Top.Mail.Ru
Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

17.01.2014
ОАО «АСМ-Холдинг» и НП «Объединение Автопроизводителей России» при участии Министерства Транспорта РФ провели 4-ю Международную Конференцию «Автобусостроение — 2013» по теме «Перспективы развития производства и рынка пассажирского транспорта в России». С содержанием самых интересных докладов мы и хотим вас познакомить

Вячеслав Мамедов

ОАО «АСМ-Холдинг» и НП «Объединение Автопроизводителей России» при участии Министерства Транспорта РФ провели 4-ю Международную Конференцию «Автобусостроение — 2013» по теме «Перспективы развития производства и рынка пассажирского транспорта в России». С содержанием самых интересных докладов мы и хотим вас познакомить.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Открывая конференцию, заместитель председателя правления ОАО «АСМ-холдинг» А. С. Ковригин отметил, что по итогам первых девяти месяцев 2013 года на автобусном рынке России продолжался спад продаж. Отгрузки автобусов за этот период сократились на 16,6% — до 42 196 ед. Снижение объемов оптовых продаж отмечено во всех сегментах рынка автобусов, кроме иномарок российской сборки.

Продажи отечественных автобусов, которые продолжают занимать преобладающее положение на рынке, сократились на 7,8% — до 28 179 ед., однако их рыночная доля расширилась до 66,8% против 60,4% в январе-сентябре 2012 г.

В то же время продажи «российских иномарок» выросли на 30,8% — до 8629 автобусов, а занимаемая ими доля рынка прибавила 7,5 пункта и достигла 25%. Практически весь рост продаж был обеспечен двумя нижегородскими предприятиями по производству микроавтобусов на базе фургонов Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и VW Crafter — «СТ Нижегородец» и «ПКФ Луидор», на долю которых пришлось 96,6% всех продаж в этом сегменте. Совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов (отечественных моделей и «российских иномарок») увеличилась с 73,4% до 87,3%. По размерным категориям в продажах автобусов российского производства продолжали преобладать автобусы особо малого класса (микроавтобусы) с рыночной долей 59,2%.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Введение в 2012 году повышенной ставки утилизационного сбора для автобусов коренным образом повлияло на картину их импорта. В сегменте импортированных новых автобусов отмечено падение продаж вдвое — до 5204 ед., рыночная доля этого сегмента сократилась с 20,5% до 12,3%. Импорт подержанных автобусов сократился в 17 раз и составил в январе-сентябре 2013 года 184 автобуса. Соответственно, доля этого сегмента на автобусном рынке сократилась с 6,1% до 0,4%.

Экспорт новых автобусов (без учета поставок в страны Таможенного союза) в январе-сентябре 2013 года составил 1691 ед. против 1993 ед. годом ранее. Поставки новых автобусов в страны ТС в январе-сентябре 2013 года, по оценочным данным «АСМ-холдинга», составили: в Казахстан — 1385 ед., в Республику Беларусь — 395 ед.

В заключение докладчик отметил, что доля автобусов со сроком службы более 20 лет остается крайне высокой (более трети), рост парка происходит на фоне его морального и физического устаревания. А. С. Ковригин считает, что по некоторым сегментам рынка (средним и особенно малым автобусам) требуется обновление значительной части парка, и за счет отечественных предприятий эта проблема не сможет быть решена в ближайшее время.

Мерам, принимаемым в РФ по обновлению автобусного парка, был посвящен доклад заместителя исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» А. М. Сереженькина.

Важность автомобильного пассажирского транспорта подтверждает тот факт, что по количеству перевезенных пассажиров (47,8%) он значительно опережает железнодорожный (3,9%), а также морской, речной и авиаперевозки (все вместе — 0,2%). Больше всего пассажиров в РФ перевозят только трамваи, троллейбусы и метрополитен — 48,1%. Распределение всего парка автобусов без учета микроавтобусов (а он составляет 394,6 тыс. ед.) по возрастным группам выглядит следующим образом:

до 5 лет — 62,1 тыс. ед. (15,7%)

от 6 до 10 лет —55,9 тыс.ед. (14,1%)

от 11 до 15 лет — 32,2 тыс. ед. (8,2%)

от 16 до 20 лет — 54,4 тыс. ед. (13,8%)

старше 20 лет — 190 тыс. ед. (48,2%)

Докладчик также привел следующие цифры, касающиеся возраста эксплуатируемых автобусов в соответствии с их классом. Оказывается, в РФ 63 тыс. автобусов, перевозящих пассажиров, имеют возраст свыше 25 лет (из них 37 тыс. — автобусы малого класса, 11 тыс. — среднего и 15 тыс. — большого).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. №2539-р утверждена Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», где в подпрограмме «Автомобильная промышленность» поставлена задача: достижение к 2020 году уровня выбытия старых автомобилей — 6% в год. За год должно выводиться из эксплуатации 24 тыс. автобусов. Если планы подпрограммы будут реализованы, то в 2020 году годовой выпуск автобусов должен составить 35 тыс. ед. с учетом экспорта автомобильной техники до 12,5%, а также импорта до 20% от рынка, годовой объем продаж составит около 38 тыс. автобусов. При этом 24 тыс. ед. техники может быть направлено на обновление, а 14 тыс. ед. — на прирост парка автобусов. Так считают в Правительстве РФ.

Также А. М. Сереженькин заверил участников конференции, что в соответствии с Распоряжением от 13 мая 2013 года №767-р уже до конца 2013 года будет разработан комплекс правовых, экономических и организационных мер господдержки использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и на транспорте дорожно-коммунальных служб. В стране должны быть значительно увеличены производственные мощности для выпуска газобаллонных автобусов.В настоящее время они оцениваются в 4 тыс. ед. в год.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

НП «ОАР» также внесло предложения о законодательном установлении предельного срока эксплуатации автобусов и ужесточении контроля их технического состояния, а также о мерах экономического стимулирования обновления парка автобусов введением для юридических лиц дифференцированной ставки транспортного налога и возраста колесных транспортных средств и дифференцированных страховых ставок ОСАГО в зависимости от возраста автомобилей.

Докладчик считает, что обновлению автобусного парка страны будет способствовать субсидирование мероприятий субъектов РФ по закупке автобусов отечественного производства на условиях софинансирования из средств федерального бюджета и маркирование транспортных средств в зависимости от их экологического класса с целью ограничения их движения на территориях с повышенным уровнем защиты окружающей среды. Внесены дополнения в Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части установления предельных сроков эксплуатации транспортных средств, по истечении которых запрещается их использование для выполнения перевозок пассажиров на коммерческой основе.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Доклад д.т.н. О. И. Гируцкого (НАМИ) касался проведения научно-исследовательских и проектных работ по теме «Разработка рабочего проекта на коммерческие среднеразмерные автотранспортные средства на базе комбинированных энергоустановок на основе технического проектирования». Результаты, полученные после создания и испытания трех опытных образцов автомобилей с комбинированными силовыми установками (КМУ) можно назвать положительными. Так, грузовой фургон ПАЗ-3349 HN с последовательно-параллельной схемой КМУ (дизель + электропривод) продемонстрировал величину затрат на топливо и электроэнергию в размере 4,26 руб./км. Опытный автобус малого класса ПАЗ-3237 HNM с последовательной схемой КМУ (дизель + электропривод) достиг 4,41 руб./км. У опытного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292 HN с последовательной схемой КМУ это значение равно 9,97 руб./км. Автономный ход за счет буферного накопителя энергии из трех образцов составил 34,1; 35,2 и 36,3 км соответственно. Максимально преодолеваемый подъем у этих автобусов — 30, 30 и 20%.

Исследования продемонстрировали, что по сравнению с традиционным автобусом автобус с КМУ может быть экономичнее на 15–20%, что достигается использованием рекуперативного торможения, усовершенствования дизеля и выбора режимов его работы с исключением режима холостого хода и снижением потерь на вспомогательные нужды.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Сообщение М. П. Осоргина, представляющего компанию ООО «Револьта», касалось преимуществ использования электромобилей, включая электробусы в городах, подобных Москве. Компания организовала в столице эксплуатацию 10 японских электромобилей Mitsubishi i-MiEV, организовав их зарядку на специальных подстанциях. Что касается автобусов, то первые два,относящиеся к малому классу, уже поставлены на о. Валаам, а в Москве планируется открытие первого экспериментального городского маршрута, который будет обслуживаться электробусами чешского производства.

Конкурентом электробуса специалисты компании называют троллейбус. Переход на электробусы в мегаполисе сулит следующие преимущества при сохранении экологичности транспортных средств: снижение стоимости владения из-за отсутствия расходов на обслуживание контактной сети, более низкие энергозатраты на движение, улучшение облика улиц за счет демонтажа контактной сети, высвобождение существенной электрической мощности за счет тяговых подстанций, питающих троллейбусные линии, улучшение дорожной обстановки за счет более высокой маневренности электробусов.

Доклад главного конструктора ОАО «Нефтекамский автозавод» (входит в состав ОАО «КАМАЗ») О. Н. Смирнова вызвал интерес у собравшихся, потому что знакомил не только с моделями автобусов, прошедших сертификацию в 2013 году, но и с перспективными моделями ближайших лет.

К первым относятся городской 116-местный полунизкопольный газовый автобус НефАЗ-5299-30-51 с двигателем Daimler M906 LAG (Евро-5) и коробкой передач Voith D854.3Е, а также городской полунизкопольный автобус НефАЗ-5299-30-54 с гибридной силовой установкой, включающей дизель Cummins и электродвигатель/генератор, сблокированные с автоматической коробкой передач Voith DIVA 5.

Автобусостроение России: Проблемы рынка и перспективы развития отрасли

Ко вторым относятся полностью низкопольный городской автобус НефАЗ-5299-4052 с дизелем Cummins и автоматической коробкой передач Voith D854.3Е, полунизкопольный электробус большого класса с литийионными аккумуляторными батареями «Лиотех» и пробегом после зарядки до 250 км, а также новое семейство автобусов различного назначения (городской, междугородный, школьный и др.) длиной от 8,5 до 9,5 м. Городской автобус этой серии НефАЗ-4299-30-42 вместимостью 70 пассажиров будет комплектоваться дизелем Cummins и, по желанию покупателей, механическими 6-ступенчатыми коробками передач ZF или автоматической Voith D851.3Е. Число посадочных мест — 25. Завод НефАЗ, выпустивший с 2000 по 2013 годы 10 тыс. автобусов, имеет производственную мощность 1,5 тыс. автобусов в год.

ПО ИТОГАМ ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ 2013 Г. НА АВТОБУСНОМ РЫНКЕ РОССИИ ПРОДОЛЖАЛСЯ СПАД ПРОДАЖ. СНИЖЕНИЕ ОПТОВЫХ ПРО-ДАЖ ОТМЕЧЕНО ВО ВСЕХ СЕГМЕНТАХ , КРОМЕ ИНОМАРОК РОССИЙСКОЙ СБОРКИ

ДОЛЯ АВТОБУСОВ СО СРОКОМ СЛУЖБЫ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ В РОССИИ ОСТАЕТСЯ КРАЙНЕ ВЫСОКОЙ (БОЛЕЕ ТРЕТИ ВСЕГО ПАРКА), РОСТ ПАРКА ПРОИСХОДИТ НА ФОНЕ ЕГО МОРАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО УСТАРЕВАНИЯ.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное