Американские дальнобойщицы: женщины, успешно освоившие профессию водителя грузовика

текст: Алексей Рожков / 20.09.2019
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин недавно заявил, что женщины в России получат право работать по специальностям, которые до сих пор были для них запрещены. Пересядут ли наши барышни в массовом порядке за рычаги бульдозеров, контроллеры поездов метро и руль магистрального грузовика?

Прежде чем это, возможно, заработает у нас, логично посмотреть на мировой опыт. Как обстоят дела с трудоустройством женщин в стране, аналогичной нашей по территории и где дорог хватает с избытком для всех? Американская масс-культура вовсю тиражирует типаж активной леди, которая не спасует ни в борьбе с боевыми роботами, ни с инопланетной нечистью. Однако реальность такова, что хрестоматийную Сару Коннор ждут сегодня в США за рулем дальнемагистальных тягачей. Один из крупнейших грузовых перевозчиков Северной Америки, компания CFI, уже сделала ставку на женщин.

Согласно недавнему исследованию Американской ассоциации грузоперевозок, American Trucking Associations, в Штатах не хватает 50 тысяч водителей, и в течение последующих восьми лет дефицит может увеличиться до критического показателя в 174 тысячи. Для рекламы привлечения женщин за руль грузовиков президент CFI Грег Орр распорядился на «женских» траках компании нанести броские надписи: She drives CFI. Если перевести буквально — Она управляет CFI.

Как когда-то в СССР, когда страна восхищалась рекордами трактористки Паши Ангелиной, у американских феминисток есть свой кумир в женском дальнобойном мире. Дама проработала всю жизнь водителем тяжелого тягача. Без единой аварии ей удалось проехать более 3 миллионов миль, то есть примерно 5 млн километров.

Если внимательно проанализировать трудовой путь американки, никакой романтики в желании рассекать пространство и время хромированным носом какого-нибудь «Кенворта» или «Петербильта» не было. Банальная нужда заставила миссис Клэнг еще в юности, в 1987 году, сесть за руль тягача. Закрепиться в не совсем женской профессии на нее повлиял развод с мужем-дальнобойщиком в 95‑м. По завершении своей карьеры семьянина он уехал от нее на некогда общем грузовике. «Так я променяла первого мужа на работу в этой компании, и это был мой самый лучший выбор в жизни», — резюмировала Стефани.

Стефани Клэнг проработала всю свою жизнь водителем тяжелого тягача. Без единой аварии ей удалось проехать около 5 млн км.

Правда, дама недолго пробыла без напарника. В 2006 году она снова вышла замуж за коллегу по работе, такого же, как и она, дальнобойщика из CFI. С тех пор они не расстаются и их жизнь полна счастья и тепла — пишут про них пиарщики компании. А что вы хотите, американский хеппи-энд должен присутствовать обязательно.

А теперь о прозе жизни. Одно дело просто сесть в грузовик и поехать из пункта А в пункт Б, недостатка фильмов на эту тему нет. Совсем другое дело, если ты женщина-водитель и тебе надо готовить трак к рейсу, следить за погрузкой, проводить мелкие ремонты, заполнять путевую документацию и отбиваться от шуточек коллег-дальнобойщиков. Наконец, храбрую водительницу грабили на дороге под дулом пистолета и приковывали наручниками к родному грузовику. Случись такое с ее российской товаркой, наша отечественная Стефани с такой-то биографией уже давным-давно сидела бы в депутатах под знаменами какой-нибудь очень правильной партии, а по ее мемуарам сняли бы многосерийный байопик.

Меж тем миссис Клэнг не выбилась в местные сенаторы, она живет жизнью простой американской пенсионерки, хотя ее портреты украшают некоторые грузовики компании, которой она отдала 31 год, но это просто дань уважения профи.

Много ли американских барышень последовали примеру Стефани? Исследование Национального института транспорта показало, что на конец 2017 года женщины составляли всего 7,89% от общего числа профессиональных водителей в США. А по данным некоммерческой организации Women In Trucking (WIT), только 45% автопарков хотят взять на работу женщин. Эта же организация выяснила, что 83% женщин нашли работу за рулем через семью, друзей или самостоятельно. Что касается прямого призыва а-ля советское «комсомолка — на самолет!», то лишь 12% опрошенных американских перевозчиков реально ищут женщин-водителей в своих объявлениях.

Но мало привлечь женщин, нужно создать им нормальные условия работы, чтобы дамы не забывали, что у них помимо работы есть семьи, дети и мужья. Автопарки и женщины-водители по-разному относятся к наиболее важным вопросам отрасли. Слабый пол в числе главных приоритетов указал безопасность наряду с возможностью больше проводить времени с семьей. А вот работодатели не назвали безопасность в числе приоритетов для женщин. «Ни одна компания не рассказывает, что «у нас самое безопасное оборудование» или что «мы самая безопасная компания», а это как раз самое главное, что ищут женщины в данной работе», — подчеркнула Эллен Вои из некоммерческой организации Women In Trucking (WIT).

Максимум, на что идут автопарки, так это добавление к своему основному оборудованию специализированного, которое облегчает условия труда для дам. Так, компания Werner Enterprises из Омахи, штат Небраска, оснащает свои «женские» машины автоматическим седельным устройством, которое позволяет водителю отсоединить тягач от прицепа с его электрикой и пневматикой одним нажатием кнопки, не покидая кабины. Другая компания, Hadley из Мичигана, заменила все механические модули на электрические для операций с полуприцепом.

Это локальные усилия самих перевозчиков, а что предлагают производители? Примеров тоже не так много. Freightliner делает гидропривод для подъема/опускания капота. Вот, пожалуй, и все из женского пакета. По-прежнему самая востребованная грузовая дамская опция – автоматическая коробка. Компания Prime Inc., 12% водителей которой составляют женщины, старается закупать для них машины только с АКП, чтобы сделать труд более комфортным и привлекательным. Но пока еще никто из грандов американского грузового автопрома не озаботился созданием трака для дальнобойщиц. А между тем даже высота расположения спальной полки в грузовике может поставить крест на работе для некоторых невысоких женщин-водительниц. Так считает Брук Мосли, водитель из Prime Inc. штат Миссури, компании, которая занимает 18‑е место в топ-100 крупнейших перевозчиков США. Проблему чрезмерной высоты расположения верхнего спальника отмечают и другие дамы-рулевые. Но есть и еще одна опасность для драйверш-профи. Источник № 1 травм водительниц — падение из кабины на стоянке, нередки случаи травмирования.

Аналитики считают, что от дефицита кадров водителей-дальнобойщиков автопарки спасут бывшие военные и женщины. Среднестатис-тическому водителю-мужчине в США уже перевалило сегодня за 55 лет, и уровень оттока кадров из грузового бизнеса со временем только усилится. По данным WIT, в настоящее время женщины составляют всего около 7% от общего количества водителей в США. «С такой небольшой долей женщин пропаганда профориентации нуждается в улучшении», — заявила недавно Кира Брукс, генеральный директор Sawgrass Logistics, управляющая грузовой компании, которая совместно с WIT провела этим летом опрос среди автопарков, перевозчиков и представителей автошкол о практике работы женщин-водителей. Результаты исследования показали, что в ближайшие два года менее половины опрошенных в США желают устранить дефицит кадров за счет водителей-женщин.

Статьи по теме
Популярное