![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/MAZ-2000_1991.jpg)
Советский Союз не был пионером в постройке грузовиков со спальным местом или зоной отдыха, но и не выглядел белой вороной.
Александр Трохачев
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/42spalka_MAZ-uteplennaya-kabina-s-dvojnym-ostekleniem.jpg)
Выпуск коммерческого автотранспорта с «дальнобойными» кабинами в Советском Союзе начался во второй половине ХХ века. Первые опытные образцы со штатным спальным местом конструкторы создали в конце 50‑х. Достаточно вспомнить «Колхиды»: бортовой грузовик КАЗ-605 и седельный тягач КАЗ-606, попавшие в серию в 1961 году.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/43spalka_KAZ-4540.jpg)
Ну а первым советским магистральным тягачом со спальным местом в кабине стал МАЗ-500, вставший на конвейер в марте 1965‑го. По компоновке, габаритам и дизайну белорусская кабина была похожа на кабину немецкого крупнотоннажника Mercedes-Benz LP, который находился в производстве с 1963 по 1984 годы.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/44spalkaZH_MAZ-516.jpg)
Правда, специфика перевозок и технологии тогдашнего времени не позволяли производить более просторные варианты, хотя потребность в них на межрегиональных и международных перевозках была велика. Позднее на базе тягача МАЗ в качестве эксперимента был создан вариант кабины с накрышным спальником.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/MAZspalka-1024x683.jpg)
Палочкой-выручалочкой для транспортников СССР стали дебютант 1976 года седельный тягач КамАЗ-5410 (6х4) и вышедший в 1978‑м КамАЗ-53212 (6х4). Спальник там был чересчур скромным, но это лучше, чем ничего!
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/kamaz-5410_50.jpeg)
Прошло 10 лет, и настоящий фурор произвел модульный грузовик МАЗ-2000 «Перестройка» с двумя спальными местами. Жаль, но в серию он так и не пошел…
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/48spalkaG_maz2000.jpg)
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/MAZ-2000_1.jpg)
В постперестроечные годы также появлялось много разновидностей спальников для отечественных грузовиков, которые изготавливались как кустарно, так и небольшими компаниями: закабинные и накрышные. Причем ставились они на широкий спектр моделей - от ЗИЛов до ГАЗелей.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/49spalka_1122.jpg)
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/51spalka_5553.jpg)
Думали как улучшить быт водителей грузовиков и в Беларуси. В 2011 году Минский автозавод создал экспериментальный капотный магистральный тягач МАЗ-6440РА с богато оснащенной кабиной, правда, он так и не стал серийным.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/50spalkaA_4088.jpg)
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/maz-6440ra_67.jpg)
Современный российский автопром предлагает как заводские решения, так и весьма эргономичные спальники от частых компаний, которые поставили переделку серийных машин на поток.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/52spalkaB_2180.jpg)
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/53spalkaG_1136.jpg)
Крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ еще в 2019 году представил проект магистрального тягача «Континент» с кабиной повышенной комфортности. Она создана Роберто Пьятти, директором дизайн-ателье Torino Design. Внутри трансформируемого пространства есть душевая кабина, умывальник, мини-кухня, туалетный блок, беговая дорожка.
![Дом для дальнобойщика: какими были спальники в советских грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/05_img_3462-1024x707.jpg)
Казалось бы: трудно представить, что еще можно придумать в плане организации зоны отдыха дальнобойщиков в кабинах современных грузовиков?! Однако оптимисты уверяют: не спешите ставить в этом вопросе точку — последнее слово специалистов еще не сказано.
Начало здесь:
Дом дальнобойщика: про скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на грузовиках
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Подписка на рассылку материалов Автопарка