Top.Mail.Ru
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках

фото: автора и производителей / 28.01.2023
Сейчас общепринятым стандартом спального места в грузовике является размещение одной или двух полок позади сидений. Но так было не всегда. В процессе эволюций спальников на свет появлялись и довольно экзотические конструкции.

Александр Трохачев

Казалось бы, чего проще: разместил пару полок за сиденьями — и спальное место готово! Не гостиничный номер, конечно, но не хуже, чем в плацкарте поезда. Однако, несмотря на то, что рациональное решение было готово, конструкторы и дизайнеры не оставляли попыток создать более удобный (на их взгляд) вариант размещения спального места в кабине грузовика.

Например, американская компания Autocar дополняла коммерческий автотранспорт «балконом» — спальной надстройкой над кабиной, пристыкованной к фургону или бортовому кузову с жесткой фронтальной стенкой. При этом для прочности места крепления не усиливали, а ставили две дополнительные трубчатые стойки, окрашиваемые в цвет кабины.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Американский Autocar и так называемый балкон или чердак со смотровыми окошками и шторками внутри закреплен на передней стенке кузова над кабиной.

В первые послевоенные годы на коммерческих автомобилях в Германии появились «ласточкины гнезда». Так называли жесткие пристройки со спальным местом позади водительского сиденья. Случаев подобного подхода немало, и сами немцы любят приводить в пример немецкие грузовики MAN-Bussing.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Бортовой MAN семейства 750 с «ласточкиным гнездом» за кабиной из первого послевоенного поколения капотных грузовиков немецкого производителя.

Было и такое исполнение, как «капюшон». Оно представляло собой своего рода чемодан, закрепленный в верхней тыльной части кабины. Наружная крышка откидывалась в горизонтальное положение, а боковины и верх оказывались под защитой непромокаемого брезента. Ехать в таком положении было нельзя, но использовать мини-спальню во время стоянок не возбранялось. Впрочем, старания изобретателя оказались напрасны: при установке в походное положение в кабину попадала пыль и влага, что создавало определенный дискомфорт. Неудивительно, что предложение перевозчики не полюбили, и оно съехало на обочину истории.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Раскладной «капюшон» с доступом из кабины казался неплохим выходом из положения, но широкого применения так и не получил.

Не прижился и план врезки спальников в верхнюю заднюю часть кабины, как это было опробовано на Ford H-1000 образца 1963 года. Несмотря на наличие лесенки, дальнобойщикам не понравилось ощущать себя акробатами при каждом подъеме и спуске по вертикальной лесенке.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Долгие годы устройство «скворечника» над крышей считалось самым оптимальным решением для бескапотников.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Глухие или оснащенные тонированным окном спальные отсеки стали привычными на малотоннажных автомобилях полукапотной компоновки.

По пути наименьшего сопротивления попробовала идти мексиканская компания Ramirez. В 1968 году она представила на рынке капотную модель R22 с «щекастой» кабиной. Выпуклая форма дверей увеличивала внутреннюю ширину, позволявшую водителю распрямиться в полный рост. Другие производители этим путем не пошли.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
В 1968 году мексиканская компания Ramirez представила на рынке капотную модель R22 с «щекастой» кабиной: двери имели выштамповку, увеличивающую внутреннюю ширину.

Не зашла и кабина-слайдер производства итальянской фирмы Tran-Saharian, установленная в 80‑е годы на магистральный тягач IVECO 190F35. Во время стоянки верхняя часть крыши перемещалась вперед, образуя два спальных места. Увы, энтузиазма среди потенциальных заказчиков она не вызвала и в серию не пошла.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Кабина-слайдер производства итальянской фирмы Tran-Saharian была в опытном порядке установлена на магистральный тягач IVECO 190.35.

Или другой опыт: компания Allan Kayser попробовала имплантировать спальное место в конструкцию капотной кабины над крыльями. Получалось, правда, не здорово: кроме повышенного шума и вибраций ничего хорошего в движении внутри стального «макентоша» не происходило. Зато на ночной стоянке плюсом было остаточное тепло двигателя, хотя и на фоне запахов солярки и моторного масла. Да и теснота не позволяла расслабиться как следует, особенно когда спать приходилось не в нательном белье, а в многослойной одежде. По ряду причин делать это можно было только в теплое время года, а зимой — только при работающем двигателе.

А вообще расцвет «дальнобойных» решений в первые послевоенные годы базировался на переделке американских грузовиков Autocar, Mack, White и др. Собственные технически6е решения производители внедряли с оглядкой друг на друга. В ряде случаев транспортники не ждали милостей от заводов, и мастерили спальники самостоятельно, благо строгих запретов на внесение изменений в конструкцию не существовало.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Логичное решение проблемы организации зоны отдыха — удлинение средней части кабины для размещения лежака.

Прошли десятилетия, прежде чем транспортное законодательство, исходя из соображений пассивной безопасности, ввело табу на переделки, ослабляющие конструкцию транспортного средства. Это как в случае с домом или квартирой: снести или передвинуть стену можно, если она не является несущей. А вот имплантировать выступающие спальные отсеки в макушку или на затылок кабины на заводе, не возбранялось.

Думаете, мы рассмотрели все места размещения спальников на грузовиках?! Как бы не так! Палитру необычных решений в 1951 году разбавила американская фирма Corbitt, выпустив модель D800 с «беременной» полукапотной кабиной. Найти в ней лежанку не смог бы и Шерлок Холмс, поскольку внешне она никак не обозначена. Между тем, зона отдыха накрыта покатым капотом: спальное место расположено непосредственно над двигателем! Для отдыха использовалось раскладное пассажирское кресло, которое можно было разложить в походную кровать. Места было столько, что предаться объятиям Морфея могли не только водитель с напарником, но и еще два человека!

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Американская фирма Corbitt в 1951 г. выпустила модель D800 с «беременной» полукапотной кабиной, где спальный отсек разместили над двигателем.

Ту еще загадку для пытливых умов в 1953 году создала транспортная компания Convoy. Она разместила двигатель и коробку передач в пределах колесной базы, между передней и задней осями. А освободившееся подкабинное пространство как раз и было отдано под обустройство поперечного спального модуля. Проблему соблюдения разрешенной габаритной высоты решили путем установки перевозимых легковушек не горизонтально, а под определенным углом.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
В 1953 году транспортная компания Convoy разместила двигатель и коробку передач в пределах колесной базы, а в подкабинном пространстве устроила спальный отсек.

Причудливо выглядел и американский грузовик 1954 года Kenworth TCF521 CBE с узкой кабиной-головастиком и глухим спальным отсеком за ее пределами, на правой стороне. Бюджетное решение проблемы прижилось ненадолго, а конкуренты копировать его не стали.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках

Для ряда производителей и, прежде всего, за океаном, актуальными стали надкабинные модули — так называемые скворечники на одного человека. Строили их и в Европе. Но встречались и оригинальные решения наподобие Mercedes-Benz LP1620, в котором спальная полка за спинками кресел складывалась Г-образно.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках

Большое количество причудливых спальников до сих пор встречается в Бразилии, Марокко, Сенегале и ряде других стран. Львиная доля из них — кустарного производства, созданная с помощью резака и сварки. В классических фирменных буклетах и проспектах их, как ни старайся, не найти.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Бразильские грузовики местного производства, как правило, имеют удлиненную кабину с одним штатным спальным местом.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Для бескапотников Латинской Америки характерны высокая крыша и трансформируемое спальное место с откидной полкой.

Необычно выглядят и австралийские «дальнобои», созданные на базе британских грузовиков AEC, Albion, ERF, Foden, Leyland и бесчисленного количества представителей грузового автопрома США. Здесь большегрузы в составе самых длинных в мире автопоездов представляют собой дома на колесах. Не мудрствуя лукаво, перевозчики банально отрезают тыльную стенку кабины, удлиняют пол, крышу и боковые стенки и приваривают «заглушку» на место. Внутри размещают бытовой холодильник, телевизор, микроволновую печь, вентилятор, кухонный стол, большую кровать, отсеки для хранения еды и напитков, одежды и личных вещей.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Австралийские автопоезда Road Train — самые длинные в мире, и «паровозы» у них соответствующие: со всем необхрдимым на борту.

Впрочем, попытки создания заводских вариантов серии «любой каприз» не прекращаются и по сей день. Уместно вспомнить опыт скандинавских производителей Volvo Trucks и Scania. И речь не только о вольвовских кабинах Globetrotter (Странник), появившихся в 1979‑м и эволюционировавших до исполнений нового столетия под обозначением XL и XXL. Были ведь и другие «пробы пера»: достаточно вспомнить дафовский вариант XXF.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Низкорамный магистральный тягач Volvo FH13.540 (6х2) со спальной кабиной увеличенного объема Globetrotter XXL.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Внутреннее оснащение Volvo Globetrotter XXL — мечта любого дальнобойщика.

При этом созданные модели магистральных седельных тягачей (их фото здесь приведены) вписываются в установленные габариты, а потому не требуют специального разрешения для движения по дорогам общего пользования. В них есть все, от умывальника и холодильника, до микроволновой печи и телевизора. Правда, и расчетная стоимость таких «квартир на колесах» оказалась категории «как чугунный мост». Из-за этого, впрочем, как и по причине длительного производства и потенциально низкого спроса, на поток их так и не поставили.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Опытная Scania 164L с установленной на раму однокомнатной малогабаритной «квартирой» Interior Concept eXc.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Интерьер Scania eXc даст фору оснащению многих люксовых номеров европейских отелей.

Самый оригинальный подход, пожалуй, практикуют в Индии. Местные перевозчики покупают с завода грузовое шасси с фронтальной панелью, включающей ветровое стекло в рамке, облицовку радиатора и светотехнику. Остальное дальнобойщик доделывает сам или в специализированной мастерской. И, естественно, спальник проектируется либо по ранее освоенному образцу, либо по индивидуальному заказу. На выходе получаются, действительно, эксклюзивные образцы. Справедливости ради нужно отметить, что компоновочное решение зачастую традиционное: спальник и зону отдыха формируют за передними сиденьями.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Индийские перевозчики покупают шасси с передней панелью, к которой пристраивают кабинный модуль на свой вкус и кошелек.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Один из видов спальных отеков — изолированный модуль, установленный непосредственно за кабиной.

Запоминающимися шедеврами стали концепт-траки Луиджи Колани Colani Truck с кабинами в виде головы стрекозы, созданные на базе европейских грузовиков в период 1978‑2006 гг. В этом списке Mercedes-Benz NG1729, SK1844, Actros I, Actros II MegaSpace, DAF 95XF Space Cab. Уровнем комфорта они не впечатляли, зато заставляли шевелиться разработчиков более приземленных кабин грузовиков дальнего боя.

Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Colani Truck Луиджи Колани создавал с 1978 по 2006 год на базе флагманских моделей Mercedes-Benz и DAF.
Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках
Кабина концепт-трака итальянского дизайнера стилизована под голову стрекозы и снабжена стеклоочистителем пропеллерного типа.

Продолжение следует...

Начало здесь:

Дом дальнобойщика: про скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на грузовиках

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное