Top.Mail.Ru
Почему в СССР продавали топливо по талонам и как на этом зарабатывали водители

Почему в СССР продавали топливо по талонам и как на этом зарабатывали водители

08.09.2023
Слово «талон» воспринимается современниками по-разному. Одним сразу приходят в голову жуткие хлебные карточки (чем не талоны?) послевоенных времен, другие, напротив, вспоминают магазины типа «Березка», где вместо обычных денег принимали различные цветные бумажки – то ли сертификаты, то ли что-то подобное. На них можно было приобрести то, что в «обычных» магазинах не продавалось. По сути, это те же талоны, пусть и с другим названием. А еще во времена СССР были талоны на бензин. Причем не только для государственного транспорта, но и для частного.

Редакция

С государственными машинами смысл в талонах на топливо был. Бензин стоит денег, а давать водителю наличность на руки заведомо считалось неправильным: кто знает, как он распорядится этими деньгами? Да, ему для работы необходим бензин, но дальше в голову начинали приходить разные мысли. А вдруг он как-то чересчур экономно ездит? А вдруг бухгалтеры неточно применяют нормы расхода горючего? Да и сами нормы, в общем-то, по определению не могли гарантировать абсолютную точность в подобных расчетах. То ли дело – талоны: с ними в продовольственный магазин точно не пойдешь. Более того, часть АЗС в те времена обслуживала исключительно государственный транспорт, куда частников просто не пускали. Поэтому талоны на бензин для профессиональных водителей считались чем-то очевидным: как же без них-то? 

Разговоры о левых заработках с такими талонами, которые неизбежно возникают, на практике сводились к простой операции «Талон – бензин – деньги». Водитель приобретал бензин, а затем потихоньку продавал его частнику – как правило, по сниженной цене. Но был и другой сценарий. В 90-е годы многие таксисты выкупили свои автомобили в личное пользование – при этом на автомобилях оставались старые номерные знаки, позволявшие относить их к государственным машинам. Однако никакие талоны на бензин таким водителям уже не выдавали. Мало того, на АЗС для частников постоянно возникали огромные многочасовые очереди. Поэтому талоны для таких таксистов были подарком судьбы – в ряде случаев они радостно принимали их вместо оплаты за проезд. Получив талон, они ехали на государеву заправку, всем видом показывая, что я, мол, свой.

Что до частников, то с ними ситуация была довольно странной. Все АЗС делились на две группы: на одних бензин отпускали за наличные, а на других (как правило – загородных) – только по талонам. Понять, как именно здесь надо расплачиваться, можно было только, сунув нос в окошечко с заправщицей. Зачастую на той же трассе М10, соединявшей Ленинград и Москву, по одну сторону дороги стояла АЗС, принимающая талоны, а по другую – за наличность. Неопытные водители недоумевающе спрашивали, что такое талон и где их вообще берут. А опытные, планируя загородный вояж заблаговременно посещали магазинчики типа хозяйственных или «Спорттоваров», где на кассе в свободной продаже были эти самые талоны – на А-76 и АИ-93. Зачастую самые опытные путешественники приобретали и те, и другие талоны, потому что знали: по дороге обязательно случится так, что 93-го бензина в продаже не будет, а потому придется довольствоваться 76-м. В багажниках при этом обязательно позвякивали канистры: в дороге вполне могло случиться и так, что на ближайшей АЗС вообще никакого бензина нет, а до следующей – километров 50-60.

Почему в СССР продавали топливо по талонам и как на этом зарабатывали водители

Позже талоны как-то потихоньку исчезли как класс. Интересно, навсегда или нет? При текущей ситуации с ростом оптовых цен на топливо и его дефицитом в регионах, такой вариант исключать нельзя.

Что еще почитать:

Что говорил автомобиль о его владельце во времена СССР

Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

Куча народу, антисанитария и полный релакс: каким был автотуризм в СССР

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Юрий:

    Автор похоже это всё знает по рассказам. Небыло по крайней мере у нас делений для частников или гос машин. Покупали талоны в магазинах, так же у водителя грузовиков и автобусов. Либо просто подъезжали и сливали за деньги. Цена была копеечная. 200 л примерно за литр водки, а то и меньше. Если ты работал на гос машине и тебя тормозит гаишник, первым делом он смотрел у тебя в правах талоны, и обычно всё решалось

Статьи по теме
Популярное