Top.Mail.Ru
Какую зарплату платили на заводах в СССР

Какую зарплату платили на заводах в СССР

фото: Из архива АВТОВАЗА / 17.08.2023
Сразу отметим, что однозначного ответа не будет: доходы очень сильно зависели от того или иного периода времени, а также от профиля завода и квалификации сотрудника. Но бесспорно одно: рабочие практически всегда получал больше инженера. Раз, эдак, в полтора-два. И еще один факт: уже со школьной скамьи было ясно, что желающих идти к станку не видать – даже ради зарплаты. Такой вот парадокс.

Редакция

В нашей школе эпохи 70-х старшеклассники раз в  неделю проходили трудовую практику в каком-то специализированном учебном центре. Самым престижным считалось, как ни странно, обучение на программиста – туда брали только отличников. Странность же была в том, что в те времена никакого кайфа такая работа не приносила: никаких персональных компьютеров не было и в помине, и еще долгое время, как мы сегодня знаем, не будет. Будущего программиста ждала нудная непрестижная работа на какой-нибудь БЭСМ, которая постоянно дурила и чинилась. О зарплате лучше не вспоминать. Халтуры, в общем-то, тоже не было.

А вот список самых непрестижных профессий в том центре уверенно возглавили токари и фрезеровщики. Туда посылали, чего уж там, «трудных подростков» из неблагополучных семей – другие категорически отказывались, записываясь в радиомонтажники.

Непрестижность профессий шла рука об руку с зарплатой. Молодой специалист в тех 70-х получал примерно 110 – 130 рублей в месяц, причем грязными – на руки получалась примерно сотня. Кое-где платили премию – эдакий довесок к зарплате, суть которого до конца не понимал никто. Однако при устройстве на работу всегда поясняли: мол, 130 плюс премия! А вот работяга в цеху, не поступивший в свое время в институт, стабильно зарабатывал примерно вдвое больше. При этом в воздухе всегда висела одна угроза для начальства: не будете платить – пойду на предприятие через дорогу: меня уже звали… Что до инженеров, то их особо никуда и не приглашали, смело гоняя на картошку и на плодоовощные базы.

Шахтер в те времена зарабатывал до 1000 в месяц. Сталевар на металлургическом предприятии мог получать 500-600 рублей  – это реально были огромные деньги. Инженеру, желающему получать столько же, необходимо было защитить пару диссертаций, стать начальником чего-нибудь, да еще читать лекции студентам или вести курсы повышения квалификации. На автозаводах платили немного. Инженер-исследователь на АЗЛК в конце 80-х получал 170 рублей (с надбавкой). Начальник бюро там же получал под 200, завотделом – под 300. Кстати, в это же время на ЗиЛе тому же инженеру предлагали всего лишь 110 – 115 рублей…

Впрочем, обычный рядовой рабочий, не имеющий отношения к вредным производствам, зарабатывал скромнее – примерно от 180 до 230 рублей. Уборщица на производстве получала рублей 80, а в учреждении – примерно 60.

Уровень зарплат всегда зависел от профиля предприятия, а также от географии. Северные надбавки повышали зарплату примерно в полтора раза.

Одним из способов увеличить доход на предприятии были… рацпредложения. Больших денег они не сулили, но, набив руку, можно было подавать по несколько «рацух» каждый месяц. За каждое по минимуму полагалось примерно по 20 рублей, а потому шустрые рационализаторы то и дело выдавали за рацпредложение то, что им полагалось делать как основную работу (например, изготовление какой-либо оснастки). Начальство обычно смотрело на это сквозь пальцы.

Своеобразная лафа по части зарплаты на производстве наступила в горбачевскую эпоху, когда инженерам разрешили работу по совместительству. Скажем, инженеру, который периодически торчит в сборочном цеху, разрешали совместительство то ли с должностью наладчика, то  ли монтажника – неважно. В этих случаях зарплата подпрыгивала процентов на 25-30, что для инженера было очень существенно. Затем ушлые люди освоили подработку через НТТМ, переводя договорные работы к режиму оплаты наличными.

Но это были последние годы существования СССР.

Какую зарплату платили на заводах в СССР

Что еще почитать:

Работать некому: почему российские заводы предлагают нищенские зарплаты

Сколько стоил бензин и какие зарплаты были у водителей в СССР

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное