Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Тягач переходного периода. КАМАЗ-5490

Тягач переходного периода.
КАМАЗ-5490

На выставке «КОМТРАНС — 2013» ОАО «КАМАЗ» представило несколько новых моделей грузовиков с кабинами Mercedes-Benz Axor

Безусловно, немалый интерес вызвал седельный тягач КАМАЗ-5490, там же было объявлено о начале его серийного производства. Нынешней весной мы отправились на КАМАЗ, где помимо всего прочего, нам удалось более детально познакомится как с серийным тягачом, так и другими новинками Камского автогиганта.

КАМАЗ-5490 (КАМАЗ М1842). Полная масса: 18 600 кг. Начало продаж: конец 2013 г. Цена: от 2 900 000 руб.

Фото автора

Ни для кого не секрет, что в продуктовой линейке КАМАЗа до недавнего времени отсутствовал современный магистральный тягач, который смог бы конкурировать с именитыми европейскими производителями грузовиков, оных сегодня пруд пруди на российском рынке. Ну а если быть точнее, то речь идет об отсутствии более современной и просторной кабины, ведь существующая выпускается уже почти 38 лет, с момента схода с конвейера в 1976 году первого грузовика КАМАЗ-5320. Конечно, за годы производства она не раз подвергалась рейсталингу, но каркас оставался прежним. И если для развозных грузовиков и машин, работающих в коммунальной сфере, кабина вполне сгодится и не стеснит водителя, то для среднемагистральных и дальних перевозок она морально устарела и уже не отвечала растущим требованиям перевозчиков.

Пространство над ветровым стеклом занято дополнительными закрывающимися вещевыми отсеками, здесь же магнитола и цифровой тахограф

На заводе также не скрывали необходимость замены камазовской кабины на более просторную и комфортабельную. Она назрела давно. Однако процесс создания кабины, что называется, с чистого листа достаточно трудоемкий и весьма затратный, в результате начался многолетний поиск партнеров. Но, как известно, попытки установить на грузовики КАМАЗ новую кабину других производителей предпринимались неоднократно и по разным причинам не увенчались успехом. В итоге за основу взяли кабину автомобиля Mercedes-Benz семейства Axor. Впервые прототип нового магистральника с кабиной Axor был показан на выставке «Комтранс — 2011», однако на выставке в 2013 году были представлены сразу несколько новинок с новой кабиной: седельный тягач 4х2, тягач 6х4, бортовой магистральник 6х4 и полноприводный самосвал. Нынешней весной во время поездки на КАМАЗ нам удалось более детально познакомиться с некоторыми новинками.

Спальных полки две, при этом верхнюю можно сложить, а у изголовья нижней со стороны водителя — блок управления освещением, предпусковым жидкостным подогревателем и приводом люка

Естественно, наибольший интерес вызвал седельный тягач КАМАЗ-5490, или, учитывая новую систему индексации, КАМАЗ М1842, которая расшифровывается следующим образом: М — магистральный, 18 — полная масса, 42 — мощность двигателя в л. с., разделенная на 10. Кроме того, с осени 2013 года начат серийный выпуск КАМАЗ-5490, для чего на заводе построили новый цех по сварке и сборке кабин, а также модернизировали главный конвейер, на котором, собственно, и собираются тягачи небольшими партиями.

Одна из главных отличительных черт КАМАЗ-5490 — комфортабельная кабина с каркасом, как уже отмечалось, от Mercedes-Benz Axor. На предоставленной модели она с высокой крышей и двумя спальными местами, ее габаритная ширина 2300 мм, однако, как нам стало известно, долгожданная полноразмерная, шириной 2500 мм, собственной разработки, появится не ранее 2016 года.

Внешность тягача вполне современная, а облицовка передка кабины и нижний обвес весьма оригинальные, ну а обтекаемые формы призваны улучшить аэродинамические характеристики. Точечная головная оптика Hella — пока промежуточный вариант и вскоре уступит место оригинальным блок-фарам, также Hella. В бампере предусмотрены две ступеньки с противоскользящим покрытием, а под ветровым стеклом — поручни для удобства обслуживания последнего. В облицовке радиатора поднимается только часть панели, что не совсем удобно, а инструментальный ящик всего один с левой стороны, да и тот небольших размеров.

Водительское кресло на пневмоподвеске фирмы Grammer

Широко открывающаяся дверь позволяет спокойно попасть внутрь кабины. Обращают на себя внимание и удобные стальные вертикальные поручни. Внутри кабины можно легко перемещаться, встав в полный рост. Расстояние от пола до потолка 1910 мм, а внутренняя ширина 2000 мм. Кресло водителя и пассажира от фирмы Grammer со всеми необходимыми регулировками, на пневмоподвеске. Они снабжены откидными подлокотниками. В общем, очень комфортные сиденья, сидишь, как в иномарке. Рулевая колонка с пневмофиксатором регулируется по вылету и по углу наклона. Внутри кабины хорошо знакомый мерседесовский интерьер. В отделке применен пластик неплохого качества немаркого светло-серого цвета. Справа от водителя, в нижней части передней панели, — изобилие открытых полочек и ниш для всевозможной мелочевки, а сверху два глубоких подстаканника. Высокая крыша дала возможность разместить над ветровым стеклом дополнительные закрывающиеся вещевые отсеки, здесь же магнитола и цифровой тахограф. В центре крыши предусмотрен вентиляционный люк с электроприводом.

Под нижней спальной полкой есть выдвижной бокс для хранения провианта

За водительским и пассажирским креслами разместили два спальных места, которые вполне комфортны и выглядят добротно. Верхнюю полку можно поднять и зафиксировать, как в вагоне поезда. У изголовья нижней, со стороны водителя, блок управления освещением, предпусковым жидкостным подогревателем и приводом люка. Также под нижней кроватью найдется место для вещей, провианта, постельного белья — в общем, для всего необходимого во время длительной командировки.

Кабина КАМАЗ-5490 — на четырехточечной пневмоподвеске с электрическим приводом механизма опрокидывания. Под ней установлен рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Mercedes-Benz OM457LA с технологией BlueTec, отвечающий экологическим нормам Евро-5. При рабочем объеме 12 литров он развивает мощность 428 л. с. при 1900 мин-1 и максимальный крутящий момент 2100 Нм при 1100 мин-1. В качестве трансмиссии в машине использована 12-ступенчатая автоматизированная КП ZF AS-Tronic.

Подвеска на тягаче спереди рессорная сзади пневматическая, с системой управления ECAS, которая не только обеспечивает удобную погрузку или разгрузку благодаря возможности изменять положение рамы автомобиля относительно земли, но и обеспечивает высокую плавность хода на неровной дороге, а также устойчивость автомобиля в поворотах. Также стоит отметить, что на задней оси применен мост Daimler HL6 с гипоидной главной передачей, который специально разрабатывался для магистральных тягачей осуществляющих перевозки на дальние расстояния.

Тяжелый полноприводный самосвал КАМАЗ-65802 (КАМАЗ К3340) грузоподъемностью 19 550 кг. Интересной оказалась конструкция заднего борта, который открывается и закрывается с помощью гидравлики

Передний и задний мосты КАМАЗ-5490 оснастили дисковыми тормозами, а тормозная система с электронным управлением EBS позволяет сокращать тормозной путь автопоезда и значительно снижать степень износа тормозных накладок. Кроме того, на грузовике наличествует современная электронная программа стабилизации ESP.

Бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207 (КАМАЗ Т2640) с двигателем Mercedes-Benz OM457LA стандарта Евро-5 и мощностью 400 л. с. с длиной грузовой платформы 7,8 м

Во время знакомства с КАМАЗ-5490 нам удалось проехать за рулем флагмана, причем в сцепке с трехосным полуприцепом. Удобно устроившись в водительском кресле, запускаем двигатель, вибрации на органах управления практически отсутствуют. Поворачиваем джойстик управления АКП, который вынесен на правый подрулевой рычажок в положение D (вариант исполнения), и автопоезд плавно, без рывков начинает движение. Немецкий дизель достаточно тяговит, автомобиль довольно резво ускоряется. Высокая посадка и полный комплект зеркал заднего вида обеспечивают отличную обзорность с места водителя. Усилия на органах управления минимальные, понравилось и само рулевое колесо — очень удобное. Отсутствие необходимости переключения передач позволяет полностью сосредоточиться на управлении автопоездом. Управлеяется челнинский флагман вроде бы нормально, однако обратная связь не очень четкая, о чем нам чуть позже поведали представители завода. Да, мол, были проблемы, но сейчас на серийных моделях этот недочет устранен. Что ж, охотно верим. В остальном же никаких нареканий, показания приборов отлично читаются, все органы управления в зоне свободного доступа, а клавиши, расположенные на передней панели, на расстоянии вытянутой руки. Также стоит отметить наличие многочисленных систем, призванных существенно облегчить жизнь водителя в пути. Это кондиционер, автономный воздушный отопитель, электрические стеклоподъемники, зеркала с электроприводом и обогревом, круизконтроль, ретардер и многое другое.

Передний мост флагмана подвешен на трехлистовых рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости

Рассказывая о модели тягача КАМАЗ-5490, необходимо отметить, что речь идет не только о флагмане, но и о целом семействе грузовиков, включая самосвалы, бортовые модели, также с кабинами Axor. В подтверждение этих слов нам показали еще два опытных образца. Первый — это бортовой магистральный грузовик 6х4 КАМАЗ-65207 (КАМАЗ Т2640) с двигателем Mercedes-Benz OM457LA стандарта Евро-5 мощностью 400 л. с. Кабина Axor с низкой крышей и одним спальным местом. КП — механическая 16-ступенчатая ZF, подвеска ведущих мостов пневматическая, также с системой ECAS, тормозные механизмы всех колес дисковые. Одной из особенностей этой машины является длина грузовой платформы, которая составляет 7,8 м. Второй грузовик — это тяжелый полноприводный самосвал КАМАЗ-65802 (КАМАЗ К3340) грузоподъемностью 19 550 кг, с овальным сечением кузова объемом 16 м3. Кабина низкая, с одним спальным местом. Двигатель КАМАЗ 740.73-400 V8 мощностью 400 л. с. стандарта Евро-4, КП 12-ступенчатая автоматизированная ZF, а мосты Daimler. Подвеска полностью рессорная, с улучшенными характеристиками и увеличенным ресурсом. Сроки освоения данных моделей с кабиной Mercedes-Benz Axor в серийном производстве называются весьма ориентировочно: конец 2014 начало 2015 г. Тем не менее мы уже будем иметь представление, как они будут выглядеть.

В завершение можно сказать, что на КАМАЗе проделали огромную работу по обновлению модельного ряда, теперь камские грузовики по техническим характеристикам вплотную приблизились к европейским аналогам. Конечно, кабина Axor — не самый современный образец, по сравнению с существующими европейскими брендами, но если сравнивать с нынешней камазовской кабиной, то водитель чувствует в ней себя просто шикарно, и можно смело сказать, что здесь сделан гигантский шаг вперед.

Кабина на четырехточечной пневмоподвеске с электрическим приводом механизма опрокидывания

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

СПОРНО. В передней облицовке кабины открывается только часть панели.

УДОБНО. Блок управления АКП возможен в виде правого подрулевого рычажка.

ГИБРИДНЫЙ КАМАЗ

Природная журналистская неуемность заставила обратить внимание на с виду неприметный трехосный седельный тягач. Поначалу просто захотелось восполнить новый модельный ряд КАМАЗа еще одной фоткой: как раз до этого был отснят двухосный седельный тягач, не помешает и трехосный…

Каково же было наше удивление, когда мы вдруг увидели агрегаты и компоненты гибридного грузовика. Нет, ничего нового мы не увидели, кроме самого гибридного КАМАЗа. Тем более что вся Америка уже просто наводнена тяжелыми гибридами.

Однако слово за слово и стали проступать куда более интересные детали. Оказалось, что помимо дизельного гибрида есть еще и газовый с использованием криогенной техники. В качестве силового агрегата задействован двигатель Cummins. Дизельный мотор развивает 380 л.с., газовый – 320 л.с. Двигатели агрегатируются с роботизированной 12-ступенчатой КП ZF.

Двум ведущим задним мостам Dana в помощь придан передний привод. Это подключаемый привод от обратимых электрических машин через планитарный редуктор и шарниры равных угловых скоростей с помощью обратимых электрических машин. Мощность электрической машины 90 кВт, максимальный крутящий момент 250 Нм.

Но и это еще не все. Подвеска задних мостов пневматическая. Пневматической она выполнена и для переднего моста. Когда мы подлезли под машину чтобы увидеть, как выполнен привод то оказалось, что передняя подвеска сделана независимой. Ранее такое приходилось видеть только на шведских грузовиках Volvo. Кстати, тормоза на тягаче с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  КАМАЗ-5490 КАМАЗ-65207 КАМАЗ-65802
Колесная формула 4х2 6х4 6х6
Снаряженная масса, кг 7900 11000 13950
Полная масса, кг 18600 26000 27500
Полная масса автопоезда, кг 44000 40000 47500
Габариты (длина/ширина/высота), мм 6090/2500/3745 10600/2500/2900 7515/2464/3440
Колесная база, мм 3580 5100 3600
Объем топливного бака, л 2х400 400 350
Двигатель
Модель Mercedes-Benz OM457LA Mercedes-Benz OM457LA КАМАЗ-740.73
Тип дизельный, рядный, 6-цилиндровый Евро-5 дизельный, рядный, 6-цилиндровый Евро-5 V-8 дизель Евро-4
Рабочий объем, см3 11,97   11,76
Мощность, л.с. при мин-1 428 при 1900 401 при 1900 400 при 1900
Крутящий момент, Нм при мин-1 2100 при 1100 2000 при 1100 1764 при 1300
Коробка передач автоматизированная, 12-ступенчатая ZF механическая, 16-ступенчатая ZF автоматизированная, 12-ступенчатая ZF
Подвеска: 
передняя рессорная со стабилизатором рессорная со стабилизатором рессорная со стабилизатором
задняя пневматическая пневматическая рессорная
Тормоза дисковые дисковые барабанные
Шины 315/60R22,5 315/80R22,5 12.00R20
ЦЕНА
Базовая цена, руб. 2 900 000 3 200 000 н.д.
СЕРВИС
Заводская гарантия 2 года или 150 тыс. км пробега 2 года или 150 тыс. км пробега 2 года или 150 тыс. км пробега
Межсервесный пробег до 80 тыс. км до 80 тыс. км до 80 тыс. км