Top.Mail.Ru
История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

фото: Из архива АВТОВАЗА / 08.04.2020
19 апреля легендарная «Копейка», ВАЗ-2101, празднует полувековой юбилей. По этому случаю мы вспоминаем историю модели и делимся уникальными фотографиями из архива Волжского автозавода

Редакция

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Конструкция автомобиля

В качестве основы ВАЗ-2101 был использован FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года». В этом же году Министерство внешней торговли СССР и FIAT заключили генеральное соглашение о создании проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применены более надежные синхронизаторы.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры.  Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции. По итогам суровых испытаний итальянской модели на полигоне и обычных дорогах Советского Союза, конструкторами был усилен кузов и увеличен дорожный просвет. 

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Производство

Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна 22 апреля 1970 года  – столетие В.И.Ленина.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Всего в апреле были собраны шесть автомобилей, а в августе Волжский автозавод начал реализацию ВАЗ-2101 через торговую сеть. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным - 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Бренд

Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 90-х годах.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Экспорт

Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветку на LADA 2101. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Их автомобиль 1975 года сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Сервис

До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю».

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Цифры и факты о ВАЗ-2101:

1967 – Началось строительство Волжского автозавода.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1968 – Стартовали испытания прототипов автомобиля.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1970 – Выпущен первый  ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1975 – С конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1984 – Собран последний ВАЗ-2101.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

1988 – Собран последний ВАЗ-21011.

История ВАЗ-2101 в уникальных фотографиях

Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 ВАЗ-2101 и его модификаций. Сегодня на учете в России стоит около 400 тысяч таких автомобилей.

(9 оценок, среднее: 4,78 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Руди:

    Копеечка отличная машина, если бы сейчас возобновили её выпуск, то не прогадали бы, я уверен, что спрос на неё есть до сих пор, и завод стабильно мог продавать по 10 или 20 тыс. Таких машин в год.

Статьи по теме
Популярное