Top.Mail.Ru
КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020

фото: из архива автора / 20.02.2020
В этом году организаторы главного ралли-рейда планеты приготовили всем оглушительный сюрприз. После десяти лет, проведённых в бездорожье Южной Америки, гонка переехала ближе к зрителям, правда, не в исконную Африку, а в Саудовскую Аравию. Это добавило ралли-рейду интриги — ведь знакомых с местными трассами и ландшафтом среди участников было единицы, и потому команды оказались в равных условиях.

Антон Михайлов

Привнесли организаторы и новшеств в правила — так, на некоторых этапах роуд-буки выдавались участникам лишь за несколько минут до старта, что осложнило и без того непростую работу штурманов и добавило гонке зрелищности. Появилось в регламенте «Дакара» и ещё одно изменение, касающееся сошедших участников. Каждый из них один раз мог воспользоваться так называемым «джокером» по имени Dakar Experience, то есть продолжить своё выступление в отдельном от общего зачёта рейтинге. Забегая вперед, надо сказать, что этой возможностью пришлось воспользоваться и нашему «КАМАЗ-мастеру».

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Капотный «Зубр» составил достойную конкуренцию нашим.

Проходил «Дакар-2020» с 5 по 17 января и включал двенадцать изнурительных этапов общей длиной 7900 км, из которых почти 5000 км были скоростными спецучастками. Хотя почти 75 % маршрута представляли собой пески, в маршруте были и прочие, привычные завсегдатаям трудности: дюны, горные перевалы, каменистые пустоши и русла рек. Особенно тяжело пришлось спортсменам в конце маршрута, в пустынях Нефуд и Руб-эль-Хали. Из грузового зачёта до финиша добралось меньше половины стартовавших. А всего на старт вышел 351 участник, из них 46 — грузовики. Опишем главных участников подробней.

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Именитый Лопрайс сменил марку на Praga, но остался верен общей концепции.

Сперва следует отметить общую тенденцию последних лет в грузовом классе «Дакара» — популярность капотной компоновки. Когда-то её единственными представителями были чешская Tatra Jamal да несколько частных «Унимогов». А в нынешнем сезоне такие машины представляли большинство лидеров; капотами были оснащены машины марок Iveco, Renault, Scania, Tatra, МАЗ и даже единственный «японец» — Hino из команды вечного Шугавары. Дело не в том, что при такой компоновке удаётся улучшить развесовку болида — это возможно и без неё. Но зато она позволяет резко снизить вертикальную ударную нагрузку на позвоночник пилотов, что, конечно, крайне важно. Потому-то таких машин становится всё больше. Печально, что в нашей команде таких машин по-прежнему нет. Хотя «мастеровцы» были как раз пионерами в этой области и знаменитый капотник Николаева был представлен ещё четыре года назад, попасть на «Дакар» ему пока не светит. Дело в отсутствии такой модели в программе «КАМАЗа», без чего омологизировать её на «Дакар» невозможно. Причём именно для «КАМАЗ-мастера», ведь у конкурентов (к примеру, МАЗа) подобные модели существуют весьма условно, впрочем, пристрастное отношение организаторов к нашим хорошо известно.

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Капотные Iveco всё ближе подбираются к пьедесталу.

Поэтому «КАМАЗ-мастер» выставил на гонку четыре спортивных бескапотника КАМАЗ-43509. Машины, по новым правилам, были оснащены 13‑литровыми рядными «шестёрками» DCEC ISZ-13, развивавшими 980 л. с. Это — переработанные командой дизели совместного предприятия Dong Feng-Cummins, уже встречавшиеся на гоночных машинах. Коробки передач — гидроавтоматические Allison, мосты — Sisu. Полная масса болидов — 9200 кг. За год машины претерпели серьёзную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и понижен центр тяжести автомобиля.

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Экологичный новичок так и не отметился значимым результатом.

Результат гонки в новых условиях признан вполне удачным — наши экипажи с пилотами Каргиновым, Шибаловым и Сотниковым заняли соответственно в итоге первое, второе и четвёртое места в зачёте. А вот нашему лидеру Эдуарду Николаеву не повезло. Ещё на первом этапе у него отказали вентиляторы охлаждения, и температура двигателя переваливала за 100 градусов. Похоже, в результате этого на пятом этапе у него пробило прокладку головки блока возле первого и шестого цилиндров. Готовый к трудностям экипаж прямо на месте снял 120‑килограммовую головку блока, устранил неисправность и своим ходом прибыл к финишу аж к 7(!) часам утра в надежде продолжить гонку. Но, увы, — практически на старте следующего этапа двигатель совсем вышел из строя. Как звучало в официальном пресс-релизе, «из нижней части двигателя вылетела наружу часть кривошипно-шатунного механизма, вся машина облита маслом и стоит без движения».

Но — «гвозди бы делать из этих людей» — экипаж № 500 решил воспользоваться тем самым «джокером», и машина всё же закончила гонку в строю, пусть и вне официального зачёта. Кстати, стоит добавить, что новым регламентом воспользовались и несколько конкурентов нашей команды. В частности, Вик Ферстейнен на капотном Iveco Powerstar, слывший лидером команды Де Роя, также вышел из игры и закончил гонку по системе Dakar Experience.

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Несмотря на внедорожную компетенцию, Tatra не может забраться на пьедестал.

Наши соседи, друзья-соперники из белорусской команды «МАЗ-Спортавто», выставили три машины, из них два обновлённых бескапотника МАЗ-6440 RR. Машины получили новую облегчённую, но прочную сварную раму и внешние панели кузова из стеклопластика. Под капотом от «условно серийного» тягача стоит дизель Gyrtech G-13 рабочим объёмом 12,5 л и мощностью 1000 л. с. (это американский Caterpillar, переделанный командой Buggyra Racing). Коробки передач и мосты — как у наших болидов. Удача сопутствовала сильным, — и белорусский «зубр» Сергея Вязовича занял законное третье место на подиуме ралли-рейда.

Основными соперниками в этот раз были хорошо известные команды и персоны. Целую плеяду выставила команда Petronas Team De Rooy. На капотных 1000‑сильных машинах Iveco Powerstar стартовали Вик Верстейнен, Янус Ван Кастерен, Альберт Лловера. Им ассистировал известный Михель Бекс на быстрой бескапотной «техничке» Iveco Trakker. А вот сам Жерар Де Рой в этот раз гонку пропустил из-за проблем со спиной.

КАМАЗ против всех: герои Дакара-2020
Тенденция налицо — даже японская Hino Team Sugawara привезла на нынешнюю битву капотный болид.

На капотном же Iveco Powerstar, но жёлтого цвета, выступил и талантливый чех Мартин Мацик. Видимо, его престарелый болид Skoda-LIAZ уже нет смысла переделывать, и чех сменил машину, а заодно и название команды на Iveco Big shock racing Team и пришел к финишу пятым.

Как всегда, на серьёзную борьбу был настроен и вечный наш соперник, тоже чех, Алеш Лопрайс. В этот раз он приготовил неожиданный сюрприз, прекратив многолетнее сотрудничество с маркой Tatra. Он выступал на новой и тоже капотной машине по имени Praga V4S. Это отсылка к некогда популярной чешской марке, известной своими внедорожниками и в Советском Союзе. Впрочем, к ней спортивный грузовик никакого отношения не имеет, построен он на прошлогодней базе, но с ивековским двигателем и автоматической коробкой передач. Результат Лопрайcа — седьмой в грузовой квалификации.

Сама Tatra тоже осталась в соревнованиях, но перешла к сотрудничеству со знаменитой чешской спортивной командой Buggyra Racing. Их новая модель зовётся как и серийная — Tatra Phoenix, и тоже оснащается кабиной от DAF CF. А вот двигатель у неё оригинальный, от партнёра: Gyrtech Race Power MR16, развивающий 950 л. с. и 4200 Нм при рабочем объёме 12,5 литров. Однако заметных успехов в гонке команда не добилась. Возможно, дело в большей собственной массе (знаменитая татровская хребтовая рама добавляет 600 кг) или в редкой нынче в гонках механической 16‑ступенчатой коробке передач.

Cамый необычный грузовик нынешнего «Дакара» представила команда Riwald Dakar, спонсируемая одноимённой голландской фирмой по переработке металла. Разработанный в сотрудничестве со спортивным ателье MKR, компаниями Renault и ZF, болид C460 Hybrid Edition имеет гибридный привод: в дополнение к турбодизелю мощностью 1040 л. с. установлен электромотор ZF, развивающий 205 Нм. Впрочем, его стоит рассматривать скорее как дань моде, чем как реального претендента на победу — невзирая на излишек мощности, эко-болид пришёл лишь двадцатым.

В заключение стоит поздравить команды «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-Спортавто» с заслуженной победой и привести слова Владимира Чагина, руководителя команды бело-синих: «Рад, что организаторы нашли новую местность на нашей планете и смогли перенести тот дух «Дакара», к которому мы все привыкли и который знаем. Здесь была сложная трасса и трудная местность, но они очень интересные. Самое главное, что у всех участников горит огонёк в глазах, — это радует».

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное