Top.Mail.Ru
Российские производители шин попросили помощи

Российские производители шин попросили помощи

09.04.2020
К нам попало обращение компании Cordiant, которая отражает общее бедственное положение в шинной промышленности России из-за пандемии коронавируса. Мы решили процитировать его без сокращений

Редакция

Ряд ограничений, который был введен в России 30 марта 2020 года, уже сказался на отдельно взятых отраслях экономики. И если в некоторых случаях последствия пандемии проявятся лишь спустя определенный промежуток времени, то шинная отрасль, имеющая ярко выраженную сезонность, терпит убытки уже сегодня.

Российские производители шин попросили помощи

Российский шинный рынок является ёмким даже по сравнению со странами, имеющими более высокую степень автомобилизации населения: сказывается средний возраст парка, а также необходимость сезонной смены шин. Ежегодно в стране реализуется более 50 миллионов шин, причем больше половины из этого объёма локализовано и производится внутри страны.

На текущий момент вся отрасль является социально значимой: в производстве шин на территории Российской Федерации занято около 250 тысяч человек, а в сопутствующих видах деятельности (реализация, обслуживание) – до 1 млн. человек.  

После падения в 2014 году, вплоть до 2019 года продажи легковых и ЦМК-грузовых шин демонстрировали положительную динамику. При этом 2019 год стал переломным для многих компаний: из-за аномально тёплой зимы во многих регионах на территории России, спрос на все типы зимних шин существенно снизился. Таким образом, показав отрицательную динамику, вся отрасль подошла к началу летнего сезона 2020 года с весомыми складскими запасами в ожидании реализации отложенного спроса.

В рамках проработки мер по противодействую коронавирусу в начале апреля 2020 года Правительством был утвержден Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который не вошли автомобильные шины. И несмотря на то, что Минпромторг в письме МА-23019/20 от 02 апреля 2020 года рекомендовало властям регионов включить шины в данный перечень, во многих федеральных округах до сих пор закрытой как звено реализации и посты шиномонтажа, так и большая часть производственных мощностей. Так, на текущий момент сотрудники АО «Кордиант», которые заняты в производстве легковых шин, находятся на режиме самоизоляции, но работает высокоавтоматизированное производство ЦМК-шин, которое снабжает логистические компании и частных перевозчиков грузовыми шинами для снижения риска срыва поставок товаров первой необходимости.

Несмотря на вынужденный простой как производственного, так и реализующего звена, на 2020 год по-прежнему запланирован запуск программы маркировки шинной продукции, внедрение которой невозможно без перевода всех участников рынка на системы электронного документооборота. Большинство компаний из оптово-розничного звена не было готово к этому и в рамках плановой работы, а если учесть пандемию коронавируса, это ставит под удар поставки шин в том числе логистическим компаниям, которые доставляют товары первой необходимости. В данной ситуации было бы логично перенести запуск проекта на 2021 год.

В марте российский автомобильный рынок показал уверенный рост, +4% по сравнению с мартом 2019 года по публичным данным АЕБ. Однако этот скачок отыгрывает не улучшение экономической ситуации, а повышение курсов валют и, как следствие, реализацию опасений потребителей о том, что автомобили существенно подорожают. Опыт тех стран, в которых ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, были введены раньше, показывает катастрофическое падение продаж - в Европе рынок новых автомобилей сократился до -70% относительно аналогичного периода прошлого года.

В итоге, по предварительному прогнозу наших партнеров, продажи легковых шин в России в 2020 году могут снизиться на 22%:

Российские производители шин попросили помощи

При этом речь идёт лишь об оптовом звене: потери розницы, вкупе со снижением количества первичных продаж автомобилей, может потерять еще больше.

Рынок грузовых ЦМК-шин вместе с сегментом грузоперевозок может потерять около 14%:

Российские производители шин попросили помощи

Всё это может привести к ряду последствий:

  • Некоторые компании не смогут поддерживать прежнюю социальную политику на рынке, где работает более миллиона сотрудников;
  • На дорогах появятся автомобили с изношенными шинами либо с шинами несоответствующего сезона, что приведет к снижению безопасности и повышенному износу дорожного полотна;
  • Возможен срыв поставок товаров первой необходимости логистическими компаниями и ритейлерами из-за проблем в регионах с подготовкой к введению обязательной маркировки шинной продукции;
  • Большое количество небольших компаний, которые занимаются розничными продажами шин, не смогут оперативно подготовится к работе с маркировкой шин и ЭДО и, как следствие, либо понесут дополнительные крупные убытки, либо, учитывая текущую ситуацию, просто прекратят свою деятельность.

Изменить текущее положение дел в отрасли может государственная поддержка, причем, направленная не только на малый и средний бизнес, но и на крупные производственные компании.

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное