Разбираемся, почему вполне современная и творчески доработанная в СССР западная машина оказалась в нашей истории одной из самых несчастливых.
Сергей Орлов
Идея компактного автомобиля для частных владельцев в советской прессе зазвучала с середины 1930‑х. Автомобили в СССР продавали тогда только по специальным разрешениям, как правило, известным, в той или иной мере приближенным к государству гражданам — писателям, ученым, актерам. А самой демократичной советской моделью была довольно большая, мощная, с высоким расходом топлива «эмка» — ГАЗ-М1.
ВСЕ НА ВЫБОРЫ
В 1939 году приняли правительственное решение о подготовке в Москве на заводе имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи), который собирал грузовики ГАЗ, производства компактного автомобиля, в том числе, для частных владельцев. В качестве образцов для копирования рассматривали самые свежие европейские аналоги. Английские Austin Ten и Morris Ten, итальянский FIAT 508C и два Ford — немецкий Eifel и британский Prefect.
Выбор пал на британский Ford. Эта марка пользовалась в СССР уважением. Ведь именно эта компания построила Горьковский автозавод. А выбор именно британской машины, на первый взгляд — странный, был, вероятно, обусловлен тем, что внешне Prefect выглядел современней и интересней немецкой модели Eifel.
В общем, советскую малолитражку КИМ-10 стали «писать» с британского автомобиля. Однако советские конструкторы и художники старались изменить зарубежный образец, сообразно своим представлениям и понятиям.
РАМА И КУЗОВ
Выбрав аналогом британский Ford Prefect, раму для КИМ-10 взяли с иной модели, хотя и той же марки. КИМ-10 имел такую же колесную базу, как Prefect — 2286 мм. Но его снаряженная масса — 840 кг, получилась на 55 кг больше, чем у английского аналога. При том, что британская рама имела продольные широкие усилители, под которым проходил карданный вал. Британцы сделали раму с запасом. Ведь помимо двухдверных версий на такой же раме делали и четырехдверные Prefect. Кстати, в Великобритании более популярные.
Раму же КИМа взяли от более демократичной модели Ford Anglia, которую начали выпускать в 1939 году. Этот автомобиль делали только в двухдверном варианте. А КИМ ведь тоже планировали двухдверным. А значит, рама могла быть проще, менее металлоемкой и более легкой, чем у Prefect.
Опытный, предсерийный КИМ-10‑50 выглядел куда современней серийных советских ГАМ-М1 и ЗИС-101. Автомобиль был очень похож на Ford Prefect. Но, все же, не повторял его в точности.
Британский автомобиль отличали характерные ребра на боковинах кузова и дверях. КИМ, в отличие от британской машины, имел двухчастное ветровое стекло, форточки в передних дверях, иную облицовку радиатора и некоторые другие детали.
Серийный доработанный КИМ-10 отличался от английского прототипа еще больше. Сообразно последней моде конца 1930 — фары встроили в кузов, исчезли подножки.
КИМ-10 стал первым советским автомобилем с багажником с доступом снаружи. Причем крышка у советского автомобиля была больше и удобней, чем у Ford: открывалась вверх, а не вниз. Советские конструкторы отказались и от отдельной ниши для запасного колеса. Оно лежала на нижней полке в багажнике.
По меркам тех лет и для класса компактных, малолитражных автомобилей КИМ-10 имел комфортный, обитый хорошей тканью салон. На приборной панели сделали богатый набор приборов, включающий даже щегольские часы. Все это было в точности скопировано с британского Ford Prefect версии 1939 года.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ И ШАССИ
Двигатель и треступенчатую коробку передач полностью, практически без изменений скопировали с Ford. Этот силовой агрегат применяли, кстати, и на британских, и на немецких автомобилей. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1,17 л (63,5х92,5 мм) развивал 30 л. с., а на некоторых версиях Ford — 34 л. с. Для советской машины поначалу указывали 26 л. с., но с началом производства — уже 30 л. с. Для конца 1930‑х и даже 1940‑х в этом классе это был очень приличный показатель. Кстати, двигатель Opel Kadett, который после войны стал «Москвичом-400» при рабочем объеме 1,07 л выдавал в базовом варианте 23 л. с.
А блок цилиндров этого мотора Ford европейские филиалы компании использовали вплоть до конца 1960‑х годов.
Советская, как и британская машина имела зависимые подвески на поперечных рессорах и механические тормоза — тоже довольно типичное решение для компактов тех лет. Хотя некоторые немецкие машины оснащали уже гидравлическими тормозами. Но для производства и эксплуатации в СССР более простые тормоза подходили, конечно, лучше.
ЧЕТЫРЕ ДВЕРИ И ГОРЬКАЯ СУДЬБА
Помимо закрытого КИМ-10‑50 разработали и открытый КИМ-10‑51. В 1940‑м на заводе КИМ понемногу начали сборку. Но на очередном смотре прототипов КИМ-10 в Кремле с участием Сталина, в 1940‑м автомобиль резко раскритиковали, а по сути, забраковали. В частности, заводу поступило указание создать вместо двухдверного четырехдверный автомобиль по образцу немецкого Opel Kadett.
Такую машину — КИМ-10‑52 — сделали в начале 1941 года. Но создали ее компромиссной. Внешне автомобиль, действительно, напоминал Opel Kadett, но сохранил не только конструкцию, но и основные элементы кузова стандартного КИМ-10‑50. Правда, появились дополнительные ребра жесткости, с боковин моторного отсека убрали вентиляционные лючки, верхние петли передних дверей сделали внутренними, а ветровое стекло — цельным.
Радикально упростили приборы: два круглых циферблата фактически скопировали с приборов, которые использовали на предвоенных автомобилях Opel. Похожие приборы появились после войны и на нашем «Москвиче-400».
В качестве временного автомобиля двухдверные КИМы из задела кузовных деталей установочной партии, поступивших из США, в марте – июле 1941 года, все-таки, собрали. Всего произвели 369 закрытых и открытых автомобилей (еще десять прототипов сделали в 1940‑м). Производство окончательно свернули с началом войны.
На этом история удачного современного и одного из самых невезучих, компактного советского автомобиля, в основе которого был скопированный, но и грамотно доработанный прогрессивный европейский аналог, закончилась. А первый реальный автомобиль для массовой продажи частникам «Москвич-400» появился в 1947 году. В его основе тоже была западная конструкция. На сей раз — Opel Kadett.
Что еще почитать:
Смех сквозь слезы: удивительная история латвийской малолитражки РЭАФ-50
История паромобилей: НАМИ-012 или как в СССР построили «грузовик апокалипсиса»
Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР