Top.Mail.Ru
Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы

фото: архивы авторов / 21.03.2023
В прошлом делать открытия не легче, нежели открывать что-то новое. Тем ценнее находка, о которой пойдёт речь. Не так давно удалось установить марку первых российских электробусов, задействованных в реальной эксплуатации, а теперь мы точно знаем место, где они работали. Их построили в Санкт-Петербурге и в январе 1902 года поставили в Варшаву.

Станислав Кирилец, Денис Орлов

Москва сегодня располагает самым крупным парком электробусов в Европе. Это машины российского производства. Более того, 150 машинокомплектов российских электробусов поставлены во Францию.

Примечательно, что Россия была в числе первых стран, где построили электробус: в 1899 году Ипполит Владимирович Романов сконструировал 17‑местный омнибус, ведомый электромотором постоянного тока мощностью 4,5 кВт. Запаса батарей ему хватало на 60 км. Впрочем, грандиозный проект о постройке и эксплуатации на петербургских маршрутах 80 электробусов Романову реализовать не удалось. Не менее примечательно, где и когда началась регулярная эксплуатация российских электробусов. Однако, чтобы это установить, прежде пришлось разрушить кое-какие устоявшиеся догмы.

Было известно, что в 1901 году была построена более совершенная, чем омнибус Романова, машина. И по вполне прагматичному проекту — доставлять гостей с вокзала в гостиницу и наоборот. На крыше электробуса поместили вывески «Бристоль», на кириллице и латинице. В Санкт-Петербурге существовали меблированные комнаты с таким названием. Одни из самых роскошных в столице; на этом месте затем построят гостиницу «Астория». Подобные отели держали собственный парк небольших автобусов, чтобы доставлять постояльцев с вокзалов и на вокзал — трансфер изобрели не сегодня. Выходит, в 1901 году знаменитый фотограф Карл Булла сфотографировал в Санкт-Петербурге новенький электрический «челнок» меблированных комнат «Бристоль»?

Но какой марки была машина? Известный советский автомобильный инженер Лев Михайлович Шугуров, патриарх нашей автомобильной журналистики, считал, что «Дукс». Была в Москве, в Ямской слободе, такая фабрика, «Акционерное общество «Дукс» Ю. А. Меллера». Шугуров много писал на исторические темы в журналах «За рулём», «Автоэкспорт информирует», «Наука и жизнь». Шугуров писал, а его ученик и талантливый художник Александр Николаевич Захаров создавал восхитительные иллюстрации к этим статьям, представляя чёрно-белые исторические автомобили в цвете. Нарисовал он и электробус для «Бристоля». «Дукс»? Нет, Шугуров ничего не придумывал. Он лишь повторял за куда менее известным, но крайне дотошным историком Валерием Ивановичем Дубовским. А тот, в свою очередь, ссылался на Политехнический музей. Но почему Дубовской не обратил внимания на то, что ни в сообщениях, ни в каталогах и рекламах завода «Дукс» нет ни слова об электромобилях?

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Электрический омнибус «Фрезе». Хорошо виден корпус электромотора. Ведущая звездочка главной передачи насажена прямо на ось ротора. Вероятно, аккумуляторы находятся под ко́злами водителя, в вентилируемом ящике.

«Дукс» — марка московская. Понятно, Дубовской приписал электробус меблированным комнатам «Бристоль» в Москве. Но гостиницы и меблированные комнаты с таким названием были во многих крупных губернских городах! Перебирать их все? Боже сохрани! Но что, если начать со столичного «Бристоля»? Электромобили на заре ХХ века в Санкт-Петербурге выпускало акционерное общество «Фрезе и Ко». Пётр Александрович Фрезе даже собрал для Романова электрический омнибус, благо что держал экипажную фабрику. Основным же делом Петра Александровича в то время была торговля машинами французской марки De Dion-Bouton. На своей фабрике он их собирал из, как бы сейчас сказали, машинокомплектов, строил для них кузовы. А позднее даже освоил производство собственных конструкций с импортными двигателями.

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Журналист Л. Шугуров много писал на исторические темы. Здесь он позирует за рулём автомобиля Itala 30/45 CV, летом 1989 года прибывшего в Москву в рамках мемориального пробега из Пекина в Париж.

Эх, если бы была возможность получше рассмотреть электробус на снимке! Качество не то. Даже изображён он на белом фоне. Ни зданий, ни памятников, ни соборов! Местоположение не определить. Тупик?

И тут в архиве ЦГАКФФД, в фонде знаменитейшего фотографа Карла Буллы отыскался оригинал снимка! И действительно, фото сделано в Санкт-Петербурге. На ступичных гайках электробуса выгравировано латынью: Frese & Cie. Именно так пишется по-немецки фамилия обрусевшего немца Петра Александровича Фрезе. Полдела сделаны: перед нами никакой не «Дукс».

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Репродукция из статьи Л. Шугурова о первых русских омнибусах в журнале «Автоэкспорт информирует», № 1 за 1985 г. с рисунками А. Захарова.

Но что за блажь, писать марку российского электробуса латынью? В России даже заграничные фирмы старались выводить марку по-русски. На экспорт он, что ли, рассчитывал? Стоп: у Фрезе был варшавский филиал! «Пробить» информацию по Царству Польскому долго не получалось. Дело — в стереотипах мышления. Раз Фрезе по-немецки сам себя написал Frese, то и поиск вёлся по этому слову. Оказалось, что po polsku — не так. FREZE! Через любимую нашими сегодняшними западными «партнёрами» букву «Z». И тут удача улыбнулась во все 32 зуба.

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Аншлаг Акционерного общества «Фрезе и Ко» с написанием по-немецки и по-французски через «S».
Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Реклама акционерного общества «Фрезе и Ко» с написанием через «Z» в газете «Варшавский курьер» за 9 мая 1901 года.

На связь вышел польский историк Анджей Якубашек (Andrzej Jakubaszek). Он прислал газетные вырезки: наш «не-Дукс», как уже установлено, а «Фрезе» через «Z» в январе 1902 года поступил в варшавский отель Bristol! И не один, а целых два электробуса. Вот, к примеру, что 19 января писал «Утренний курьер» (Kurjer Poranny): «Сегодня в 12:30 пройдет испытание электрических омнибусов, организованное фирмой «Фрезе и Ко». Отъезд состоится из отеля «Бристоль»».

На другой день панове узнали подробности в «Варшавском курьере», главной городской новостной газете: «В Варшаву прибыли два электрических омнибуса. Их предоставило Акционерное товарищество «Фрезе и Ко», для использования отелем «Бристоль». Эти автомобили, построенные добротно и эстетично, представляют собой большие дилижансы на 8 пассажиров, с козлами на двух человек и сиденьем для кондуктора в задней части машины. Весом по 175 пудов каждый и приводятся в движение 30‑сильным электрическим мотором, размещенным под козлами; двигатель приводится в действие аккумуляторами, расположенными под повозкой, которая развивает скорость 12–20 км/ч, а после одной автоматической зарядки может проехать расстояние 30 вёрст. Освещение дилижансов также электрическое. Проведённая вчера в полдень проба этих новых машин с участием представителей прессы показала очень положительные стороны нового способа передвижения, который первыми будут использовать гости отеля».

Пусть репортёр и напутал с расположением мотора и аккумуляторов, поверим ему в отношении других технических данных. Уж точно, запас хода сообщён правдоподобный, а не тот, что в наши дни указывают производители электромобилей.

Стоит ещё отметить, что варшавский филиал акционерного товарищества «Фрезе и Ко» весьма энергично развивал автомобильное движение по Варшаве. Одна газета так и написала: «Варшава, отставши в вопросах электрического освещения, опередила другие города в вопросах передвижения». Как следствие, Варшава опередила другие города Российской империи и в автомобильных авариях (тут опять «Фрезе»), и в махинациях с автомобилями. Некий Адам Добошинский, депутат Венского парламента, в декабре 1902 года подал в суд на общество «Фрезе». У пана Добошинского с октября 1901 года имелось соглашение с гостиницей «Бристоль» на поставку той карет и конных омнибусов марки «Фрезе», сроком на 8 лет. В договоре предусматривалась замена конных омнибусов самоходными, нежели появится такая возможность. Однако общество «Фрезе» заключило за спиной пана Добошинского прямой договор с «Бристолем». И теперь под любым предлогом всячески затягивало отгрузку пану Добошинскому заказанных им омнибусов. Пан обратился в арбитражный суд за возмещением убытков в размере 3000 рублей плюс «рупь-15» за каждый день задержки, плюс 10 % от полученного с прямых поставок дохода. Получил или нет — обратитесь к судебным архивам, как говорил старый сутяга Фрэнкленд в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Стоит рассказать и о самой варшавской гостинице «Бристоль». Она только открылась в 1901 году, и это стало событием. Семиэтажное здание с ротондой возвышалось над приземлённой Варшавой. Настоящий тучерез (так тогда называли небоскрёбы). Пресса на все лады расписывала роскошное убранство и всякие технические новинки. Например, 11 лифтов, двигающихся со скоростью 110 см в секунду. И одной из новинок «Бристоля» были электробусы «Фрезе».

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Гостиница «Бристоль» была открыта в Варшаве 19 ноября 1901 года. Проект в стиле «нео-ренессанс» выполнен архитектором Владиславом Маркони.

Гостиница «Бристоль» моментально стала центром притяжения варшавского общества. В 1903 году здесь чествовали Марию Склодовскую-Кюри после вручения ей Нобелевской премии. Весьма вероятно, даму столь прогрессивных взглядов с вокзала в гостиницу доставили не гужевые дрожки, а сверхсовременный электрический дилижанс «Фрезе».

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
07. Мария Склодовская-Кюри, выдающаяся женщина-естествоиспытатель, дважды удостоенная Нобелевской премии, в своей лаборатории в Париже.

В отеле «Бристоль» останавливались Вертинский и Пикассо. Чудесным образом уцелел отель и в годы Второй мировой войны. В него попала единственная бомба, и то — разрушила только художественную мастерскую. Стоит отель на том же месте и сегодня.

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы
Электробус Bluebus 12M у парижского вокзала Сен-Лазар. С 2021 года несущий каркас кузова, ходовая часть и механизмы управления для этой модели поставлялись из России.

Европейские приключения российских электробусов получили неожиданное продолжение в наши дни, и уже не в Варшаве, а в Париже. Два года назад компания «Бакулин Моторс Групп» заключила контракты с фирмой Bolloré Group на поставку во Францию 150 машинокомплектов электробусов Volgabus. На принадлежащем Bolloré Group заводике BlueBus в Бретани их оснастили литий-метал-полимерными батареями BlueSolutions и обвесили наружными пластиковыми панелями собственного дизайна. Электробусы поступили в транспортное управление Парижа RATP.

Благодарим за помощь Вячеслава Коростелёва и Анджея Якубашека.

Что еще почитать:

«Мы с приятелем вдвоём работали на…»: история гениального изобретения Рудольфа Дизеля

21-я «Волга» и «Космическая черепаха»: что показывали на Женевском автосалоне 60 лет назад

«Маразм крепчал», или история фантастического советского концепт-кара «Охта»

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное