Top.Mail.Ru
Порулил — отдохни

Порулил — отдохни

08.04.2014
Власти РФ под угрозой серьезных проблем у перевозчиков решили массово не обрушивать на них требования по обязательной установке тахографов. Штрафовать с 1 апреля 2014 года за их отсутствие будут, но далеко не поголовно. Процесс сильно растянется по времени. Но и дарованная «рассрочка», как опасаются эксперты, вовсе не панацея

Ирина Зверева

Власти РФ под угрозой серьезных проблем у  перевозчиков решили массово не обрушивать на них требования по обязательной установке тахографов. Штрафовать с 1 апреля 2014 года за их отсутствие будут, но далеко не поголовно. Процесс сильно растянется по времени. Но и дарованная «рассрочка», как опасаются эксперты, вовсе не панацея.

Порулил — отдохни

ОШТРАФУЮТ ВСЕХ — НО НЕ СРАЗУ

Напомним предысторию вопроса. Законодатели обязали оснастить все грузовики массой свыше 3,5 тонны и пассажирские автобусы тахографами до 23 января 2012 года. Штрафовать за невыполнение закона начали позже — с 1 апреля 2013 года. Однако заимствованное у европейцев правило вводилось с кондачка: приказа, определяющего, что конкретно устанавливать на автомобили, не было. Поэтому перевозчики не спешили ставить эти приборы. Как впоследствии оказалось, и правильно: в ответ на многочисленные жалобы участников рынка, а также на претензии Федеральной антимонопольной службы, сбор штрафов «свернули». Решено было дождаться необходимых нормативных актов и начать штрафовать нарушителей 1 апреля 2014 года. Водителей — на сумму от 1 до 3 тыс. руб., юридические лица — от 5 до 10 тыс.

На этот раз наказание введено бесповоротно — все необходимые требования к приборам и транспортным средствам (ТС), на которые их нужно устанавливать, приняты. При этом в течение одного дня автовладельца-нарушителя могут оштрафовать за отсутствие тахографа несколько раз — до тех пор, пока устройство не будет установлено, поясняет исполнительный директор компании «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин.

Сначала разберемся, что именно надо устанавливать.  Обязательными к применению становятся цифровые тахографы со средствами криптографической защиты информации (блок СКЗИ), информация с которых не корректируется (на самом ли деле это так — см. ниже).

Второй вопрос — куда именно устанавливать приборы в обязательном порядке. В конце февраля были опубликованы два Приказа Минтранса — №470 и №273. Главной поблажкой явилось распределение требований по оснащению ТС тахографами во времени — с 1 апреля нынешнего года вплоть аж до 2018 года. Таким образом, введено понятие поэтапного оснащения. 

В первую очередь, новые требования будут относиться к грузовикам, перевозящим опасные грузы. Эти ТС должны быть оснащены тахографами нового поколения с СКЗИ до 1 апреля 2014 года. 1 июля эти же требования начнут действовать на автобусы, а также грузовые автомобили, максимальная масса которых превышает 15 тонн. 1 сентября к ним присоединятся грузовики массой от 12 тонн, а «легкие» грузовики массой 3,5–12 тонн должны быть оснащены новыми тахографами до 1 апреля будущего года.

Кроме того, чиновники соблаговолили учесть, что часть ТС уже оснащены тахографами по прежним требованиям, и для их переоборудования предоставлено значительное время. Конкретнее, если транспортное средство до 1 апреля нынешнего года было оснащено специальными средствами контроля режимов труда и отдыха, удовлетворяющими стандартам ЕСТР, то для него срок оснащения тахографом по российским стандартам отодвигается до 1 января 2018 года.

«Оборудовать автопарк тахографами предстоит 40 % владельцев транспорта категории М3, — подсчитал генеральный директор компании «Научный технический центр Успех STCS» Владислав Дорошенко. — У остальных владельцев автопарков данной категории тахографы соответствуют стандарту ЕСТР или установлены до 1 января 2014 года. Наша компания тоже относится к этому большинству, так что мы проблем не видим».

Что касается автобусов, то они, как напоминает эксперт, зачастую ввозятся в РФ в б/у состоянии (и далеко не первой свежести), поэтому на них все же придется устанавливать эти приборы.

