Главная  /  Автопарк  /  Закон о беззаконье

Закон о
беззаконье

56-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) в нынешнем году стала необычной

Автобус

© Константин Ушанов

 

«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне». Михаил Фрадков (из выступления на заседании правительства РФ 13 апреля 2006 г.по вопросу исполнения закона «О техническом регулировании»).

 

56-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) в нынешнем году стала необычной. На повестке дня стоял только один вопрос — о работе принятого в спешном порядке Госдумой в 2002 году федерального закона «О техническом регулировании».

Четыре года назад прогрессивность закона виделась в том, что он максимально снижал технические и бюрократические барьеры на пути продукции и услуг, особенно новых, к потребителю, позволял сократить затраты производителя на сертификацию, а следовательно, их долю в стоимости продукта, сделать процедуру подтверждения соответствия более современной, «прозрачной», отвечающей интересам производителя и потребителя, а также международной практике. Это требуется для вхождение экономики России в мировую рыночную систему, в ВТО, за что и ратует ААИ.

Однако произошла не революция, а деградация в сфере стандартизации и нормирования. Закон не работает, что отрицательно сказывается на развитии нашей страны.

Совещание

© Константин Ушанов

 

До принятия ФЗ у нас существовала нормативно-техническая база, содержавшая около 170000 документов, в их числе свыше 25000 государственных стандартов, отраслевых стандартов, норм и правил, методических материалов, указаний и др. Они включали в себя обязательные нормы качества исполнения разных видов продукции, ее безопасности для пользователя и окружающей среды, обеспечивали единство и точность измерения физических величин и различных характеристик продукции.

 

В этой базе был сконцентрирован громадный опыт развития советской экономики и техники, причем требования к качеству и безопасности продукции превышали зарубежные.

Прежде в среднем каждые 5 лет документы обновлялись с учетом прогресса науки и техники. Теперь, видимо, это никому не нужно, особенно государству. Не нужны безопасные еда, одежда, лекарства, автомобили, самолеты. На предприятиях, сервисе, в стройиндустрии законом отменен отдел технического контроля (ОТК). Теперь каждое предприятие ориентируется на технические условия (ТУ), разработанные им самим.

Представляете, на фармацевтическом заводе изготавливают лекарства по собственным ТУ и тут же определяют их соответствующими тем же самым ТУ, а не ГОСТу. А ведь это продукт, от которого непосредственно зависит жизнь человека.

Совещание

© Константин Ушанов

 

В автомобильной промышленности то же самое. Практически весь отечественный автопром находится в частных руках. Качество АТС от этого лучше не стало, поскольку большинство автозаводов надо модернизировать, а это большие капитало­вложения. И потом, продукцию, которую выпускают наши предприятия, покупают и так, поскольку она дешевая. А безопасная или нет, вопрос, как говорят, третий. Главное — прибыль. Вот и «варятся» российские автопредприятия в собственном соку, не придерживаются никаких ГОСТов, поскольку их нет, а качество определяют внутризаводскими ТУ. И никто не задумывается о том, что любой автомобиль собирается минимум из 300000 комплектующих.

 

Каждые саморез, резиночка или гаечка должны соответствовать определенному ГОСТу, как и автомобиль в целом. ФЗ «О техническом регулировании» фактически вверг страну в хаос. В том числе в стандартизации АТС. Все признают, что сертификация и одобрение типа АТС производятся в соответствии либо с «замороженными» ГОСТами, методики которых устарели, либо по правилам ЕЭК ООН, которые тоже несовершенны. В общем, получается в испытаниях АТС «сборная солянка».

Что интересно, на конференции и в своей статье «Закон “О техническом регулировании”: стимул для развития или тормоз отечественного автопрома?» («Промышленные ведомости», №9, 2006) исполнительный директор ААИ, кандидат технических наук Александр Гусаров только пожурил нерадивых изобретателей ФЗ. По его мнению, в законе необходимо лишь усовершенствовать несколько параграфов, тогда как многие специалисты в области энергетики, судостроения, авиастроения и металлургии категорически выступают за отмену закона и ратуют за возврат к системе государственной стандартизации.

Если в ближайшее время не произойдет каких-либо перемен в регламентации стандартов и возврата в государственное русло систем метрологии, то будут продолжать разбиваться самолеты, сходить с рельс поезда, эксплуатироваться небезопасные автомобили и т.д. А председатель правительства РФ продолжит искать виноватых в проведении «глобальной супероперации», которых все знают.