стоит заметить, что подобные новации для нас не в новость. В конце 1960-х годов Львовское ГСКБ по автобусам работало в этом направлении, и весьма плодотворно. Как результат — появление на свет концептуальной машины ЛАЗ-360ЭМ — низкопольной, 4-осной, с электрической трансмиссией. Использование унифицированных передних и задних масок для автобусов также опробовалось и у нас — на автобусах из Урицка (ЗиУ-6-2М).

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Гибридный Volvo 7900Hybrid Articulated

Целую экспозицию перспектив общественного транспорта представили дизайнеры на стенде MAN. В сотрудничестве с Берлинской академией искусств Вайсензее компания MAN Truck & Bus разработала различные концепции дизайна пригородного автобуса. Результаты исследования Future of the Omnibus нашли отражение в инновационных дизайнерских проектах для местного общественного транспорта, которые рационально сочетают идеи максимальной мобильности и нестандартных подходов.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

У гибридов и освещение салона подстать — светодиодное (Vectia)

Говоря о новинках дня сегодняшнего, заострим ваше внимание на следующих экспонатах и решениях.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Композитный и электрический микроавтобус CM Mission (Нидерланды)

Например, автобус MAN Lion’s City GL в версии BRT спроектирован для перевозок на внутренних городских маршрутах с чрезвычайно высоким пассажиропотоком. Сочлененный автобус длиной 18,75 м имеет 5 дверей с удвоенной стандартной шириной. Это гарантирует оптимальную посадку-высадку пассажиров и непродолжительность стоянки автобуса на остановках даже при очень высоком пассажиропотоке. Кроме того, концепция внутренней конструкции салона оптимизирована с учетом быстрой посадки-высадки пассажиров. Дополнительная оптимизация пассажиропотока достигается за счет оснащения автобусов девятью валидаторами, которые способны сканировать также и электронные билеты, купленные с помощью смартфонов. Кроме того, автобус BRT предлагает своим пассажирам доступ в Интернет через Wi-Fi.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Композитный и электрический микроавтобус CM Mission (Нидерланды)

Интерьер салона привлекает внимание высококачественными материалами и инновационным освещением — светодиодной потолочной подсветкой. Последняя снижает энергопотребление автобуса BRT, что означает снижение нагрузки на генератор. Фары дневного света, оснащенные светодиодами, и задние фонари, спроектированные по той же технологии, вносят свой вклад в энергосбережение.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Концептуальный электрический автобус городского типа Ellisup от Iveco Bus

Ко всему прочему автобус оснащен двигателем MAN E2876 CNG, который соответствует экологическому стандарту Евро-6 и спроектирован для эксплуатации на природном газе или на биогазе. 4-скоростная автоматическая трансмиссия, управление SensoTop и интегрированный ретардер обеспечивают высокую экологичность городского общественного транспорта. Установленные на крыше автобусов резервуары для природного газа емкостью 2050 литров обеспечивают достаточно большой запас хода.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Концептуальный электрический автобус городского типа Ellisup от Iveco Bus

Другая новинка — Neoplan Jetliner — в версии Евро-6 предлагает уровень комфорта туристического автобуса — большой объем багажного отделения, отличные ходовые качества и высококлассные отделочные материалы для различных вариантов интерьера салона. Высота пола составляет 1070 мм, что дает возможность получать двойную выгоду. Этим обеспечивается максимальная гибкость расположения кресел, автобус предлагает объем багажного отделения до 8 м³ и имеет идеальную высоту для посадки пассажиров, что делает возможным его постоянную эксплуатацию на регулярных маршрутах. Машина оснащается 6-цилиндровым двигателем D20 Euro 6 мощностью 360 л. с. и 12-скоростной автоматизированной коробкой передач MAN TipMatic Coach. Кроме того, экспонируемый автобус оснащен подъемным механизмом для инвалидных колясок, что значительно облегчает посадку и высадку для пассажиров с ограниченными возможностями.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Концептуальный электрический автобус городского типа Ellisup от Iveco Bus

