С помощью MAN TGE производитель коммерческих автомобилей из Мюнхена впервые за всю историю компании заявляет о своей «львиной» доле участия на рынке фургонов. Большим подспорьем в этом будет выход на мировой рынок электрической версии модели.
Михаил Ожерельев
MAN eTGE Полная масса: 3500 кг Начало продаж в Европе: 2019 г.
О выходе на российский рынок электроприводного фургона со львом на эмблеме пока никакой конкретики нет. Тем не менее компания MAN Trucks&Bus привезла свой перспективный малотоннажник в Москву, чтобы показать на выставке Comtrans’2019. А ранее в Мюнхене журналисты получили возможность не только лицезреть, но и прокатиться за рулем MAN eTGE.
Малотоннажный фургон MAN eTGE относится к сегменту легких коммерческих автомобилей. Серийное производство электрического «львенка» началось в июле 2018 года на заводе в польском городе Вжесня. К слову, на этом же предприятии выпускается электрический Volkswagen Crafter.
Научными исследованиями доказано, что три четверти легких коммерческих автомобилей в городском цикле эксплуатации проезжают в день в среднем не более 100 км. Запас хода MAN eTGE составляет примерно 173 км, что более чем достаточно для работы в городе. Ведь разработан электрофургон для предприятий, действующих в жилых зонах, таких как ремесленные мастерские, предприятия розничной торговли, поставщики энергии, такси, а также службы курьерской доставки.
Оптимизированы для городской логистики и другие параметры — вместимость кузова составляет 11 м3, грузоподъемность — 950 кг. К слову, предусмотрена сравнительно хорошая загрузочная способность. Таким образом, общая погрузочная ширина проема раздвижной двери составляет колоссальные 1,30 м. Это позволяет быстро загружать два соседних европоддона в длину.
Батареи размещаются под полом грузового отсека. Их модули можно заменять по отдельности. Это стандартное решение для малотоннажных фургонов. Компактный синхронный электродвигатель с индексом EEM85 расположен в передней части шасси и развивает пиковые 100 кВт мощности и 290 Нм крутящего момента. Момент передается только на передние колеса (задне- и полноприводных версий пока не предусмотрено) через автоматическую коробку передач, разработанную специально для коммерческих автомобилей. Применение коробки передач позволяет не реверсировать мотор для движения задним ходом.
Двигатель, коробка передач и дифференциал представляют собой компактный модуль, произведенный на заводе компонентов концерна Volkswagen Group в Касселе. В состав привода входят также блок управления электродвигателем и силовая электроника, распределяющая поток энергии между двигателем и батареей. Модуль силовой электроники преобразует постоянный ток литий-ионной АКБ в переменный. В качестве источника питания бортовой низковольтной сети (12 В) используется конвертер.
Зарядка MAN eTGE от зарядной станции переменного тока мощностью 7,2 кВт занимает примерно пять с половиной часов. Быстрая зарядка с нулевого уровня до 80% возможна в течение 45 минут, если в распоряжении имеется зарядная колонка постоянного тока мощностью 40 кВт. Такие параметры выдают зарядные станции международной системы CCS (Combined Charging System), которую новый e-Crafter поддерживает во всех комплектациях, включая базовую.
Традиционным преимуществом всех электромобилей являются отменная динамика и высокий крутящий момент двигателя, достигаемый даже при самых малых оборотах. MAN eTGE обладает этими свойствами. Стоило нажать на педаль газа, и машина с секундной задумчивостью, шустро и бесшумно начинала разгон. Из сопутствующих звуков при наборе скорости в кабину доносился еле слышный вой электромотора, схожий со звуком турбонаддува.
Интересно, что перед началом поездки необходимо, как и в дизельной версии, повернуть ключ зажигания в положение «Стартер», активировав тем самым энергетику автомобиля. Затем переводим селектор АКП в режим «Драйв» (или «Реверс») и нажать акселератор. Такой алгоритм действий позволит водителям максимально быстро, не меняя рефлексов, овладеть навыками управления электрической версией. Впрочем, есть еще одна особенность, которая отличает электрический фургон от дизельного — в этой машине не предусмотрено движение накатом. Если отпустить педаль акселератора, включится режим рекуперации с характерным замедлением, превышающим обычное «торможение двигателем». За час поездки в режиме разгонов и остановок мы потратили примерно 15 % энергии. Кстати, индикатор ее потребления встроен в комбинацию приборов. Как и шкалы режимов работы силовой установки и запас хода.
Среди прочего оборудования новинки отметим многослойное ветровое стекло с обогревом, климатическую систему Climatronic, сиденья Comfort Plus с обогревом, многофункциональное рулевое колесо. Традиционно для MAN большое внимание уделено системам безопасности, которыми электрофургон оборудуется в обязательном порядке: это ассистент экстренного торможения Emergency Brake Assist, круиз-контроль, ограничитель скорости, парковочный ассистент. Кроме того, в базовую комплектацию модели входит камера заднего вида.
В общем, мюнхенская компания находится в общеевропейском тренде на электрификацию. Со временем, как только инфраструктура для эффективной эксплуатации электрического коммерческого транспорта будет сформирована, коммерческий транспорт MAN с электроприводом придет и на российский рынок. К этому будущему MAN готов уже сегодня.
- Отличная динамика, низкие эксплуатационные расходы, низкий уровень шума.
- Неотключаемый режим рекуперации.
Технические характеристики MAN eTGE
Колесная формула | 4х4 |
Грузоподъемность | 950 кг |
Полная масса | 3500 кг |
Колесная база | 3640 мм |
Габариты (длина/ширина/высота) | 5905/1993/2705 мм |
Запас хода | 173 км |
Двигатель | синхронный ЕЕМ85, пиковая мощность 100 кВт, крутящий момент 290 Нм |
Подвеска (передняя/задняя) | независимая, пружинная/зависимая, пружинная |
Тормоза | дисковые |
Размерность шин | 205/75R16С |
Заводская гарантия | 2 года без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | 20 000 км |
Конкуренты | Volkswagen eCrafter, electric Sprinter |
Подписка на рассылку материалов Автопарка