По оценке, которую озвучивали в Росавтотрансе, тахографами в итоге нужно оснастить до 4 млн ед. ТС (2,8 млн грузовиков, 900 тыс. автобусов и 1 млн маршруток).

«Многие автоперевозчики продолжают считать, что тахографами надо оснащать только автотранспорт, осуществляющий коммерческие перевозки. Это неверно, — комментирует заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. — В проекте Порядка оснащения автотранспортных средств тахографами отсутствует понятие коммерческих перевозок, а речь идет об эксплуатируемых транспортных средствах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от того, на каком праве они распоряжаются ими».

Порулил — отдохни

ПРИБОР МОЖНО ОБМАНУТЬ

Работоспособность навязываемых перевозчикам тахографов сразу оказалась под вопросом. По требованию чиновников, в устройствах, напомним, должен присутствовать блок СКЗИ. Лицензию на использование этой криптозащиты выдает ФСБ, причем ее должен получить не только производитель, но и сервисная мастерская.

«Сейчас степень защиты данных в российских тахографах оставляет желать лучшего — РФ еще придется много поработать над технической реализацией утвержденных нормативных актов, — комментирует техэксперт ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадий Мирошин. — В том числе и над требованием 78 Федерального закона — о непрерывной и некорректируемой регистрации данных».

Риск, по его словам, в возможности воздействия третьих лиц на сигнал, поступающий в тахограф. Процедура шифрования после такого вмешательства начнет защищать уже измененный сигнал.

Изначально задумывалось, что российским перевозчикам разрешат использовать европейские приборы, то есть на наш рынок будет пересажена система ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Это было бы логично: приборы ЕСТР российским перевозчикам знакомы — они используются на транспортных средствах, работающих в режиме международных перевозок, сервис налажен.

Но чиновники решили иначе — были введены сугубо национальные требования к устройствам. Федеральная антимонопольная служба уже нашла в этом нарушение: возможности участников рынка по производству тахографов поставлены в прямую зависимость от наличия доступа к СКЗИ.

Но что двигало авторами требований, в данном случае не столь важно. Главное — обмануть систему тахографа РФ, по свидетельству Геннадия Мирошина, легче, чем ЕСТР. В европейском устройстве защита сигнала (и его шифрование) производится непосредственно внутри датчика, и далее сигнал передается уже в защищенном виде. В системе, которая продвигается у нас, сигнал поступает из эфира, контролировать который куда сложнее, чем физический процесс получения импульсов внутри датчика. Почему же в ЕСТР все реализовано более понятно и просто? Это, по мнению отраслевого эксперта, результат длительного применения и отработанной технической реализации.

Порулил — отдохни

ЦЕНА ВОПРОСА

Каковы же последствия нововведения для перевозчиков?

Первая проблема — траты на сами устройства. Отпускная цена тахографа в стандартной комплектации от компании «Штрих-М» с блоком СКЗИ — более 30 тыс. руб. Однако в зависимости от конструкции машины, а значит, и сложности установки, эта стоимость может возрасти до 100 тыс. На высокую цену устройства, в частности, жаловались представители перевозчиков в коллективном письме, адресованном правительству РФ. Эти расходы вынуждены будут оплачивать покупатели в магазинах, ведь любой товар имеет транспортную составляющую — в России она достигает 30 % конечной цены. А также, согласно прогнозу, под угрозой кошельки пассажиров, предупреждали кабмин авторы письма.

Последствия в основном ожидаются для «небольшого» бизнеса — в частности, такое предсказание давал руководитель Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Крупные автоперевозчики задолго до принятия нормативных актов установили средства контроля над режимом работы и отдыха своих водителей. К тому же для них сумма в 50 и даже 100 тыс. руб. за машину некритична.

Исполнительный директор компании «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин предрекает переход части представителей бизнеса в «серую зону» либо массовое перепрофилирование.

«Даже дарованная перевозчикам рассрочка не позволит оснастить весь автопарк в установленный срок», — также не излучает оптимизм исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов. По его словам, сами производители тахографов подтверждают эти опасения.

Отраслевые эксперты ранее озвучивали прогноз, что рост цен на перевозки может составить от 30 до 50 %. Виной тому далеко не только необходимость покупки приборов. Главное — придется дополнительно нанимать персонал. В нынешних экономических условиях многие транспортные компании вынуждены экономить на заработной плате водителей-сменщиков и, соответственно, нарушать режим труда и отдыха собственных сотрудников. Так что благими намерениями законодателей для такого бизнеса будет выстлана дорога к разорению.

Дело не только в экономии: эксперты отмечают физическое отсутствие на дорогах России достаточного количества стоянок для грузового транспорта. А встать на 8 часов на обочине среди леса на неосвещенной трассе — это значит провоцировать ДТП и криминал.

В Европе эту проблему решили до введения аналогичных требований, расположив стоянки в 1–2-часовой удаленности друг от друга. «Если вернуться на год назад, то были разговоры о том, что в Московской области будет организовано множество новых мест для отдыха. На деле же их почти не появилось, разве что несколько старых стоянок модернизировали», — напоминает Владислав Дорошенко из «Научного технического центра Успех STCS».

Называют эксперты и другие сложности — в частности, дефицит мастерских, сертифицированных для установки данных приборов. В «Росавтотрансе» заявляли, что таких пунктов необходимо более 2000, а в наличии менее 200. Как следует из комментария на эту тему первого зампреда думского Комитета по транспорту Виталия Ефимова, виной тому поздний выход техтребований к тахографам. По его словам, станции технического обслуживания могут устанавливать несколько десятков тысяч тахографов в месяц, что гораздо ниже требуемых объемов.

Порулил — отдохни

ПЛЮСЫ ТАХОГРАФОВ

Однако выводы, к которым приходят большинство экспертов, все же в пользу тахографов. «Хотя реализация получилась не очень удачной и удобной, но все же надо было с чего-то начинать — это необходимо для воспитания водителя в рамках исполнения требований по контролю режимов труда и отдыха», — подытоживает Геннадий Мирошин из «РусТахоКонтроля».

Ведь не секрет, что зачастую именно нарушение правил отдыха приводит к тяжелым авариям: водители в попытке совершить побольше рейсов просто засыпают за рулем. Неслучайно проведенный в нескольких регионах эксперимент по применению тахографов показал снижение аварийности на 30 %.

Стоит ли пояснять, что в этом смысле установка тахографов выгодна и самим автопредприятиям — уцелевший автомобиль, а также довезенный в целости и сохранности груз, как известно, стоят немалых денег.

В пользу установки тахографов и тот факт, что в перспективе только при их наличии можно будет воспользоваться Европротоколом — услугой быстрого оформления для выплаты по ОСАГО «мелких» ДТП без вызова ГИБДД. С такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков (РСА) при поддержке Минтранса и ФБУ «Росавтотранс». В последующем принятии данного решения на законодательном уровне сомнений мало. Дело в том, что и страховщики, и чиновники всерьез опасаются вала мошенничеств в связи с намеченным «удорожанием» страховки по Европротоколу.

Главная тревога страховщиков — Москва и Санкт-Петербург. Здесь, в соответствии с поправками в закон «Об ОСАГО» «европокрытие» составит по жизни и здоровью до 500 тыс. руб., по материальному ущербу — до 400 тыс. Опасаясь роста мошенничеств, страховые компании изыскивают технические возможности, которые позволят четко установить факт аварии и место, где она произошла. Показания видеорегистраторов или фотографии с места ДТП страховые компании достаточными доказательствами не считают. Дело в том, что водители могут какие-то обстоятельства аварии не заметить, а о каких-то и вовсе специально умолчать.

«Для страховщиков крайне важно, чтобы требования к оборудованию, регистрирующему обстоятельства ДТП, включали положение о некорректируемости полученных данных, — объясняет президент РСА Павел Бунин. — Таким образом, информацию невозможно будет изменить или уничтожить в мошеннических целях».

По мнению страховщика, преимуществом использования тахографов следует считать и гипотетическую возможность установления системы передачи сигнала с места ДТП напрямую в страховую компанию.

Таким образом, сэкономив на тахографе, водитель будет обречен даже в случае самой незначительной аварии вызывать инспекторов ДПС и оформлять все необходимые протоколы. А это — потеря времени: например, во Владивостоке (более 600 тыс. жителей) на место незначительных ДТП выезжает один-единственный представитель ГИБДД.

ВЛАДИСЛАВ ДОРОШЕНКО / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «НАУЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА УСПЕХ STCS»

Порулил — отдохни

— Изменения позволят рынку автоперевозок стать более цивилизованным. Во-первых, водители обязательно должны работать в рамках предписанного режима труда и отдыха. А во-вторых, перевозчики уйдут от демпинга цен. Себестоимость станет более осязаема. У нас в стране стоимость перевозок как в Европе, а тарифная составляющая ниже.

Обязательство устанавливать такие устройства — это инструмент регулирования рынка, который поставит всех в равные условия.

Справедлив ли предусмотренный механизм взимания штрафов за отсутствие тахографа — сложный вопрос. Конечно, компания (юридическое лицо) должна нести ответственность за несоблюдение законодательства в первую очередь. Но и водитель, принимая автомобиль из рук собственника, должен осознавать, что берет на себя ответственность.

АЛЕКСАНДР СЕЛИВАНОВ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР OMNICOMM

Порулил — отдохни

— Последние недели заметен всплеск интереса владельцев транспортных средств к тахографам — это объясняется вступлением в силу 1 апреля ранее отложенных на год штрафов за использование ТС без этих устройств. Напомню, что с 1 апреля этого года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены только грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. А у остальных транспортных средств есть время до 1 апреля 2015 года. Но даже эта рассрочка не позволит оснастить всех в установленный срок. И сами производители тахографов подтверждают эти опасения.

Кроме того, вследствие нововведения рискуют потерять свои позиции на рынке ряд производителей и интеграторов систем транспортного мониторинга — те, которые не учитывают последних законодательных изменений. Дело в том, что тахографы частично выполняют функции мониторинга, даже начинают контролировать топливо при помощи традиционных элементов спутниковых систем — специальных высокоточных датчиков уровня топлива. Очевидно, что владельцы автопарков в ближайшее время предпочтут установить тахографы, а не систему мониторинга транспорта. Многие интеграторы систем мониторинга, впрочем, это понимают и уже получили (или сейчас получают) разрешения на работу с тахографами. Их коллеги, не учитывающие этого, как раз и рискуют утратить свои позиции.

ЮРИЙ ЗОРИН / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ХИНО МОТОРС СЭЙЛС»

Порулил — отдохни

— На мой взгляд, российские автоперевозчики еще не готовы к обязательной установке тахографов, так как на дооборудование автомобиля отведен крайне маленький срок, а наличие квалифицированных специалистов и станций для монтажа оборудования ограничено. Это первая проблема. Вторая — для выполнения требований законодательства перевозчику необходимо потратить на приобретение и установку тахографа только на одно транспортное средство порядка 40–60 тыс. руб., а также получить карточку водителя, без которой он не будет работать. Для крупных корпоративных клиентов это будут дополнительные издержки, которые увеличат цену предоставляемых услуг и лягут на плечи потребителей. Для некоторых предпринимателей это станет неподъемной ношей, и они будут работать либо «в серую», каждый раз рискуя при проезде мимо поста ДПС, либо перепрофилируют свой бизнес. В любом случае минусов гораздо больше, чем плюсов.

ГЕННАДИЙ МИРОШИН / ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ АССОЦИАЦИИ «РУСТАХОКОНТРОЛЬ»

Порулил — отдохни

— Небольшое оживление на рынке тахографов чувствуется — но это несравнимо меньшее оживление, чем было в прошлом году. Перевозчик не верит в наказание — поскольку его уже отложили, значит, отложат и еще раз. Бурного роста количества мастерских и объемов производства нет: это рыночные механизмы — раз нет роста рынка, то глупо ожидать роста производства и количества мастерских. Производители подготовили мощности, но запускать их пока не спешат все по той же причине — нет массового спроса. И при всей «красоте» отчетной картины, представляемой чиновниками, реальность намного хуже. Сеть мастерских слабая — и никто не интересуется проблемами мастерских, хотя они кричат о них на каждом углу. Законодательная база недоработанная — очень много не отрегулированных вопросов, и все это скажется после начала контроля. Если и в этот раз контроль не начнется, то ожидается крах всей подготовленной сети мастерских и производственных мощностей производителей.

И самая большая проблема — это неготовность инспекторов начать реальный контроль.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное