Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

текст: Валерий Васильев / фото: автора / 13.03.2020
По сравнению с 2018 годом рынок лизинга в России вырос на 13 %. Несмотря на падение в авиа- и железнодорожном сегментах, поддержку росту оказал автолизинг, рост составил 19 %. На конференции «Автолизинг и спецтехника», проведённой Объединённой лизинговой ассоциацией (ОЛА), участники рынка обсудили вопросы обновления автопарка, опыт взаимодействия с лизинговыми компаниями и отраслевые законодательные инициативы.

Россия является одной из крупнейших торговых площадок Европы с потенциалом долгосрочного роста. Предпосылками развития лизинговой отрасли являются нахождение России на втором месте в мировой добыче нефти, вхождение в ведущую пятёрку стран по протяжённости автодорог, самое большое население и второй по величине автопарк в Европе. Среди рисков — санкции, замедляющие рост российской экономики, её зависимость от цен на нефть, а также более низкий, чем в Европе, ВВП на душу населения ($29 тыс. против $36,4 тыс.).

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

В 2018 году правительство приняло стратегию развития отечественного автопрома, одним из приоритетов которой является импортозамещение. Стимулирование локализации государством в последние девять лет обеспечило рост числа поставщиков и производителей в 3,1 и 4,7 раза соответственно. Это привело к снижению импорта автомобилей, однако из-за одновременного роста импорта автокомпонентов для их сборки совокупный торговый баланс отечественного автопрома остаётся отрицательным.

По заявлению начальника управления развития автолизинга «ВТБ Лизинг» Вячеслава Михайлова, единственным традиционным сегментом рынка, показывавшим стабильный рост, является автолизинг. Так, направление грузового автотранспорта по сравнению с 2018 годом сохранило долю в 19 % от совокупного нового бизнеса, лизинг легковых автомобилей сократился до 15 %, лизинг специальной и дорожно-строительной техники сохранил уровень 8 %. Росту рынка и его проникновения в продажи автомобилей способствует активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг. Это повлияло на объём сделок с малым и средним бизнесом (МСБ), чья доля выросла впервые за три года и составила порядка 49 %.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

Сегодня лизинговая субсидия в размере 9,9 млрд рублей распространяется на колёсные транспортные средства (1,5 млрд руб.), газомоторную технику (3,3 млрд руб.), моторвагонный подвижной состав (1,5 млрд руб.), городской транспорт (1,5 млрд руб.) и прочие сегменты (2,1 млрд руб.). Программа льготного кредитования в сумме 5 млрд рублей охватывает легковой и лёгкий коммерческий транспорт. Госсубсидии позволяют лизинговой компании сохранять приемлемый уровень авансовых платежей за счёт будущей субсидии, закрывающей риск по сделке. Как подчеркнул специалист, мировые тренды автомобильной промышленности влияют на развитие лизинга в условиях экономики совместного потребления. Автомобиль перестаёт быть продуктом и становится услугой, что неизменно влечёт за собой смену модели владения на модель пользования.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

По данным директора по рейтингам кредитных институтов агентства «Эксперт РА» Руслана Коршунова, сектор автолизинга, в целом, продолжил устойчивое развитие и растёт четыре года подряд, в отличие от других сегментов рынка. Ожидается, что автолизинг и в 2020–2021 годах будет в зоне стабильного роста. Основными причинами этого станут низкое проникновение лизинга в автопродажи, стареющий парк автомобилей, развитие такси и каршеринга, снижение процентных ставок и другие причины.

Сегмент автолизинга в 2021 году ожидает рост рынка на 12 %, до 742 млрд рублей, в 2020 году — на 17 %, до 662 млрд рублей. Рост рынка по итогам 2019 года составит 25 %, до 566 млрд рублей. Стоп-факторами в этом бизнесе являются рост цен на горюче-смазочные материалы, сокращение объёмов господдержки и рост цен на автомобили. К мерам роста, прежде всего, можно отнести обновление стареющего автопарка транспортных компаний, спрос со стороны субъектов МСБ.

Что касается рынка грузовых автомобилей — данное направление является самым быстрорастущим для автолизинга. В продажах новых грузовиков доминируют такие сегменты, как перевозка грузов, утилизация отходов, оптовая торговля стройматериалами, лесозаготовка, аренда автотранспорта и спецтехники. В топ-5 брендов грузовиков, проданных в лизинг в 2019 году, входят КАМАЗ (38,4 %), Volvo (12,8 %), ГАЗ (11,8 %), MAN (8,4 %), МАЗ (4.4 %). В лизинге автобусов лидируют марки ПАЗ, Yutong, НефАЗ и ЛиАЗ.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

С 2020 года правительство намерено заменить ряд разрозненных мер субсидирования, в том числе прямого финансирования производителей, на Единую лизинговую субсидию. Эта тема вызвала живую дискуссию среди участников конференции. Новый механизм поддержки лизинга должен охватить автотранспорт, специальную и сельхозтехнику, городской электротранспорт и железнодорожный подвижной состав. Лизингодателям предложили посоревноваться за господдержку, пообещав передать клиентам больше техники за меньшие средства бюджета. Но со стороны получателей господдержки есть ряд вопросов к её параметрам. В ОЛА высказали замечание, что отбор компаний сейчас ведёт к допуску в единый лизинг игроков, взявших на себя наибольшие обязательства по объёму приобретаемой для клиентов техники, но претендующих на меньший объём субсидии. В профессиональном объединении участников лизинговой отрасли считают, что это может превратить программу в меры индивидуальной поддержки избранных компаний. В своих обращениях к правительству члены ассоциации говорят о необходимости формирования перечня техники, подпадающей под условия программы — по аналогии с существующей для автолизинга и лизинга спецтехники.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

Андрей Гладков,
генеральный директор АО «Лизинговая компания "КАМАЗ"»

В 2020–2021 годах доля реализовываемых тяжёлых грузовых автомобилей в лизинг будет оставаться на высоком уровне. По нашей оценке, более 50 % грузовых автомобилей будет реализовываться по лизинговым схемам. Данному процессу способствует политика Правительства РФ, поддерживающая конечного потребителя субсидированием авансового платежа по лизингу. Ожидаем продолжения поддержки лизинга и в 2020 году, что должно положительно отразиться на рынке грузовых автомобилей в целом.

Вы спрашиваете: почему растёт лизинг на фоне падения авторынка? Причин несколько. Во-первых, положительная динамика, конечно, связана с государственной поддержкой лизинговой отрасли в целом и грузового сегмента в частности.

Во-вторых, лизинговые компании последнее время довольно активно себя ведут в части специальных условий на покупку грузовой автотехники в рамках совместных с производителями программ. «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» — не исключение. Мы изначально очень близки к производителю — КАМАЗу. И прямо сейчас, например, мы предлагаем акцию «Лови удачу!» — даём клиенту бонус в виде 1000 литров топлива либо лизинговые каникулы на один месяц. Также действует ещё ряд программ: «Старый друг» — для постоянных клиентов, «Аренда» — для тех, кто интересуется техникой с пробегом, «Лизинг от производителя» — наш стандартный выгодный для малого и среднего бизнеса продукт.

Третьим фактором роста является устаревание автопарка. Согласно данным «Автостата», средний возраст грузовых автомобилей — старше 20 лет. Есть основания полагать, что предприниматели хотят обновить свой автопарк. И лизинг для этого — наиболее выгодный инструмент.

Если говорить о новых механизмах поддержки лизинга, хочу заметить, что судьба Единой лизинговой субсидии пока неизвестна. В её появлении мы видели ряд минусов и рисков. У нового правительства свой взгляд на субсидирование отрасли: возможно, вернётся прошлая схема работы, отшлифованная годами и имеющая свои преимущества. На сегодняшний день итоговый документ не утверждён. В ближайшее время мы его увидим, и можно будет дать какие-то оценки.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падает

Андрей Волков,
руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами ООО «Балтийский лизинг»

Мы предполагаем, что в 2020 году, несмотря на стагнацию авторынка, рост отрасли сохранится, но темпы существенно замедлятся по сравнению с последними годами. Если говорить о сегменте автолизинга, то он в последнее время демонстрирует стабильные темпы роста, и его перспективы не исчерпаны.

Согласно нашей статистике, сформированной по итогам 2019 года, объём нового бизнеса «Балтийского лизинга» в сегменте грузовых авто вырос на 22 % по сравнению с результатами 2018 года, в сегменте легковых авто динамика выше — 33 %. По нашим оценкам, тенденция роста этих типов имущества в 2020 году сохранится — одним из основных драйверов на рынке останется автолизинг. По данным статистики «Балтийского лизинга» за 2019 год, клиенты чаще всего оставляли заявки на лизинг грузового автотранспорта — в структуре транспортного сегмента нового бизнеса компании этот тип имущества занимает 54 %.

Эксперты склоняются к общему мнению о том, что российский авторынок, который в 2019 году показал отрицательную динамику, продолжит падение и в этом году. На ситуацию будут влиять многие факторы: снижение покупательской способности при одновременной индексации утилизационного сбора, инфляция и курс рубля.

На фоне этих факторов доступность и популярность лизинговых услуг продолжат расти среди российских покупателей. И поскольку у бизнеса всегда будет потребность в обновлении и расширении автопарка, предприятия будут использовать наиболее удобные инструменты для оптимизации бюджета компании. Поэтому всё больше предпринимателей станут выбирать лизинг как оптимальный механизм для развития бизнеса.

Почему в России автолизинг растёт, когда рынок падаетПочему в России автолизинг растёт, когда рынок падаетПочему в России автолизинг растёт, когда рынок падаетПочему в России автолизинг растёт, когда рынок падаетПочему в России автолизинг растёт, когда рынок падает (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное