
Советский Союз не был пионером в постройке грузовиков со спальным местом или зоной отдыха, но и не выглядел белой вороной.
Александр Трохачев

Выпуск коммерческого автотранспорта с «дальнобойными» кабинами в Советском Союзе начался во второй половине ХХ века. Первые опытные образцы со штатным спальным местом конструкторы создали в конце 50‑х. Достаточно вспомнить «Колхиды»: бортовой грузовик КАЗ-605 и седельный тягач КАЗ-606, попавшие в серию в 1961 году.

Ну а первым советским магистральным тягачом со спальным местом в кабине стал МАЗ-500, вставший на конвейер в марте 1965‑го. По компоновке, габаритам и дизайну белорусская кабина была похожа на кабину немецкого крупнотоннажника Mercedes-Benz LP, который находился в производстве с 1963 по 1984 годы.

Правда, специфика перевозок и технологии тогдашнего времени не позволяли производить более просторные варианты, хотя потребность в них на межрегиональных и международных перевозках была велика. Позднее на базе тягача МАЗ в качестве эксперимента был создан вариант кабины с накрышным спальником.

Палочкой-выручалочкой для транспортников СССР стали дебютант 1976 года седельный тягач КамАЗ-5410 (6х4) и вышедший в 1978‑м КамАЗ-53212 (6х4). Спальник там был чересчур скромным, но это лучше, чем ничего!

Прошло 10 лет, и настоящий фурор произвел модульный грузовик МАЗ-2000 «Перестройка» с двумя спальными местами. Жаль, но в серию он так и не пошел…


В постперестроечные годы также появлялось много разновидностей спальников для отечественных грузовиков, которые изготавливались как кустарно, так и небольшими компаниями: закабинные и накрышные. Причем ставились они на широкий спектр моделей - от ЗИЛов до ГАЗелей.


Думали как улучшить быт водителей грузовиков и в Беларуси. В 2011 году Минский автозавод создал экспериментальный капотный магистральный тягач МАЗ-6440РА с богато оснащенной кабиной, правда, он так и не стал серийным.


Современный российский автопром предлагает как заводские решения, так и весьма эргономичные спальники от частых компаний, которые поставили переделку серийных машин на поток.


Крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ еще в 2019 году представил проект магистрального тягача «Континент» с кабиной повышенной комфортности. Она создана Роберто Пьятти, директором дизайн-ателье Torino Design. Внутри трансформируемого пространства есть душевая кабина, умывальник, мини-кухня, туалетный блок, беговая дорожка.

Казалось бы: трудно представить, что еще можно придумать в плане организации зоны отдыха дальнобойщиков в кабинах современных грузовиков?! Однако оптимисты уверяют: не спешите ставить в этом вопросе точку — последнее слово специалистов еще не сказано.
Начало здесь:
Дом дальнобойщика: про скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на грузовиках
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Подписка на рассылку материалов Автопарка