Top.Mail.Ru
Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69

фото: автора, Музей истории ГАЗ, Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, НИИИ-21, РГАКФД, Jean Lussan/imagesdefense.gouv.fr, NAC, открытые источники / 28.08.2023
70 лет назад, в августе 1953 года, с конвейера Государственного ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени автомобильного завода имени В. М. Молотова сошли первые вездеходы ГАЗ-69. Вспоминаем историю легендарного советского внедорожника

Денис Орлов

Симпатичный автомобильчик. Красивым не назовёшь, но безусловно обаятельный. Мимимишный, если кому ближе такое определение. До сих пор загадка, приложили ли к этому руку художники-конструкторы, либо привлекательная внешность сложилась под логикой конструкторов и технологов. Так бывает, и пример тому — «Виллис».

Насколько «Виллис» повлиял на конструкторов ГАЗ при создании нового вездехода? Скорее — германские лёгкие внедорожники с их характерными трапециевидными взаимозаменяемыми дверцами. И то — только дверцами. ГАЗ-69 самобытен и тем вдвойне привлекателен.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
ГАЗ-69 с кузовом модели 76, опытный образец. За рулём — бессменный ведущий испытатель 69‑го Анатолий Фёдорович Ромачёв, стоят Григорий Моисеевич Вассерман и Борис Николаевич Панкратов. Оба в «наградных» драповых пальто, брюках фасона «трубы с парохода» поверх валенок без калош. Зима 1952 года.

Предыстория такова. С 3 по 8 февраля 1943 года в Москве прошло совещание конструкторов автомобильных и смежных заводов Народного комиссариата среднего машиностроения. Главный конструктор ГАЗ Андрей Александрович Липгарт доложил, что в послевоенные планы II очереди включена «легковая машина для провинции типа ГАЗ-64, военного «Виллиса», «Бантама» и др. с приводом на 4 колеса (собранная на агрегатах ГАЗ-25) с закрытым деревянным кузовом». Предназначался такой автомобиль «для районов с плохими дорогами, как военная машина связи и тягач малокалиберной противотанковой артиллерии». 19 июня 1945 года на показе в Кремле горьковских новинок — М-20 «Победа» и ГАЗ-51 — вопрос о новом лёгком вездеходе был поднят повторно в разговоре со Сталиным.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Вариант с 5‑местным 4‑дверным кузовом ГАЗ-77 был построен только в мае 1951 года. К этому времени вездеход приобрёл узнаваемый вид, хотя всё ещё с надписями «Труженик» на панелях боковин капота.

Нельзя сказать, что ГАЗ-67Б не устраивал заказчика. Простая, отработанная и тяговитая машина. Однако корнями она уходила в полуторку. А завод шагнул вперёд, на гораздо более высокий технический уровень, тем самым оставляя ГАЗ-67Б без необходимых узлов и агрегатов. Да и по удобству ГАЗ-67 не отвечал требованиям времени.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Первый опытный образец ГАЗ-69 даже внешне заметно отличался от известного всем вездехода. На боковинах отчётливо читается слово «Труженик», на решётке радиатора размещён орнамент «69». 1947 г.

21 апреля 1947 года вышло постановление Совета министров СССР № 118‑325сс (совершенно секретное) о создании лёгкого артиллерийского колёсного тягача по тактико-техническим требованиям Главного артиллерийского управления Советской армии. У военных автомобиль проходил под обозначением АТКЛ, артиллерийский тягач колёсный, лёгкий. По техтребованиям он должен был буксировать прицеп массой до 800 кг (это могла быть 45‑мм противотанковая пушка М-42, зенитно-пулемётная установка ЗПУ-2, 82‑мм миномёт).

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
По сухому грунту ГАЗ-69 уверенно брал подъёмы до 34 градусов. Снимок из альбома, посвящённого государственным испытаниям.

Индекс «69» будущий вездеход унаследовал от проекта лёгкого бронеавтомобиля с несущим бронекорпусом. Война закончилась, и проект свернули. ГАЗ нередко повторно использовал одни и те же обозначения — заводской конструкторско-экспериментальный отдел вёл столько проектов, что на все не хватало индексов. Ведущим конструктором ГАЗ-69 назначили Григория Моисеевича Вассермана, прекрасно проявившего себя в работе над «Победой». Общую компоновку автомобиля чертил Фёдор Алексеевич Лепендин. Он был настоящим виртуозом своего дела, ему поручали компоновки всех легковых машин, вплоть до ГАЗ-24 «Волга». «Победовский» двигатель приспосабливал под увеличенную нагрузку Георгий Константинович Шнейдер. Кузов проектировал Борис Николаевич Панкратов. Раму — Василий Фёдорович Филюков. Трансмиссией занимались Самуил Григорьевич Зислин, Борис Акимович Дехтяр, Владимир Сергеевич Соловьёв (будущий первый главный конструктор ВАЗ).

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Испытания снегоходных мотосаней с ленточными гусеницами системы Сергея Неждановского. Примечательно, что обозначение ГАЗ-66 присвоили грузовику позже более старшего индекса ГАЗ-69. 1959 год.

Страна понемногу привыкала к миру, и в 1947 году министр автомобильной промышленности СССР Степан Акопов предложил Сталину назвать новый вездеход «Колхозником». Каково было бы работнику совхоза (советскому (государственному), а не коллективному хозяйству) ездить на машине с таким названием? Или директору завода. Не говоря о военных. Поэтому утвердилось менее конкретное название — «Труженик». Это слово размашисто выштампуют на боковых панелях капота — ГАЗ вырабатывал свой стиль. Название продержалось с первой опытной партии (октябрь 1947 года) вплоть до образцов, выдвинутых на государственные испытания в сентябре 1951 года. А затем — загадочным образом исчезло. Видать, не хотелось военным называться тружениками.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Приказ министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР о начале производства ГАЗ-69 на Ульяновском автозаводе (почтовый ящик № 80) от 23 августа 1954 года. В приказе упомянуты одноосные прицепы ГАЗ-704, а также ГАЗ-69 с закрытыми кузовами для перевозки промышленных и продовольственных товаров — таких машин построены буквально единицы.

Зато к 69‑му прилипло несколько двусмысленное слово «козлик» (вспоминаем фильм «Ширли-мырли»). Лучше уж «туда — сюда», — народное название бочонка под номером 69 в игре Лото. Но о таком прозвище слышать не приходилось.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
ГАЗ-19 — цельнометаллический фургон на базе ГАЗ-69 без переднего ведущего моста. В 1954 году построено несколько опытных образцов.

Переход на куда менее моментный легковой двигатель М-20 (122,6 Ньютон-метров против 166,7) и увеличение снаряженной массы по сравнению с ГАЗ-67Б на 205 кг потребовали введения в раздаточную коробку двухступенчатого демультипликатора с необычно широким силовым диапазоном — 2,6. В раздаточной коробке также предусмотрели вал отбора мощности — главный конструктор Липгарт уже тогда планировал создать на основе ГАЗ-69 амфибию (где необходим привод винта и насоса для откачки воды).

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Новенькие ГАЗ-69 на товарном дворе Ульяновского автозавода, 1957 г.

Помимо силового агрегата, от «Победы» вездеход получил рулевой механизм, карданные шарниры, задние амортизаторы, рессоры, гидравлический привод тормозов и сами тормоза. Стояночный (трансмиссионный) тормоз заимствовали у ГАЗ-51. Он был дисковый. Поэтому, когда заходит разговор о том, что в нашей стране не делали машин с дисковыми тормозами, смело можно приводить в пример ГАЗ-51. Впрочем, дисковый тормоз у ГАЗ-69 до серии так и не дошёл (как, впрочем, исчез и у ГАЗ-51).

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Вьетнамские ГАЗ-69 и французские Hotchkiss-M201 в аэропорту Зялам в Ханое, ожидают завершения переговоров между представителями ДРВ и французскими колониальными силами, 10 августа 1954 года.

Мосты ГАЗ-69 поначалу унаследовал от ГАЗ-67Б. У них был один недостаток: крепление ступицы к полуоси на шпонке. Её легко срезало, например, при наезде колесом на камень. Тем же, кстати, болела и «Победа». Шпоночное соединение заменили более надёжным шлицевым. Более того, посадили полностью разгруженные полуоси на конические наружные подшипники вместо роликовых. Картер и коробка дифференциала поначалу были, как у ГАЗ-67Б, но пока шли испытания, конструктор Соловьёв разработал мост с разъёмным картером типа «сплит», воткнув внутрь коробку дифференциала от ГАЗ-12 ЗИМ. Попутно заменили коробку передач на «зимовскую», полностью синхронизированную, и рулевой механизм — тоже на «зимовский».

