Top.Mail.Ru
Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

20.09.2023
Во второй половине 2023 года продолжается рост ставок на автомобильные грузоперевозки по России. Такая динамика обусловлена совокупностью факторов, среди которых можно выделить дефицит дальнобойщиков, повышение цен на грузовики и автозапчасти, ослабление рубля и увеличение утилизационного сбора. Но главный фактор – растущий спрос.

Святослав Вильде, основатель и директор "Биржи автоперевозок ATI.SU"

В первом полугодии 2023 года на «Бирже ATI.SU» мы наблюдали стабильный рост заявок на перевозки внутри страны. В годовом выражении количество заявок на перевозку грузов увеличилось приблизительно в полтора раза, причем рост наблюдался во всех регионах страны. 

Во многом это следствие глобальных процессов в российской экономике. В условиях санкций и ухода западных компаний процесс импортозамещения ускорился, многие компании переориентируются на внутренний рынок.

Также оценивая ситуацию на рынке, мы учитываем и еще один важный момент, связанный со спецификой самой Биржи. В России сейчас массово перестраиваются не только производственные, но и логистические цепочки. В таких случаях мы на Бирже всегда наблюдаем взрывной рост заявок на автомобильные грузоперевозки. Отчасти это связано с тем, что компании начинают сталкиваться с ситуациями, когда перевозчики, с которыми они привыкли работать, по тем или иным причинам не могут взяться за исполнение заказов. Также многие грузоотправители выходят на новые рынки и новые направления, и поэтому не могут ограничиться работой с привычными перевозчиками. Все это приводит к росту размещения количества заявок на логистических онлайн-платформах.

Одновременно с этим, сегодня вновь складывается непростая ситуация с исполнителями. В частности, она связана с нехваткой водителей грузовиков на дальних направлениях и дефицитом магистральных тягачей в связи с устареванием автопарка и отсутствием западной техники. И если вопрос с обновлением автопарков еще можно решить с помощью поставок из Китая, то проблема с отсутствием дальнобойщиков сегодня снова выходит на первый план.

По оценкам некоторых наших коллег, стране на данный момент не хватает 60 тыс. водителей грузовиков. Восполнить подобный дефицит быстро практически невозможно – эта профессия требует определенного периода на обучение и стажировку.

Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

К тому же непросто найти и желающих: в стране – общий кадровый голод, а профессия дальнобойщика требует кардинальной смены образа жизни. Далеко не каждый готов провести почти всю жизнь вне дома. 

Также на престиж профессии дальнобойщика влияют новости о появлении беспилотных грузовиков. В будущем такие машины, возможно, смогут кардинально решить проблему с кадрами, но в данный момент все наоборот. Беспилотных грузовиков единицы, а тысячи людей опасаются выбирать профессию водителя из-за того, что через несколько лет она может оказаться невостребованной. Хотя, по нашим оценкам, в реальности автономные грузовики начнут вытеснять людей не раньше следующего десятилетия. И в последние годы дефицит дальнобойщиков только усугубляется.

Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

Соответственно, нарушение баланса между спросом и предложением приводит к росту цен на внутренние перевозки. Для их мониторинга мы используем специальный инструмент – «Индекс ATI.SU FTL РФ», учитывающий данные Биржи в целом по России и отдельно для 100 самых популярных направлений в стране. К середине августа ставки грузоперевозчиков в среднем выросли на 41% год к году и на 19% – за последние три месяца. И с учетом нынешних условий мы предполагаем, что тренд на повышение ставок будет сохраняться.

Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

Святослав Вильде, основатель и директор "Биржи автоперевозок ATI.SU"

В сфере международных перевозок в рамках «Биржи ATI.SU» мы наблюдаем не такую однозначную ситуацию. В первом полугодии 2023 года количество заявок на перевозки из стран Евросоюза резко снизилось, зато такие страны, как Беларусь, Монголия, Китай, Казахстан, Кыргызстан с лихвой компенсировали это снижение. Свою роль здесь сыграло и то, что многие европейские грузы, например, из-за перецепки в Беларуси превратились в «белорусские». В среднем же в годовом выражении рост количества заявок на «Бирже ATI.SU» составил 30%.

В отношении экспорта история практически такая же: резкое снижение на всех европейских направлениях и рост на азиатских (лидеры – Китай, Турция, Узбекистан, Казахстан). Количество заявок на перевозки из России в другие страны, по данным «Биржи ATI.SU», остался приблизительно на прошлогоднем уровне.

Это, кстати, соответствует общей динамике внешнеторгового оборота: импорт постепенно восстанавливается, а экспорт не растет. В результате, в отличие от внутренних рейсов, ставки транспортных компаний на международные перевозки за последний год практически не выросли.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное