Top.Mail.Ru

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки

фото: Валерия Васильева, Александра Морозова и фирм-производителей / 12.12.2021
Хоккеисты и фигуристы, профессионалы и любители — все они нуждаются в машине для уборки и заливки льда. В самом зимнем номере журнала предлагаем обзор отечественных ресурфейсеров, спецтехники, которая делает любое ледовое покрытие качественным.

Максим Приходько

Напомню вам об одной зимней дате, отметить которую должен каждый «конькобежец». 16 января отмечается как профессиональный праздник ледоваров. Людей, которые со льдом на «ты». Дата выбрана в знак уважения инженерному таланту Френка Замбони, создателя ледового комбайна, ресурфейсера. Он первым в 1949 году догадался поставить холодильное оборудование на компактное полноприводное шасси, чтобы использовать получившийся агрегат для ухода за ледовой поверхностью.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 08_nik3626.jpg
Принцип разгрузки срезанного льда у всех ресурфейсеров практически одинаков.

Работают все нынешние ресурфейсеры по принципу, заложенному стариной Френком: вначале машина ножом срезает поверхностный слой льда, обычно от 3 до 5 мм. Некоторые импортные модели режут до 8 мм. Остатки ледяной стружки и снега собираются в специальный бак, под которым находятся две емкости с водой: из одного бака комбайн моет лед после срезания верхней массы, а из другого горячая вода подается для заливки нового слоя. Излишки воды убираются специальным полотенцем, которое размещено в задней части машины. Для уличных катков в этом узле используют специальную широкую резиновую ленту. В итоге новый слой льда быстро соединяется со старым, формируя единую поверхность. При всей кажущейся простоте процесса заливки льда важно следить за технологией. Высокотемпературный, так называемый теплый лед, может оказаться мягким, а сильно перемороженный станет излишне жестким. Это справедливо как для открытых катков, так и для закрытых площадок с искусственным льдом.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Zamboni-526. Одна из популярных моделей ресурфейсеров, на которую ориентируются наши конструкторы.

Ледовое «побоище»

Не стоит думать, что такие аппараты — прерогатива исключительно иностранных фирм. В череде всемирно известных производителей — Zamboni, Olympia, WM или IceBear — советско-российские модели тоже были и есть. Как выглядит продукт импортозамещения? Машины для ухода за ледовыми катками, они раньше считались в нашей стране исключительно сезонным развлечением, вначале строились на базе полноприводных грузовиков из Горького. Первыми свое плечо подставили ГАЗ-63 и ГАЗ-66, а позднее ГАЗ-3308. Компоновка была простой: впереди отвал для снега, сзади механизмы для ухода за льдом. Самая известная модель — ЛУ-5‑66 производства Свердловского завода коммунального машиностроения.

Нынешним продолжателем дела спецмашин для открытых катков стал пензенский завод «Автомедтехника». Он предлагает две модели ледовых комбайнов, ЛК-01 и ЛК-02. Максимальная ширина срезаемого слоя у ЛК-01 составляет 2,4 метра. Помимо устройства для срезания льда в нем есть бак для воды объемом 4 м3 и другое оборудование. В качестве опции можно установить в бак тэн для подогрева воды. Надстройка базируется на шасси «Садко Next». ЛК-02 более компактная модель, она размещена на базе УАЗ-3303. Машина отличается от своей крупной сестры наличием гидрообъемного рулевого управления с дополнительными режимами маневрирования, такими как подруливание и крабовый ход. Ширина срезаемого слоя — 2 м, объем бака для воды — 850 л. Каша изо льда и снега собирается в бункер объемом 3 м3. Обе версии пензенских комбайнов строят на полноприводном отечественном шасси. Приводы навесного оборудования гидравлические, что позволяет использовать такую технику круглый год, а не только зимой.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
ЛК-01, пензенский завод «Автомедтехника». Ледовый комбайн на шасси «Газон Next».

Замечу, что шасси УАЗ-3303 не впервые попадает в поле зрения надстройщиков такой спецтехники. Многим хорошо известна ледоуборочная машина МКМ-1904‑02 «Умка» производства Липецкого завода малых коммунальных машин. Если ранее на предприятии использовали уазовское шасси целиком, включая аутентичную кабину «головастика», то в 2019 году на выставке «Импортозамещение» показали версию МКМ-1904‑03. Машина с колесной формулой 4х4 «Умка» следующего поколения оснащена кабиной от китайского Nissan Cabstar. Силовой агрегат на выбор: либо бензиновый ЗМЗ-409, либо дизельный Hyundai D4BH. Правда, в этом случае придется ставить корейскую 5‑ступенчатую «механику» K-305 с раздаткой R-100, а это заметно удорожает машину. Разгрузка бункера у нее, кстати, задняя.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
МКМ-1904‑03 «Умка» с гидрообъемным рулевым управлением.

Впрочем, не все предлагают столь мудреную систему с гидрообъемным рулевым управлением на обе оси. Пример — многофункциональная машина для обслуживания открытых и закрытых катков «Компак-2020» производства компании «Камский берег — Станкострой». Ресурфейсер из Ижевска тоже сделан на базе УАЗ-3303, но есть отличия.

Если у вышеупомянутого пензенского ЛК-02 присутствует гидрообъемное рулевое управление, благодаря чему радиус разворота составляет 3 м, то у ижевской такого нет, она менее маневренная, с радиусом разворота 5 м. Зато бак для воды объемом 750 л у «Компак-2020» выполнен из пластика. Ширина срезаемого слоя — 1956 мм, объем бака для сборки льда — 2,8 м3. Он, к слову, разгружается как сельхозсамосвал, вбок. Все остальные узлы и агрегаты для «борьбы» со льдом тоже отечественного производства.

Несколько особняком стоят модели, которые выполняют все те же самые операции, но обладают более компактными размерами и работают только в связке с тягачом. В качестве примера — ледозаливочная машина Belarus МЛ-428. По ее названию понятно, что навесной агрегат идет в сцепке с трактором Belarus 920.3. Ширина срезаемого слоя — 2,2 м, объем бака для воды составляет 400 л. Надо заметить, что аналогичное решение первым предложила американо-канадская Zamboni. Ее модель Zamboni 200 по ширине захвата обработки льда почти аналогична минской, 1955 мм, а объем бака для воды чуть больше, 424 л.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Ледозаливочная машина Belarus МЛ-428 работает в связке с трактором Belarus 920.3.
Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Zamboni-200 — еще один вариант для творческого переосмысления.

Несколько позднее ресурфейсеры стали проектировать на своем собственном шасси, однако каноническую форму такой машины разработал все тот же Френк Замбони в 60‑х годах прошлого века. Двигатель, гидростатический насос и мотор аксиально-поршневого типа, полное гидродинамическое торможение и бак для сбора срезанного льда впереди, главные рабочие инструменты комбайна с распределительной рампой находятся за задней осью. Даже оператор машины у всех производителей сидит над задним левым колесом. Единственное новшество в том, что за это время добавились новые типы двигателей. Помимо традиционного бензинового есть ледовые комбайны с газовыми и электромоторами, что косвенно говорит о применении таких комбайнов преимущественно на закрытых площадках.

Ход коньком

В сентябре 2019 года нижегородский завод «Форвард» вместе с СТК «Арианда» показали свой первый ледовый комбайн с кузовом из композитных материалов, «Форвард-МАКС». Ресурфейсер оснащен мотором ЗМЗ-409 в связке с полноприводной гидромеханической трансмиссией. Работа ее приводов осуществляется посредством распределителя, который является собственной разработкой компании. Бункер для ледовой крошки — 2,85 м3, объем бака для заливки нового льда — 900 л. Это показатели уровня таких популярных зарубежных комбайнов, как Zamboni 525 или Olympia Millenium H. Производитель, прекрасно понимая, что такие модели в стране достаточно широко представлены, предусмотрел использование на своей машине ножей, подходящих от комбайнов одноклассников-иностранцев.

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
«Форвард-МАКС»: бункер для ледовой крошки — 2,85 м3, объем бака для заливки нового льда — 900 л.

Чуть позже, в 2020 году, на другом конце страны барнаульская компания «Арена» продемонстрировала свой вариант ресурфейсера — ICE-D. Модель собирают на базе завода «Сибэнергомаш». За основу тоже взята «замбониевская» классика с поправкой на отечественную агрегатную базу. Двигатель на алтайском ледовом комбайне битопливный, от «Газели». Мосты и раздаточная коробка — уазовские. Самые главные параметры практически на уровне именитых аналогов: ширина срезаемого слоя — 2,1 м, бак для воды — 800 л, объем бункера для сборки льда — 2,8 м3.

Если «Форвард», о котором я упоминал, еще только подумывает об электрической версии своего ресурфейсера, то их коллеги из Белоруссии в 2020 году продемонстрировали на площадке Дворца спорта в Минске ледовый комбайн на электротяге Belarus КЛ-418. Батарея емкостью 60 кВт·ч обеспечивает электромотор мощностью 15,6 л. с. энергией для 10 полных циклов уборки льда. Внешне машина выглядит весьма современно, хотя тракторные корни чувствуются — сиденье оператора подрессорено (впрочем, удивляться нечему, так как еще в 2009 году завод показал ресурфейсер Belarus КЛ-408).

Ресурфейсеры: как делают ледовые катки
Ледовый комбайн на электротяге из Минска Belarus КЛ-418.

Ширина срезаемого льда у модели с нулевым углеродным следом — 2 м, объем бака для воды — 700 л, бункер под «кашу» — 3 м3. Если сравнивать белорусский комбайн с аналогичными иностранными, то ближайшим по ТТХ будет электрический Zamboni 450: объем снежного бака у него 3,1 м3, резервуар для воды — 627 л. Недотягивает Belarus КЛ-418, пожалуй, по главному критерию — мощности. У «фирмача» она эквивалентна 29 л. с.

Получается, что дело мистера Замбони в нашей стране хоть и с опозданием, но развивается, хотя вал новинок ледовых комбайнов пришелся только на последние пару лет. Однако 16 января предлагаю читателям поднять бокал с парой-тройкой кубиков льда. Какой напиток в нем будет, это в зависимости от вашего возраста. Вспомним добрым словом Френка и поздравим его нынешних коллег. А потом все на каток.

Редакция рекомендует:





(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное