Top.Mail.Ru
Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

13.08.2023
Сегодня бывалые водители утверждают, что отношения с гаишниками в прошлые времена были гораздо гуманнее современных. Отчасти это, возможно, связано с тем, что нынешние масштабы поборов за ту же пьяную езду тогда никому и не снились. Кроме того, многие гаишники тех времен действительно оказывали реальную помощь в сложных ситуациях, не пытаясь на этом нажиться.

Редакция

Как вспоминал писатель Жванецкий, когда однажды он ехал по трассе М10 с явным превышением скорости, то его обогнала патрульная машина, и инспектор из окна молча показал ему… кулак! Жванецкий расценил это как заботу о его безопасности и оставшуюся часть пути двигался с разрешенной скоростью…

Как тогда наказывали? Основное наказание – прокол в талоне предупреждений, он же – дырка. К водительскому удостоверению придавался картонный талон, в котором инспектор, недовольный поведением водителя, делал ему предупреждающую отметку – ту самую дырку. В фильме «Инспектор ГАИ» у злобного персонажа Никиты Михалкова это талон был заламинирован, а потому честный инспектор в исполнении Сергей Никоненко никак не мог его прокомпостировать. Это наказание было достаточно серьезным – многие предпочли бы заплатить, скажем, рубль (тогда эта сумма была приемлемой). Но это уже была бы взятка должностному лицу. Хотя камер видеослежения в былые времена, конечно же, не было.

Дырка пробивалась за такие нарушения как превышение скорости, проезд на красный и т.п. У водителей-профессионалов могли проверить отклонение от маршрута следования, зафиксированное в путевом листе. Превышение скорости, как правило, оценивали на глазок: дескать, ну какие у вас 60 км/ч, товарищ водитель, когда мы вас на патрульной машине при 90 км/ч еле догнали? Прокол действовал в течение одного года – при наличии трех проколов права отбирали, а водителя отправляли на пересдачу. Поэтому, при наличии двух непогашенных проколов, почти любой водитель становился паинькой.

Между прочим, наличие прокола можно было оспорить, причем безо всяких обращений в суд. Достаточно было выяснить, к какому отделению ГАИ приписан наказавший вас инспектор, и послать письмо на имя его начальника. Так, мол, и так – инспектор не разобрался, прошу принять меры. Самое удивительное, что этот прием почти всегда срабатывал. Вас приглашали на беседу к руководству, в присутствии того самого инспектора с вами вежливо беседовали, а потом принимали разумное решение. Дескать, Иван Иванович – мы ваше предупреждение погасим, но и вы будьте, пожалуйста, поаккуратнее на дорогах! На талон ставили гаишную печать – ура!

Одно время инспекторы выписывали штрафы. Дескать, вы должны обратиться в Сберкассу, уплатить вот по этому постановлению 1 рубль, а квитанцию вернуть нам. