Top.Mail.Ru
Льготный лизинг: кто им может воспользоваться и какие есть нюансы

Льготный лизинг: кто им может воспользоваться и какие есть нюансы

15.10.2023
В целях поддержки российского автопрома Минпромторг в начале сентября увеличил лимит на льготный лизинг автомобилей в этом году на 7,8 млрд рублей. Даст ли это эффект и каковы планы на следующий год?

Ирина Зверева

Власти РФ поддерживают спрос на автомобили при помощи ряда механизмов — кроме лизинга это льготные кредиты и субсидии. Данная программа действовала в 2022 году, а затем была продлена и на 2023‑й. Изначально на льготный лизинг в федеральном бюджете на нынешний год заложили всего 2,5 млрд рублей, однако этих денег не хватило, так что программу пришлось поставить на паузу. 7 сентября вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о выделении дополнительных средств — 7,8 млрд рублей.

Приостановленная программа была возобновлена уже с 8 сентября. Мантуров отметил, что такой объем господдержки позволит дополнительно реализовать около 15 тыс. машин до конца года, включая электромобили. По оценке вице-премьера — это хорошая новость особенно для тех, «кто рассчитывает на приобретение транспорта для реализации своих задач». Кстати, за весь прошлый год в рамках программ льготного лизинга, поддерживаемых государством, было реализовано около 20 тыс. новых автомобилей.

ПЛАНЫ НА ФИНАНСЫ

В бюджете на следующий год на скидки по программам льготного лизинга вновь планируется сравнительно небольшая сумма, которую опять же могут увеличить — 2 млрд рублей. При этом в целом на программу поддержки спроса (включая льготные автокредиты и т. п.) в 2024 году власти собираются выделить 17,3 млрд рублей, еще 13,1 млрд рублей могут быть направлены на госзакупки техники у российских автопроизводителей.

Предполагается, что в 2025–2026 годах объем господдержки спроса в отрасли вырастет. Так, на льготный лизинг закладывается уже по 4 млрд рублей, «дорожают» и другие вышеназванные меры поддержки спроса на рынке. В зависимости от складывающейся ситуации лимиты, заложенные в программу, в перспективе могут поменяться — как и произошло в текущем году.

ДЕТАЛИ ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО ЛИЗИНГА

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов уточнил, что программой льготного лизинга могут воспользоваться юридические лица, бюджетные организации и представители малого и среднего бизнеса. Они смогут приобрести транспорт и спецтехнику в долгосрочную аренду с возможностью последующего выкупа.

«Выгода состоит в том, что за лизингоприобретателями фиксируется льготная ставка по займу, а также скидка на аванс до 10 % (а в случае приобретения транспорта на электротяге — 25 %) от стоимости автомобиля или спецтехники», — отметил Тузов.

По его оценке, спрос на коммерческий транспорт и программы лизинга растет. Кстати, за первое полугодие текущего года доля автолизинга в бизнесе увеличилась до 50 % (46 % в аналогичном периоде прошлого года). Растущий спрос, по оценке эксперта, можно удовлетворить с помощью финансирования льготных продуктов, а также за счет расширения ассортимента отечественными и китайскими моделями.

Руководитель отдела госрегулирования и корпоративного контроля «Альфа-Лизинг» Мария Абалакова считает, что выделенного бюджета (с учетом временных ограничителей работы по программе) вполне достаточно для удовлетворения потребностей рынка. Она сообщила дополнительные нюансы программы. По ее словам, в этом году субсидия помогает снизить аванс до 10 % от стоимости для коммерческих и легковых автомобилей российского производства (ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и др.), но не более 500 тыс. рублей. Льгота также распространяется на электромобили: EVM Pro, Evolute, «Москвич 3е».

В пресс-службе АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» подтвердили, что в рамках нового этапа программы клиенты компании могут приобрести в лизинг автотехнику КАМАЗ на льготных условиях. Субсидия предоставляется в размере 10 % от цены приобретаемого колесного транспортного средства, являющегося предметом лизинга, но не более 500 тыс. рублей на одно колесное ТС. В программе участвуют автомобили, произведенные не ранее 2023 года.

КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОГРАММЕ ЛЬГОТНОГО ЛИЗИНГА

Как отметили представители авторынка, участие в программе доступно для всех российских предпринимателей без ограничений.

Со стороны Минпромторга требований к лизингополучателям в рамках программы на законодательном уровне не установлено, подтвердила заместитель коммерческого директора ООО «Балтийский лизинг» Елизавета Тимченко. «Однако, сами лизинговые компании устанавливают собственные критерии оценки для лизингополучателей не только в рамках конкретной программы, а в целом для заключения договоров», — отметила она.

По словам Тимченко, «Балтийский лизинг» работает с данной программой в каждом из 79 своих филиалов по всей России, воспользоваться предложением могут юридические лица и ИП вне зависимости от масштаба и отраслевой принадлежности бизнеса. «При этом требования в рамках данной программы субсидирования устанавливаются для самих производителей. Поскольку программа направлена на стимулирование спроса на отечественную продукцию, то и субсидия распространяется на автомобили российских брендов, либо некоторых зарубежных брендов с производством на территории РФ», — заявила эксперт.

Что касается размера снижения стоимости аванса, то этот вопрос индивидуален в каждом случае и зависит от нескольких факторов, в первую очередь от самого клиента, обратила внимание представитель компании. А именно — какой аванс он готов внести по сделке. «Мы всегда предлагаем гибкие условия с возможностью минимального авансирования», — уточнила Тимченко.

ПОПУЛЯРНОСТЬ У КЛИЕНТОВ

В компании «Балтийский лизинг», которая уже восемь лет является традиционным участником программы субсидирования колесной техники Минпромторга, видят популярность этой льготы у клиентов выделенный на программу лимит средств полностью расходуется. «Так, за 2022 год мы передали в рамках программы субсидирования Минпромторга России более 1600 автомобилей различных отечественных и некоторых зарубежных брендов, выпускающих продукцию на территории РФ», — сообщила Тимченко.

То, что льготный лизинг очень востребован среди лизингополучателей, отмечают и в компании «Газпромбанк Автолизинг». Согласно приведенным ее пресс-службой данным, в 2022 году с привлечением субсидированных средств компания профинансировала 2279 единиц техники на общую сумму свыше 9,3 млрд рублей. При этом клиенты за счет субсидии сэкономили более 705,6 млн рублей. «Дофинансирование программы льготного лизинга колесных транспортных средств в объеме 7,8 млрд рублей станет большим стимулом для роста продаж. Мера положительно скажется на реализации как популярных в корпоративном сегменте марок автомобилей, так и тех брендов, которые пока не столь востребованы в лизинге» — прогнозирует «Газпромбанк Автолизинг».

Компания «Сбербанк Лизинг» в 2022 году в рамках данной программы передала своим клиентам более 2800 единиц техники, сообщила директор департамента корпоративного бизнеса Ольга Кириллова. Она уточнила, что программа доступна всем категориям лизингополучателей.

«ВТБ Лизинг» по итогам 2022 года передала клиентам по аналогичной программе Минпромторга РФ более 3 тыс. машин на сумму 11,6 млрд рублей. И за счет субсидии клиентам удалось за этот период сэкономить свыше 900 млн рублей, отметил генеральный директор компании Антон Мусатов.

В ПАО «ЛК «Европлан» не стали афишировать количество переданной по программе техники, отметив, что лимиты по ней неизменно выбираются. С 2015 года «Европлан» обеспечил своих клиентов 7,3 млрд руб. госсубсидий. При этом любым клиентам доступны субсидия на легковой, грузовой транспорт и самоходную технику, технику белорусского производства (до 10 %), на электромобили — до 25 %.

Кстати, в конце сентября была оформлена первая на рынке сделка по лизингу российских электрогрузовиков. Ее заключила компания «ПСБ лизинг». Две машины EVM Pro российского производства стоимостью 9 млн рублей были переданы предприятию в Ростовской области по льготной программе Минпромторга РФ, сообщила пресс-служба компании. Суммарная скидка на авансовый платеж за два электрогрузовика составила 1,9 млн рублей.

БАЛЛЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Минпромторг развивает и смежные программы поддержки спроса на авторынке — в том числе и новационные. Так, 29 сентября стало известно, что министерство предложило ввести баллы локализации автомобилей для льготного кредитования. Инициатива содержится в размещенном на портале правовой информации проекте постановления кабмина.

Пока что для допуска к участию в программе российские производители должны подписать с министерством специнвестконтракты. Теперь Минпромторг предлагает внедрить другой механизм, согласно которому произведенные в России автомобили будут допускать к участию в программах льготного автокредитования после набора 1,6 тысячи локализационных баллов. Балльную планку в рамках постановления о локализации предлагается со временем увеличивать: с 2025 года нужно будет набрать 2 тысячи баллов, а с 2026 года — 2,5 тысячи.

Отметим, что в рамках программы автокредитования субсидируется базовая скидка при уплате первоначального взноса по автокредиту в размере 20 % от стоимости машины, при этом льгота на электрокары российского производства составляет 25 % (не более 625 тыс. руб.) Под действие программ подпадают автомобили стоимостью до 2 млн руб. Согласно проекту нового федерального бюджета, на финансирование программ льготных автокредитов в 2024 году может быть направлено 12,3 млрд рублей.

Льготный лизинг: кто им может воспользоваться и какие есть нюансы

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное