Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Чем КАМАЗ удивит на «Дакаре»

Чем КАМАЗ
удивит на «Дакаре»

В январе стартует очередной этап ралли-рейда «Дакар», в котором участвуют грузовики КАМАЗ. Мы отправились в Набережные Челны, чтобы выяснить, как непобедимая команда «КАМАЗ-мастер» готовится к гонке, и чем российские грузовики удивят мир на этот раз
 
Фото автора

Тренировочная трасса включает в себя огромное количество трамплинов

Вначале была тренировка. Прибыв в Набережные Челны, мы сразу же отправились на домашнюю трассу команды «КАМАЗ-мастер», которая находится на берегу Камы, буквально в 15 минутах езды от города. Это 15-километровый участок грунтовки, большая часть которой пролегает по лесополосе с песчаными насыпями, кочками, трамплинами и глубокими колеями. Именно здесь команда, что называется в боевых условиях, готовится к различным соревнованиям.

На трассе нас встречали организаторы, пилоты и механики команды «КАМАЗ-мастер». Здесь же ожидал и сюрприз — одним из трех боевых болидов, подготовленных к заездам, был специальный газодизельный спортивный КАМАЗ, использующий в качестве моторного топлива природный газ.

Элементы передней подвески спортивного грузовика КАМАЗ

У всех приглашенных была возможность прокатиться в кабине гоночного грузовика. В одном из первых заездов мне посчастливилось оказаться в кресле механика в машине с молодым, но уже титулованным пилотом — победителем «Дакара — 2013» Эдуардом Николаевым. Во время заезда мы с коллегой по перу всю дорогу боролись с тряской и толчками. Ногами приходилось упираться в стальную платформу, установленную под углом, а руками цепляться за горизонтальный поручень. На некоторых участках скорость грузовика превышала 140 км/ч, и порой я видел перед собой лишь размытую картинку того, как мелькали за стеклом деревья и придорожные столбы. Тем не менее Эдуард играючи обращается с десятитонным грузовиком, одной рукой держась за руль, а другой за рычаг КП. При этом спокойно (двигаясь на огромной скорости) рассказывая нам через переговорное устройство о тонкостях конструкции спортивного грузовика и особенностях данной трассы, о ее специальных участках, где проверяют настройки различных узлов подвески, двигателя и т. д. Чуть позднее пилоты признались, что продемонстрировали журналистам условия, приближенные к настоящим примерно на 70–75 % от того, что испытывают они во время  ралли-рейдов. Трудно представить, что приходится выдерживать экипажу в условиях реальной гонки, когда протяженность скоростных участков составляет несколько сотен километров. А ехать нужно в максимально жестком режиме и в каждое мгновение быть готовым к любой нештатной ситуации.

Пресс-конференция с участием Андрея Каргинова, Владимира Чагина и Булата Газизуллина (слева направо)

Программа мероприятия включала также посещение спортивного центра, где базируется команда «КАМАЗ-мастер». А началась она с пресс-конференции с участием семикратного победителя «Дакара», руководителя команды Владимира Чагина, пилота и победителя «Дакара — 2014» Андрея Каргинова и директора филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булата Газизуллина.

Команда «КАМАЗ-мастер» уже около 10 лет использует инструмент Stahlwille для подготовки и ремонта спортивных болидов

Владимир Чагин в своем выступлении поделился информацией о предстоящем гоночном сезоне. «Дакар — 2015» стартует 4 января, а финиш намечен на 17-е. Команда «КАМАЗ-мастер» будет представлена четырьмя экипажами: Андрея Каргинова, Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Айрата Мардеева. Также в составе команды на «Дакар» поедут пять машин сопровождения — это тяжелые технички, в задачу которых входит обустройство бивуака, ремонт боевой техники между этапами и организация быта команды в период соревнований. Необходимо отметить, что в «Дакаре» примут участие только автомобили с двигателями Liebherr. Дело в том, что по регламенту ралли-рейда с 2016 года рабочий объем двигателей грузовиков ограничивается планкой 16,5 литра. При этом мотор ЯМЗ имеет объем 18 л, а швейцарский всего 16,2. Кроме того, в 2016 году на КАМАЗе начнется совместное производство новых двигателей под маркой Liebherr.

Параллельно с «Дакаром» пройдет еще одна не менее важная и суровая гонка — Africa Race общей протяженностью 6000 км по пустыням Африки, 3000 из которых приходятся на скоростные участки.

В спортивном центре есть стенд для испытания и доводки двигателей

Ее старт намечен на 28 декабря, а финиш — на 12 января будущего года. Команда «КАМАЗ-мастер» второй раз примет участие в этом проекте и будет представлена двумя экипажами — Антона Шибалова и Сергея Куприянова. Кстати, экипаж Сергея Куприянова будет выступать на «газовом» КАМАЗе. Под его кабиной установлен 18,5-литровый дизель Тутаевского моторного завода, дополненный газовой аппаратурой. В двухтопливном газодизельном режиме в двигатель подаются два топлива — основное дизельное (в существенно меньшем количестве) и дополнительное газовое. Дизельное играет роль запальной дозы для воспламенения газовоздушной смеси. Замещение дизельного топлива газовым достигает 70 %.

Баллоны с метаном установлены на раме в центральной части кузова

В своем выступлении Булат Газизуллин отметил, что газодизельный КАМАЗ принимает активное участие в российских и зарубежных соревнованиях с 2013 года. Он не раз становился призером спортивных испытаний. Природный газ, который используется в автомобиле, позволил улучшить спортивные характеристики модели, а также получить положительный эффект по показателям работы двигателя и экономичности расхода топлива. Это является успешным примером, демонстрирующим техноогические достижения и преимущества от применения природного газа в качестве моторного топлива не только на пассажирском транспорте, но и в экстремальных условиях спортивных соревнований. Автомобиль создан командой «КАМАЗ-мастер» при поддержке ОАО «Газпром» и банка ВТБ. Цель проекта — демонстрация возможностей природного газа в качестве моторного топлива. Стоит отметить, что в 2013 году использовался газ пропан, в 2014-м перешли на метан. Но даже это нововведение не позволило машине войти в состав дакаровской команды. Действующий регламент самого престижного ралли-рейда не допускает применение альтернативных видов топлива.

В газодизельном режиме степень замещения дизельного топлива достигает 70 %

Нам уже приходилось бывать в спортивном центре «КАМАЗ-мастер», однако мы не смогли отказать себе в удовольствии посетить его еще раз. Здесь есть все необходимое для работы и отдыха. Спортивные грузовики собирают вручную силами механиков, штурманов и пилотов. С помощью инженеров и необходимого оборудования некоторые узлы и агрегаты производят в центре своими силами. Есть также стенд для испытания и доводки двигателей. Отметим, что команда «КАМАЗ-мастер» уже около 10 лет использует инструмент Stahlwille для подготовки и ремонта спортивных болидов и, по словам спортсменов и механиков, нареканий за это время к нему ни разу не было. Кроме того, поставщик дает на него пожизненную гарантию.

Подготовка к главным соревнованиям года идет полным ходом

Вот таким получился один день, проведенный с командой «КАМАЗ-мастер». В ближайшее время команда в очередной раз отправится на другой конец земного шара, чтобы в 24-й раз принять участие в сложнейшем и престижнейшем ралли-марафоне «Дакар — 2015».

Ребятам вновь придется отстаивать честь страны и свои чемпионские титулы. Что ж, пожелаем им удачи и будем ждать высоких результатов.