Отныне для автобусов Neoplan Starliner и Cityliner можно заказать систему помощи при экстренном торможении, где она послужит дополнительным элементом для уже имеющихся систем помощи при торможении MAN: система MAN BrakeMatic координирует применение ABS, ASR и систем рабочего и продолжительного торможения. Система помощи при торможении MAN распознает экстренное торможение, инициируемое самим водителем, и включает при необходимости максимальное тормозное усилие. Если водитель не реагирует, то система EBA самостоятельно инициирует экстренное торможение. Система помощи при экстренном торможении может предотвратить или смягчить последствия наезда сзади.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Поисковая работа Берлинской академии искусств в области пригородного сообщения для MAN Truck & Bus

Достаточно большое количество новинок представил концерн Daimler. Прежде всего, это мини-автобусы на базе нового Mercedes-Benz Sprinter, естественно, с моторами Евро-6. Серия Tourismo приросла модификацией Tourismo K длиной 10,32 м, также с моторами Евро-6. Получила новые двигатели и модель Intouro, попутно обзаведясь несколькими вариантами длин кузовов. Модель Travego стала доступна в двухосной версии с мотором Евро-6, как и обновленный городской автобус Citaro LE.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Поисковая работа Берлинской академии искусств в области пригородного сообщения для MAN Truck & Bus

На стенде Setra состоялся премьерный показ автобусов туристической серии TopClass 500. В частности, перевозчики могли ознакомиться с такими моделями, как S516 HDH и S517 HDH. Стоит отметить, что модель Setra S516 HD/2 по результатам международного конкурса Coach of the Year авторитетным жюри признана лучшим туристическим автобусом 2014 года. Из других новинок стоит отметить специальное исполнение Setra ComfortClass S518 HD для междугородних сообщений с возможностью перевозки людей с ограниченными возможностями.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Поисковая работа Берлинской академии искусств в области пригородного сообщения для MAN Truck & Bus

После ребрендинга Iveco Bus занялась обновлением модельного ряда. Так, автобус Urbanway с двигателем Cursor 9 предстал в комплектации с продольным расположением двигателя Tector 7 мощностью 286 л. с. С ним автобус на 800 кг легче своего предшественника, 12-метрового Citelis с двигателем Cursor 8 мощностью 290 л. с. При этом он способен вместить на 10 % больше пассажиров.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Низкопольный городской Irizar i3 (Испания) для Англии

Crossway Euro 6 теперь предлагается в удлиненном 13-метровом кузове. Машина вмещает 63 пассажира. На сегодняшний день это единственная модель на рынке с подобными характеристиками, обладающая к тому же хорошей маневренностью и управляемостью. Переход на Евро-6 позволил снизить уровень шума в салоне более чем в два раза.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Новый Mercedes-Benz Sprinter примеряет автобусный наряд

Обновленный Magelys Euro 6 оборудован специальной рампой для пассажиров с ограниченными возможностями. В числе расширенных опций — сеть Wi-Fi, а также несколько розеток на 220 В, USB-портов и LCD-мониторов, призванных скрасить долгое путешествие.

Хорошо знакомые многим перевозчикам двигатели Tector и Cursor подверглись значительной доработке. Так, например, рабочий объем компактного Tector был увеличен с 5,9 до 6,7 л,, в то время как Cursor «подрос» с 7,8 до 8,7 л. В результате двигатели с новыми индексами — Tector 7 и Cursor 9 (Евро-6) — стали еще мощнее, но при этом расходуют на 5–10 % меньше топлива, чем их предшественники — Tector 6 и Cursor 8. Во многом это заслуга последнего поколения топливной системы Common Rail, которая теперь расположена под клапанной крышкой. Кроме того, данное решение позволило снизить уровень шума в салоне автобуса.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

