Почти 15 лет телематика входила в практику рынка автоперевозок, но по факту во многом внедрение буксует в начальной фазе, по ряду направлений – на нуле. Сейчас виды на цифровизацию иные: расширились ее возможности, заметно увеличились риски. Полем для обсуждения этой темы стала деловая программа выставки Comtrans 2023.
Оксана Демченко
Интенсивная финальная сессия, объединяющая традиции и новации: тема постоянная, и год за годом ее помогает раскрывать ГК «Монтранс». И каждый год речь идет о самом новом, передовом и потому не традиционном, а входящем в практику работы прямо теперь – сложно и иногда болезненно, с ошибками и срывами.
Вообще, деловой программе повезло со спикерами и модераторами, хотя, несомненно, это заслуга организаторов. Практически на всех сессиях работали ответственные и глубоко знающие тему люди. Более того, знающие в лицо добрую половину зала – именно так было на сессии «Мониторинг коммерческого транспорта: статистика и прогнозы».
Станислав Емельянов, управляющий партнер «Монтранс», сразу задал тон обсуждения – экспертный, но без заумных терминов и сленга, то и другое в теме цифровизации легко «хоронит» смысл и взаимопонимание.
Модератор отметил темп и значимость перемен, которые уже состоялись в отрасли: сейчас уже мало кто из практиков Комтранса понимает, как работать без телематики, а ведь пятнадцать и даже десять лет назад простейшие датчики мониторинга расхода топлива приходилось «с боем» внедрять, одолевая страхи вроде: «Это что, дырка в баке появится?» Сейчас и надежды на цифровизацию иные, и ее возможности, и вызванные ею риски. Поле для обсуждения постоянно расширяется.
Подхватил тезис Дмитрий Журавлев, еще один управляющий партнер «Монтранс». «Проникновение технологий так значимо, – отметил он, – что сложно вычленить и оценить влияние того или иного аспекта, скорость и рациональность его внедрения в своем бизнесе». Путь технологий в практику по-прежнему непрост. Свежее обсуждение, возникающее не раз в дни выставки: как скоро и насколько массово «вымрут» водители, заменит ли их на дороге искусственный интеллект? Мнения высказываются противоположные, и не просто высказываются – закладываются в концепции, программы, прогнозы.
«В реалиях РФ, – поделился своим мнением спикер, – профессия водителя не утратит востребованность в ближайшие полвека». Что не отменяет важности разработки технологий беспилотности, ИИ, активной безопасности и так далее. Более того, Россия получила уникальное окно возможностей: да, мы отрезаны, отключены от западного мира, но именно поэтому готовы полноценно развивать отечественные сервисы. На начальном этапе они могут быть дороже, сложнее, но время для оптимизации есть, и оно пока работает на российских новаторов.
Проблема замещения импортных поставок решается, но это снова построение базиса, снова – пусть с нуля. А рынок-то формирует «космические» запросы на применение ИИ, обработку огромных массивов данных, машинное обучение.
Примеры далее – из реалий Комтранса.
Важнейшая задача, востребованная и даже для многих привычная на серверах и инструментах глобального запада – это запуск российских ИИ-решений для предсказания срока замены узлов и агрегатов, для планирования сервиса и ТО, для удаленной диагностики. Механизм понятен: надо снять данные с CAN-шины каждого автомобиля, снять данные телеметрии, дополнить их рядом срезов сторонних данных, создать полноценный массив информации, причем динамический, а затем сравнить с условным эталоном. ИИ ведь работает на больших массивах, для него жизненно важна статистика. Но эталонов и накопленной статистики нет.
Не слиты в единый «живой» массив необходимые компоненты, не получается динамической многофакторной модели: к данным телематики надо добавлять в реальном времени и состояние водителя, и погоду, и иные параметры, разные под разную технику. Связывать все воедино, выстраивать модель, вводить новые данные постоянно и системно. А также верифицировать точность данных, что невозможно без единых протоколов, общих стандартов, стабильной связи, открытых кодов.
Даже вроде бы простая выгрузка данных – это сейчас проблема, ведь старый и пока что действующий российский протокол не адаптирован под CAN-шины, не понимает всей массы дополнительных параметров, которые фиксируются, доступны, интересны – и остаются вне поля зрения систем. Добавим к сказанному российскую проблему пестроты корпоративных парков: монобрендовых почти и нет, а после начала СВО те, что были – утратили поддержку глобальных технологических партнеров.
Спикер на правах российского разработчика поделился своим видением современных потребностей клиентов сферы комтранса. Во-первых, нужны корпоративные системы управления, причем от уровня внутри компании до платформ, связывающих воедино подрядчиков, а для реализации таких платформ критически важна унификация стандартов и протоколов, иначе невозможно даже сравнивать данные из разных систем. Начало всего и «точка сборки» понятна – это шасси транспортного средства с датчиками мониторинга, терминалами связи.
Во-вторых, нужны системы активной безопасности разных уровней. Например, внутри компаний – обработка ИИ поведения водителя для предотвращения засыпания и потери контроля над дорогой.
Наконец, есть запрос на мобильные приложения разных уровней и назначений. В них – новое поле цифровизации, реальные безбумажные решения. Простой пример базовой реализации под дальнейшее развитие – электронный путевой лист.
Марат Садыков, директор департамента конструкторско-технологических изменений ПАО «КАМАЗ», представил комплексное цифровое решение от бренда. Прозвучало буквальным продолжением слов предыдущего спикера: вот оно, реализовано и востребовано клиентом.
Не случайное единомыслие, КАМАЗ связан долгой телематической дружбой с «Монтрансом»: на борту «боевых» машин команды «КАМАЗ-мастер» именно эти системы работают и одновременно проходят жесткие тесты в условиях ралли-рейдов.
А в штатных режимах работы коммерческого транспорта КАМАЗ сам создает не только телематику, но полноценные многоуровневые и многофункциональные системы.
Инженерно-логистическое сопровождение (ИЛС) – так называется брендовое решение и подразделение, его реализующее – включает ряд емких и уже полностью рабочих блоков: анализ качества вождения, переподготовка водителей, дистанционная диагностика. Кстати, уже сейчас многое специалисты бренда могут отследить в отношении подключенной техники. Возникла проблема, ошибка – дистанционно сигнал о ней поступает, чтобы ИИ и эксперт-человек оценили причину. Далее возможные действия: связь с водителем, связь с годным техцентром, куда водитель сможет заехать без очереди, поскольку будет записан дистанционно. Это – уважение бренда к реальности Комтранса, где сутки простоя тягача расходуют для компании от 20 тыс. рублей, а по самосвалу и того больше, порядка 40 тыс. Кстати, ремонт тоже ускоряется за счет возможности мастеров подготовиться к визиту заранее: есть информация о проблеме, можно заказать запчасти, зарезервировать нужное оборудование и время специалистов конкретного поста.
О движении КАМАЗа от одиночного сервиса к экосистеме рассказал еще один спикер этого бренда, Дмитрий Яковенко: «Начали с телеметрии, а далее расширяли и расширяли работу. Сам процесс накопления телеметрии, ее хранение и представление, – как отметил спикер, – большая работа, ведь на сегодня срок хранения данных составляет порядка трех лет». Формируется и пополняется массивная база, которая дает возможность изучать поведение участников проекта и создавать новые инструменты. Например, комплекс мониторинга. Он сейчас доступен не только для техники родного бренда, но для иной, подключенной в парке клиента.
Еще один инструмент был запущен полгода назад. Это онлайн запись на ТО и ремонт. Пока в систему подключены не все дилеры бренда, но процесс идет активно.
Предиктивный модуль – инструмент, который позволяет оценивать ресурс узлов, отмечать точки сбоя на данных с CAN-шины. Постепенно обогащается и набор сервисов для водителя, для управленцев автопарка. Например, прямо на стенде в рамках выставки был анонсирован сервис расхода топлива. Он включает не только контроль, но и скидки на заправку, топливные карты и много иного.
Главная особенность нового формата – экосистемы – в объединении всех возможностей вокруг клиента. Достаточно однажды зарегистрироваться, чтобы далее использовать все возможности нынешние и перспективные. Часть бесплатно, а что-то за дополнительную плату. Для каждого пользователя создается личный кабинет, где в том числе доступно немало информации: история обслуживания, все заказ-наряды.
Сейчас к экосистеме подключено порядка 80 тыс. автомобилей. Поколения разные, объемы доступной к получению с них информации тоже. Но разработчики постарались добиться максимальной плотности и точности данных, особенно в ключевые для клиента моменты. Так, предусмотрена даже возможность для техники с явными эксплуатационными проблемами дистанционно сменить прошивку, чтобы снимать в диагностике как можно больше данных.
Еще одно комплексное цифровое решение – «Спутник» – представил Сергей Александров, директор департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии». Это единое решение, созданное в ходе полноценной цифровой трансформации. Включает четыре базовых блока: интернет вещей, единое цифровое пространство, омниканальность, Big Data. Подключенный автомобиль расценивается как базис интернета вещей: в технике ГАЗ телематическое устройство подключено через CAN-шину.
Обработка данных и все связи, услуги, инструменты находятся на единой платформе. Там одна из фокусных зон для разработчиков и клиентов – сервисы управления парком, а также есть сервисы вне управления и классической телематики, такие как сервисы дистанционной продажи техники, технической поддержки: диагностика, приглашение и запись в техцентр. К платформе могут быть «пристыкованы» и партнерские решения, ценные для клиентов. Например, в тематике мониторинга водителя, активной безопасности – «антисон», топливные датчики.
Не так давно платформа получила собственное мобильное приложение «Спутник-коннект». Расширились возможности клиента управлять своей техникой из любой точки, удаленно получать большой набор данных в реальном времени.
А сервис «Спутник-флит» реализует «классическую» систему менеджмента парка: хранит историю поездок, мониторит риски хищения топлива, помогает предотвращать или решать нештатные ситуации, поддерживает водителя в выборе маршрутов и информировании о положении на дороге.
На сегодняшний день цифровизация дала клиенту возможность удаленно управлять бизнесом, облегчила и дилеру, и клиенту общение по поводу ТО и ремонта, заказа запчастей в фирменных сетях СТО; повысила надежность и защищенность процессов внутри бизнеса автоперевозчика, ведь реализация принципа GIT в перевозке невозможна без точной информации о грузе и автомобиле.
А еще «Спутник» бесплатен в период гарантии, обучение работе с ним предоставляется каждому клиенту вместе с продажей техники.
Подписка на рассылку материалов Автопарка