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущёв посещает государственную механизированную сельскохозяйственную ферму Сурантгарха, оборудование которой подарено СССР. Индия, 13 февраля 1960 г. Фото А. Стужила, ТАСС.

К производству ГАЗ-69 (с восьмиместным кузовом ГАЗ-76) и ГАЗ-69А (с пятиместным ГАЗ-77) были готовы уже в 1951 году. Индекс «75» был зарезервирован под несостоявшуюся спецмашину-тягач. Об этом вспоминал известный историк техники Евгений Игнатьевич Прочко, в июле 1951 года побывавший на ГАЗе на экскурсии вместе со слушателями Артиллерийской академии им. Ф. Э. Дзержинского (там преподавал папа Евгения Игнатьевича — Игнатий Степанович Прочко, генерал-лейтенант артиллерии, член-корреспондент Академии артиллерийских наук). Главный технолог, водивший экскурсию, с гордостью поведал слушателям, что в августе завод приступит к выпуску нового вездехода. Не приступил. Евгений Игнатьевич объяснял это сокращением страной расходов на военные нужды. Как подтверждение своей версии, Прочко приводил в пример танк Т-54, который целый год не выпускали после принятия на вооружение.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Где-то на белом свете, там где… до этого были только «джипы» и «ленд-роверы».

Главными недостатками 69‑го Евгений Игнатьевич считал слабый мотор и перегруженные передние колёса с шинами Я-13 размерности 6.50 — 16. Действительно, если сравнивать с ГАЗ-67Б, скорость осталась прежней, а расход топлива даже вырос, что свидетельствует о нагруженности двигателя. Что же касаемо колёс, то правоту Прочко подтвердили братья Марторелли: начав торговать 69‑ми в Италии, они переобули их в шины 7.50 — 16.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
6‑я воздушно-десантная дивизия Войска Польского на параде, посвящённом 1000‑летию Польши, 22 июля 1966 года. В кузове ГАЗ-69 смонтировано 82‑мм безоткатное орудие Б-10.

Наверное, с любой машиной так — начнёшь разбираться, одна за другой возникнут загадки. Как, например, ГАЗ-69 попал на рекламу Land Rover Discovery? Снимали в 1994 году на Мадагаскаре. С экспортом 69‑х много неясного. Прочко, например, пишет в «Моделисте-Конструкторе», что вездеход начал экспортироваться за границу в 1956 году. Ульяновцы, когда приходишь в заводской музей (одним из центральных экспонатов которого является плакатно-красный ГАЗ-69АМ), обязательно что-нибудь процитируют из статьи Семёна Глуховского, опубликованной в «Литературке» за 4 июня 1960 года. Называлась статья «Быль о зелёном "Козлике"» и рассказывала о том, как Ульяновский автозавод в 1958 году лихо выиграл тендер на поставку 69‑х в армию Индонезии.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Статья в итальянском журнале L’Automobile, № 39 за 28 сентября 1969 года о новом советском вездеходе. Обращают на себя внимание шины увеличенного наружного диаметра.

Разные времена и разные источники. Чем на самом деле обернулась для индонезийцев эпопея с «козликами», можно узнать из книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки», Сергея Арбузова. Автор опирается исключительно на архивные источники и, в числе прочего приводит выдержку из переписки Ульяновского совнархоза с заводом, от 22 июля 1958 года: «Срыв сроков поставки автомобилей в Индонезию вызывает серьёзные осложнения, и внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» несёт ответственность перед индонезийской стороной».

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Юрий Гагарин в гостях у Михаила Шолохова подрабатывает шофёром, июнь 1967 года.

Но вот что интересно: в августе 1954 года, когда армия демократического Вьетнама попёрла из Ханоя французских колонизаторов, представители Хо Ши Мина прибыли на ханойский аэродром Зялам предъявлять условия французам на новеньких ГАЗ-69! Получается, ни в 1958‑м, ни в 1956‑м, а еще в 1954‑м «газики» уже гнали на экспорт — не то в КНР (китайцы помогали вьетнамцам), не то непосредственно — в армию Демократической Республики Вьетнам. И были это не ульяновские машины (первые собрали только в конце 1954 года), а самые что ни на есть горьковские!

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Самый секретный ГАЗ-69 — передвижная радиопеленгационная станция «Луч-1». 1960‑е годы.

Загадка из другой области. У писателя Михаила Шолохова был ГАЗ-69. Вообще-то, простые советские граждане купить вездеход новым не могли, да и подержанный, после двух капремонтов на армейских ремзаводах, тоже не всякому удавалось выцепить. Но Шолохов! Тут — без вопросов. А с 3 по 14 июня 1967 года у Шолохова в Вёшенской гостил Юрий Гагарин. Они ездили рыбачить. Шолохов сам водить не умел, а шофёра не брали — он то ли заболел, то ли был в отпуске. И шофёром у лауреата Нобелевской (не говоря о Сталинской и Ленинской) премии выступил первый космонавт Земли! Представляете, какой дуэт! Или, может, Гагарин просто позировал журналистам за рулём шолоховского «козлика»?

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
К Родине — на «ты»: «Получай, Родина, 500‑тысячный «уазик»!». 10 декабря 1970 года. Всего до 1972 года будет выпущено 634 285 автомобилей ГАЗ-69 всех модификаций.

Задаёт 69‑й и технические загадки. Например, о разных дверях. Зачем? Война же научила — максимальная унификация! Однако, военные запрещали навешивать запасное колесо на задний борт кузова 76, а куда его тогда девать? На левый борт, позади водительской двери. Но тогда там остаётся места только на маленькую, короткую дверь (от кузова 77). Вот и получилось, что справа дверь широкая (из машины должен высаживаться расчёт из восьми человек!), а слева — куцая.

Всякий обращал внимание на удивительное сходство во внешности ГАЗ-51 и ГАЗ-69 (заодно с ГАЗ-62). Маркетологи считают, что такой подход способствует узнаваемости марки. Вряд ли на ГАЗе руководствовались маркетинговыми соображениями, хотя о единстве стиля всё же задумывались. Но и не только о нём. Реставраторы подтвердят, что крыло ГАЗ-69 идеально входит в крыло ГАЗ-51 — у них одинаковая кривизна и поперечные сечения. Получается, в КЭО ГАЗ существенно сэкономили время на разработку оперения 69‑го, приняв за основу уже готовый (и отработанный технологически!) рабочий чертёж крыла ГАЗ-51. Разумеется, крылья ГАЗ-69 не такие глубокие, как у 51‑го.

Быль о зеленом «Козлике»: удивительные и неизвестные факты о ГАЗ-69
Прекрасно отреставрированный ГАЗ-69 в недавно реконструированном Музее истории ГАЗ.

Разгадывая головоломку с крыльями, в каталоге запасных частей автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А натыкаешься на новую загадку: в группе «Ветровое окно» приведены отдельные подгруппы деталей на машины с кузовами «76» и «77», точно так же, как в группе «Оперение» — на капот каждой из них. Разные рамы? Разные капоты? Однако, номера расходятся только у узла в сборе, а все остальные детали в подгруппах совершенно одинаковые. Что ж, рано или поздно и этому казусу сыщется объяснение. Сколько ещё неисследованного, неразгаданного остаётся в истории ГАЗ-69! Тут и снегоходы, и моноприводный ГАЗ-19, и работы СКБ УАЗ (самосвал УАЗ-455 УСМ, авиационный пускач АПА-12 и вездеход на липсоидных шинах), и долгое превращение в 69‑68, и победа братьев Марторелли в чемпионате Европы по автокроссу. Будет, чем заняться долгими осенними вечерами.

Что еще почитать:

Горе от ума: в чем была главная проблема немецких автомобилей во время войны

Гудбай, Америка: как советские автомобили пытались продавать в США и что из этого вышло

Гений, антисемит и друг СССР: кем на самом деле был Генри Форд

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Олег:

    Я учился ездить на ГАЗ-69, после чего получил права в московской ГАИ. Ездил на «козлике» во время службы на советско-румынской границе. Считаю его самой надежной и простой в обслуживании машиной. И внешний вид у него — супер! Красавчег!!!

  2. Сергей:

    «козел»,»козлик»- сленговое название машины пошло от её прыгучести на кочках из-за короткой колёсной базы.

Статьи по теме
Популярное