MAN Lion`s City GL в исполнении для BRT

Нормы Евро-6 достигаются с помощью системы Hi-eSCR (High Efficiency SCR), запатентованной FPT Industrial. Оптимальный процесс сгорания топлива обеспечивается за счет внешней подачи воздуха в камеру сгорания, а нейтрализация отработавших газов происходит на следующих этапах, ввиду чего отсутствует необходимость в их рециркуляции. Обычно SCR устанавливается на автобусы с задним расположением двигателя, поскольку ей требуется на 30 % более эффективное охлаждение. Автобусы с данной системой успешно эксплуатируются в качестве городского транспорта, в условиях частых остановок и невысокой скорости движения.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Iveco Urbanway с мотором Евро-6

Помимо автобусов, оснащенных двигателями, соответствующими требованиям норм Евро-6, фирма Scania продемонстрировала систему активного прогнозирования, которая является опцией для междугородних автобусов и автобусов дальнего следования, оборудованных автоматизированной системой переключения передач Scania Opticruise. Это система круиз-контроля на основе GPS, которая автоматически подстраивает крейсерскую скорость в зависимости от рельефа местности, чтобы свести к минимуму расход топлива и повысить комфорт пассажиров. Корректировки скорости вносятся в соответствии с картой рельефа, имеющейся в бортовой системе. Там, где данные GPS недоступны, вместо нее для экономии топлива предлагается система Scania Ecocruise.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Scania по традиции «козыряла» своими моторами Евро-6. В данном случае применительно для автобусов

В дополнение к озвученной опции была предложена система экстренного торможения, предназначенная для предотвращения или смягчения последствий столкновений, вызывающих пробки. Система доступна для междугородних автобусов и автобусов дальнего следования. Она снабжена предупреждением о выезде за пределы полосы, которая оповещает водителя о пересечении разметки. Адаптивный круиз-контроль доступен как опция.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Выдвижная аппарель с сервоприводом от турецкой фирмы Revar

Свое решение в области повышения эффективности использования автобусов при осуществлении пассажирских перевозок предложила компания Volvo Buses. Ее система I-Coaching помогает операторам эффективно использовать топливо, время работы транспортной единицы, а заодно и уровень комфорта при обслуживании пассажиров.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Все в одном «флаконе»: и места для багажа достаточно, и лифт для людей с ограниченными возможностями в наличии

Блок системы I-Coaching располагается на приборной панели. Он контролирует ряд параметров, определяющих работу автобуса, при обеспечении мгновенной обратной связи, если один или несколько параметров, заложенных в систему, будут превышены (чрезмерные обороты на холостом ходу, резкое торможение или ускорение, превышение установленной скорости, резкое маневрирование). Параметры движения генерируются в отчеты с последующим обобщением. Далее принимается решение о необходимости корректировки стиля вождения водителя.

Попутно Volvo Buses обновила свой модельный ряд, представив автобусы, отвечающие нормам Евро-6. Так, на туристических моделях серии 9700 и 9900 удалось не только получить соответствие более жестким экологическим нормам, но и добиться 2-процентного уменьшения расхода топлива. Попутно был слегка изменен дизайн для достижения более аэродинамичной формы.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Neoplan Jetliner — универсальный автобус с мотором Евро-6

Компания VDL выставила на суд перевозчиков многоцелевой автобус для смешанных перевозок FMD2-129. Машина пригодна для работы на междугородных маршрутах и для обслуживания туристических групп. Из особенностей стоит отметить оригинальный дизайн, модульную конструкцию, большой объем багажных отсеков и возможность установки кассетного лифта для людей с ограниченными возможностями.

Для удовлетворения запросов специфических рынков в содружестве с североирландской компанией Wrightbus Ltd. был представлен средний городской автобус VDL Citea MLE в четырех вариантах длин кузова (8,8; 9,5; 10,2 и 10,8 м) с двигателем Cummins Euro 6.На первом этапе рынку буду предложены модели MLE-88 и MLE-95 (первый квартал будущего года).

Из компаний, более-менее известных на российском рынке, нельзя обойти вниманием испанскую марку Irizar. Для вступления в 2014 год ею подготовлены модели PB, i4 и i6 с двигателями DAF Euro 6. В то же время ее последняя разработка i3, активно продвигаемая на западноевропейском рынке, — городской низкопольный автобус — базируется на автобусном шасси Scania Euro 6.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

«Властелин» сочленных узлов для городских автобусов — компания Huebner

Завершая обзор моделей, нельзя не сказать пару слов о российском присутствии на автобусном салоне в Бельгии. После приобретения предприятия Göppel Bus GmbH одним из крупнейших промышленных холдингов ОАО «Кировский завод» марку по праву можно причислить к российской. Сейчас бывший немецкий производитель автобусов переживает второе рождение.

Новый инвестор с самого начала выразил долгосрочный, стратегический интерес к бренду. Обещание, что в результате присоединения Göppel Bus GmbH обеспечит свое будущее, стабильное положение, а также укрепление позиций на международном уровне, данное в марте 2013 года, подтвердилось уже через 6 месяцев после совместного старта.

За это время «Кировский завод» создал в Санкт-Петербурге собственное подразделение по автобусам. Кроме административных помещений, в настоящее время в стадии подготовки находятся производственные цеха, в которых в ближайшее время под новым брендом будут производиться адаптированные для российского рынка автобусы семейства go4city.

Пока же решено, что в долгосрочной перспективе семейство автобусов go4city Goppel будет выпускаться на заводе в городе Эренхайн. Кроме того, Goppel Bus GmbH будет выпускать автобусы go4city и для российского рынка. В среднесрочной перспективе завод в Эренхайне будет расширяться для создания необходимых мощностей.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

Перспективное направление — мотор-колеса для автобусов (Ziehl-Abegg)

Группа компаний Volgabus на этот раз отметилась на выставке компактным автобусом для междугородных перевозок «Ритмикс» на шасси Avia Ashok Leyland. Вместе с тем он может быть задействован на регулярных городских и пригородных маршрутах, а также служить в качестве корпоративного транспорта и обслуживания экскурсий. Автобус отличают доступная цена, низкие эксплуатационные расходы и достойный для пассажиров уровень комфорта.

Если уж мы затронули тему альянсов, то хотелось бы сказать несколько слов по этому поводу. Непростая обстановка на рынке в Западной Европе заставляет производителей автобусной техники идти на создание разного рода объединений. Так, производители мини-автобусов марок Indcar и Vehixel решили объединить свои усилия в продвижении схожей по назначению техники, дополняя друг друга с целью расширения предложений на рынке.

Ко всему прочему это позволит совместными усилиями улучшить свои продукты, а заодно удовлетворить все возрастающие потребности клиентов, обеспечить требуемый уровень сервиса и качества. В общем, стать более конкурентоспособными на рынке.

Другой альянс также призван объединить усилия по совместному продвижению продуктов. В данном случае французская компания Dietrich Carebus Group (DCG), предоставляющая услуги по сервису для таких брендов, как Cummins, MAN и DAF, объединила под своим «дистрибьюторским» крылом сразу три автобусных марки: ingwi (Indbus Ltd. — Испания, Македония), Temsa (Турция) и Yutong (Китай).

Наконец турецкий производитель автобусов марки Karsan заключил лицензионное соглашение с итальянской фирмой BredaMenarinibus. Цель — расширение линейки выпускаемых автобусов за счет включения в производственную программу городских, в том числе и 18-метровых сочлененных машин. Лицензионная сборка будет налажена на одном из заводов фирмы Karsan. Поставка данных автобус за пределы Турции не предполагается.

Таким показался Busworld Kortrijk 2013. Ждем следующий.

Электрошок. Международный автобусный салон в Кортрейке

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное