Top.Mail.Ru
Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

фото: фото автора и "Монтранс" / 26.10.2023
Почти 15 лет телематика входила в практику рынка автоперевозок, но по факту во многом внедрение буксует в начальной фазе, по ряду направлений – на нуле. Сейчас виды на цифровизацию иные: расширились ее возможности, заметно увеличились риски. Полем для обсуждения этой темы стала деловая программа выставки Comtrans 2023.

Оксана Демченко

Интенсивная финальная сессия, объединяющая традиции и новации: тема постоянная, и год за годом ее помогает раскрывать ГК «Монтранс». И каждый год речь идет о самом новом, передовом и потому не традиционном, а входящем в практику работы прямо теперь – сложно и иногда болезненно, с ошибками и срывами.

Вообще, деловой программе повезло со спикерами и модераторами, хотя, несомненно, это заслуга организаторов. Практически на всех сессиях работали ответственные и глубоко знающие тему люди. Более того, знающие в лицо добрую половину зала – именно так было на сессии «Мониторинг коммерческого транспорта: статистика и прогнозы».

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

Станислав Емельянов, управляющий партнер «Монтранс», сразу задал тон обсуждения – экспертный, но без заумных терминов и сленга, то и другое в теме цифровизации легко «хоронит» смысл и взаимопонимание.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

Модератор отметил темп и значимость перемен, которые уже состоялись в отрасли: сейчас уже мало кто из практиков Комтранса понимает, как работать без телематики, а ведь пятнадцать и даже десять лет назад простейшие датчики мониторинга расхода топлива приходилось «с боем» внедрять, одолевая страхи вроде: «Это что, дырка в баке появится?» Сейчас и надежды на цифровизацию иные, и ее возможности, и вызванные ею риски. Поле для обсуждения постоянно расширяется.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей
Десять лет назад простейшие датчики мониторинга расхода топлива приходилось «с боем» внедрять.

Подхватил тезис  Дмитрий Журавлев, еще один управляющий партнер «Монтранс». «Проникновение технологий так значимо, – отметил он, – что сложно вычленить и оценить влияние того или иного аспекта, скорость и рациональность его внедрения в своем бизнесе». Путь технологий в практику по-прежнему непрост. Свежее обсуждение, возникающее не раз в дни выставки: как скоро и насколько массово «вымрут» водители, заменит ли их на дороге искусственный интеллект? Мнения высказываются противоположные, и не просто высказываются – закладываются в концепции, программы, прогнозы.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

«В реалиях РФ, – поделился своим мнением спикер, – профессия водителя не утратит востребованность в ближайшие полвека». Что не отменяет важности разработки технологий беспилотности, ИИ, активной безопасности и так далее. Более того, Россия получила уникальное окно возможностей: да, мы отрезаны, отключены от западного мира, но именно поэтому готовы полноценно развивать отечественные сервисы. На начальном этапе они могут быть дороже, сложнее, но время для оптимизации есть, и оно пока работает на российских новаторов. 

Проблема замещения импортных поставок решается, но это снова построение базиса, снова – пусть с нуля. А рынок-то формирует «космические» запросы на применение ИИ, обработку огромных массивов данных, машинное обучение. 

Примеры далее – из реалий Комтранса.

Важнейшая задача, востребованная и даже для многих привычная на серверах и инструментах глобального запада – это запуск российских ИИ-решений для предсказания срока замены узлов и агрегатов, для планирования сервиса и ТО, для удаленной диагностики. Механизм понятен: надо снять данные с CAN-шины каждого автомобиля, снять данные телеметрии, дополнить их рядом срезов сторонних данных, создать полноценный массив информации, причем динамический, а затем сравнить с условным эталоном. ИИ ведь работает на больших массивах, для него жизненно важна статистика. Но эталонов и накопленной статистики нет.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей
Важнейшая задача – это запуск российских ИИ-решений для предсказания срока замены узлов и агрегатов, для планирования ТО, для удаленной диагностики.

Не слиты в единый «живой» массив необходимые компоненты, не получается динамической многофакторной модели: к данным телематики надо добавлять в реальном времени и состояние водителя, и погоду, и иные параметры, разные под разную технику. Связывать все воедино, выстраивать модель, вводить новые данные постоянно и системно. А также верифицировать точность данных, что невозможно без единых протоколов, общих стандартов, стабильной связи, открытых кодов.

Даже вроде бы простая выгрузка данных – это сейчас проблема, ведь старый и пока что действующий российский протокол не адаптирован под CAN-шины, не понимает всей массы  дополнительных параметров, которые фиксируются, доступны, интересны – и остаются вне поля зрения систем. Добавим к сказанному российскую проблему пестроты корпоративных парков: монобрендовых почти и нет, а после начала СВО те, что были – утратили поддержку глобальных технологических партнеров. 

Спикер на правах российского разработчика поделился своим видением современных потребностей клиентов сферы комтранса. Во-первых, нужны корпоративные системы управления, причем от уровня внутри компании до платформ, связывающих воедино подрядчиков, а для реализации таких платформ критически важна унификация стандартов и протоколов, иначе невозможно даже сравнивать данные из разных систем. Начало всего и «точка сборки» понятна – это шасси транспортного средства с датчиками мониторинга, терминалами связи.

Во-вторых, нужны системы активной безопасности разных уровней. Например, внутри компаний – обработка ИИ поведения водителя для предотвращения засыпания и потери контроля над дорогой.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей
На рынке отмечается рост запросов на обработку ИИ поведения водителя для предотвращения засыпания и потери контроля над дорогой.

Наконец, есть запрос на мобильные приложения разных уровней и назначений. В них – новое поле цифровизации, реальные безбумажные решения. Простой пример базовой реализации под дальнейшее развитие – электронный путевой лист. 

Марат Садыков, директор департамента конструкторско-технологических изменений ПАО «КАМАЗ», представил комплексное цифровое решение от бренда. Прозвучало буквальным продолжением слов предыдущего спикера: вот оно, реализовано и востребовано клиентом. 

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

Не случайное единомыслие, КАМАЗ связан долгой телематической дружбой с «Монтрансом»: на борту «боевых» машин команды «КАМАЗ-мастер» именно эти системы работают и одновременно проходят жесткие тесты в условиях ралли-рейдов.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей
КАМАЗ связан долгой телематической дружбой с «Монтрансом»: на борту «боевых» машин команды «КАМАЗ-мастер» именно эти системы проходят жесткие тесты в условиях ралли-рейдов.

А в штатных режимах работы коммерческого транспорта КАМАЗ сам создает не только телематику, но полноценные многоуровневые и многофункциональные системы. 

Инженерно-логистическое сопровождение (ИЛС) – так называется брендовое решение и подразделение, его реализующее – включает ряд емких и уже полностью рабочих блоков: анализ качества вождения, переподготовка водителей, дистанционная диагностика. Кстати, уже сейчас многое специалисты бренда могут отследить в отношении подключенной техники. Возникла проблема, ошибка – дистанционно сигнал о ней поступает, чтобы ИИ и эксперт-человек оценили причину. Далее возможные действия: связь с водителем, связь с годным техцентром, куда водитель сможет заехать без очереди, поскольку будет записан дистанционно. Это – уважение бренда к реальности Комтранса, где сутки простоя тягача расходуют для компании от 20 тыс. рублей, а по самосвалу и того больше, порядка 40 тыс. Кстати, ремонт тоже ускоряется за счет возможности мастеров подготовиться к визиту заранее: есть информация о проблеме, можно заказать запчасти, зарезервировать нужное оборудование и время специалистов конкретного поста.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

О движении КАМАЗа от одиночного сервиса к экосистеме рассказал еще один спикер этого бренда, Дмитрий Яковенко: «Начали с телеметрии, а далее расширяли и расширяли работу. Сам процесс накопления телеметрии, ее хранение и представление, – как отметил спикер,  – большая работа, ведь на сегодня срок хранения данных  составляет порядка трех лет». Формируется и пополняется массивная база, которая дает возможность изучать поведение участников проекта и создавать новые инструменты. Например, комплекс мониторинга. Он сейчас доступен не только для техники родного бренда, но для иной, подключенной в парке клиента. 

Еще один инструмент был запущен полгода назад. Это онлайн запись на ТО и ремонт. Пока в систему подключены не все дилеры бренда, но процесс идет активно.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей
Инженерно-аналитическое сопровождение КАМАЗ включает дистанционную диагностику и сопровождение ТС в техцентре. 

Предиктивный модуль – инструмент, который позволяет оценивать ресурс узлов, отмечать точки сбоя на данных с CAN-шины. Постепенно обогащается и набор сервисов для водителя, для управленцев автопарка. Например, прямо на стенде в рамках выставки был анонсирован сервис расхода топлива. Он включает не только контроль, но и скидки на заправку, топливные карты и много иного.

Главная особенность нового формата – экосистемы – в объединении всех возможностей вокруг клиента. Достаточно однажды зарегистрироваться, чтобы далее использовать все возможности нынешние и перспективные. Часть бесплатно, а что-то за дополнительную плату. Для каждого пользователя создается личный кабинет, где в том числе доступно немало информации: история обслуживания, все заказ-наряды.

Сейчас к экосистеме подключено порядка 80 тыс. автомобилей. Поколения разные, объемы доступной к получению с них информации тоже. Но разработчики постарались добиться максимальной плотности и точности данных, особенно в ключевые для клиента моменты. Так, предусмотрена даже возможность для техники с явными эксплуатационными проблемами дистанционно сменить прошивку, чтобы снимать в диагностике как можно больше данных. 

Еще одно комплексное цифровое решение – «Спутник»  – представил Сергей Александров, директор департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии». Это единое решение, созданное в ходе полноценной цифровой трансформации. Включает четыре базовых блока: интернет вещей, единое цифровое пространство, омниканальность, Big Data. Подключенный автомобиль расценивается как базис интернета вещей: в технике ГАЗ телематическое устройство подключено через CAN-шину.

Вкалывают роботы: как скоро искусственный интеллект заменит водителей

Обработка данных и все связи, услуги, инструменты находятся на единой платформе. Там одна из фокусных зон для разработчиков и клиентов – сервисы управления парком, а также есть сервисы вне управления и классической телематики, такие как сервисы дистанционной продажи техники, технической поддержки: диагностика, приглашение и запись в техцентр. К платформе могут быть «пристыкованы» и партнерские решения, ценные для клиентов. Например, в тематике мониторинга водителя, активной безопасности – «антисон», топливные датчики.

Не так давно платформа получила собственное мобильное приложение «Спутник-коннект». Расширились возможности клиента управлять своей техникой из любой точки, удаленно получать большой набор данных в реальном времени.

А сервис «Спутник-флит» реализует «классическую» систему менеджмента парка: хранит историю поездок, мониторит риски хищения топлива, помогает предотвращать или решать нештатные ситуации, поддерживает водителя в выборе маршрутов и информировании о положении на дороге.

На сегодняшний день цифровизация дала клиенту возможность удаленно управлять бизнесом, облегчила и дилеру, и клиенту общение по поводу ТО и ремонта, заказа запчастей в фирменных сетях СТО; повысила надежность и защищенность процессов внутри бизнеса автоперевозчика, ведь реализация принципа GIT в перевозке невозможна без точной информации о грузе и автомобиле. 

А еще «Спутник» бесплатен в период гарантии, обучение работе с ним предоставляется каждому клиенту вместе с продажей техники. 

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное