![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/23opytnyea_glavnyj-konvejer.-sborka-gaz-51.-1946-1.jpg)
В статистику выпуска грузовиков никогда не включали опытные и экспериментальные образцы, хотя по ним Советский Союз был явным лидером. Здесь наши машиностроители оставили далеко позади не только коллег из соцлагеря, но и инженеров-конструкторов из капстран.
Александр Трохачев
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/18opytnye_MAZ-525-HTTU.jpg)
Сегодня от былого промышленного величия СССР, по большей части, остались одни воспоминания. Часть предприятий после развала Страны Советов осталась за ее пределами, часть обанкротилась, закрылась, перепрофилировалась или прекратила существование. Потребность в грузовиках по-прежнему высокая, и закрыть спрос отечественным автопромом по всем направлениям весьма проблематично. Неудивительно, что в строю остаются тысячи единиц грузовиков с маркировкой «Сделано в СССР», которые до сих пор используются по прямому назначению.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/10opytnye_GAZ-33_1939.jpg)
Деньги на ветер?
В народе есть поговорка «Пиво без водки — деньги на ветер». Обыватели считают, что без постановки в серийное производство разработка опытных образцов — напрасно потраченные деньги. Однако это не так. Экспериментальные образцы позволяют проверять различные технические решения, способствующие эволюции инженерной мысли, и в конечном итоге достигать намеченных целей.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/11opytnye_GAZ-60.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/12opytnye_YAG.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/13opytnye_YAG-12.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/14opytnye_YASP-tyagach.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/16opytnye_NAMI-012-lesovoz.jpg)
Никто и никогда не раскрывал реальной стоимости создания опытных и экспериментальных грузовиков, но ясно, что в ряде случаев она была, мягко говоря, немаленькой. Порой эти расходы были прикидочными, а реальные затраты подсчитывались по факту использованных материалов и выполненных работ.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/17opytnye_Trollejvoz-Dinamo.jpg)
Копеечной были косметические изменения в облике экстерьера, например, при выборе оптимального дизайна облицовки радиатора или формы крыльев: на это могли уходить несколько сотен рублей. И не всегда это были статьи расходов, оплачиваемые по зарплатной ведомости. Нередко работы по созданию опытных конструкций вели на чистом энтузиазме, хотя и не всегда.
Гораздо затратнее выглядели работы по созданию принципиально новых конструкций с уникальными узлами и агрегатами. Их стоимость могла составлять от нескольких тысяч советских целковых до цифр, от упоминания которых в глазах темнело. Впрочем, овчинка стоила выделки: при положительных результатах все усилия и затраты окупались сторицей.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/19opytnye_YAAZ-trollejvoz.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/20opytnye_TrollejvozBELAZ.jpg)
Не будем забывать: почти за 70‑летнюю историю СССР были проведены четыре денежные реформы: 1922–1924, 1947‑м, 1961‑м и 1991‑м годах. При этом в 1975 г. стоимость одного литра бензина А-66 составляла 6 коп., талон на 5 литров стоил 30 коп. Розничная цена одного литра бензина А-72 в 1979 г. составляла 14 коп., талон на 5 литров стоил 70 коп. Что такое на этом фоне была та же тысяча рублей — космос!
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/21opytnye_1551.jpg)
Лишь бы дороги не строить!
«Чего только русские не придумают, лишь бы дороги не строить!» Эта устоявшаяся поговорка иностранцев в отношении полноприводных советских грузовиков была актуальна во времена Советского Союза. Постройка машин повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, на шинах сверхнизкого давления, в полугусеничном исполнении или на гусеничном ходу была актуальной долгие десятилетия.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/22opytnye_ZIS-128a_1954-g..jpg)
Направлением инженерно-конструкторской мысли было также создание транспортных средств повышенной грузоподъемности, развитие концепции многозвенных автопоездов, адаптация грузовиков под определенные транспортные задачи. Усилия в этом направлении прилагали Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ, с 1918 г.), Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ, с 1930 г.), ведущие автозаводы страны.
В довоенный период это были ярославский ЯАЗ (основан в 1915 г.), московский ЗИС (бывший АМО, впоследствии ЗИЛ, основан в 1916 г.), горьковский ГАЗ (с 1932 г.). В годы Великой Отечественной к ним добавились УралЗИС (позже УралАЗ, с 1941 г.), минский МАЗ и одесский ОдАЗ (с 1944 г.). Затем в пул машиностроительных предприятий по выпуску грузовиков вошли кутаисский КАЗ (с 1945 г.), жодинский БелАЗ и могилёвский МоАЗ (с 1948 г.), курганский КЗКТ (с 1950 г.), минский МЗКТ (с 1954 г.), брянский БАЗ и кременчугский КрАЗ (с 1958 г.).
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/24opytnye_MAZ-528-4h4.jpg)
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/24opytnyeA_MAZ-528.jpg)
В 60‑е этот список расширился за счет саранского СЗА (с 1960 г.), новоуральского АМУР (с 1967 г.), челнинского КАМАЗ (с 1969 г.), а затем и нефтекамского НЗАС (с 1972 г.). Опытные грузовики в ряде случаев строили для использования не только в одиночном исполнении, но и с прицепным составом.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/25opytnye_maz-539.jpeg)
Машины двойного назначения
Одним из необычных грузовиков стал четырехосный капотный ЗИС-Э134, разработанный специалистами завода им. Сталина в 1954 году. Машину с односкатной ошиновкой и полным приводом снабдили бортовым кузовом с дугами для натягивания брезентового тента. Каждое колесо снабдили системой подкачки шин через стальные трубки — наподобие того, как это позже получило распространение на грузовиках Латинской Америки.
Большинство опытных грузовых автомобилей, независимо от марки и модели, изготавливали в единственном экземпляре. Иногда по ходу испытаний его переделывали, внося в первичную конструкцию изменения и дополнения. А порой обходились и безо всякого совершенствования — гоняли технику в том виде, в котором ее и задумывали с самого начала.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/27opytnye_GAZ-56.jpg)
Судьба таких инженерных проб сложилась по-разному, но большинство было разобрано и отдано в переплавку: у предприятий стоял план сбора металлолома. Места с целью хранения «для истории» и последующего экспонирования в заводском музее не было, да и самих музеев в большинстве случаев не предусматривалось.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/28opytnyeA_GAZ-51-1939.jpg)
Отдельным направлением создания опытных конструкций стало применение альтернативных силовых агрегатов. Например, вместо привычных дизельных моторов для улучшения тяговых характеристик для работы на бездорожье и с прицепным составом под капотом размещали двухступенчатую газовую турбину ГАЗ-99Д, с которой мощность выросла до 350 л. с. В этом смысле показателен опыт Кременчугского автозавода. Так, в 70‑е годы предприятие создало модели КрАЗ-Э260Е и КрАЗ-2Э260 с газотурбинными двигателями.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/29opytnye_KRAZ-E260E-turbinnyj.jpg)
Эффект увеличения максимальной мощности и повышения экологического класса сулил и другие выгоды, например, лучшую топливную экономичность. Однако оправдались опасения скептиков. Если рабочий режим 2000 об/мин у дизельного двигателя трансмиссия выдерживала без проблем, то увеличение более чем в 15 раз, до 33 000 об/мин, привело к закономерному результату: она стала ломаться. Бюджетных мер устранения проблемы не нашли, и от постановки опытных машин в серию отказались.
![Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/30opytnye_KrAZ-E260E-turbina.jpg)
Продолжение следует…
Подписка на рассылку материалов Автопарка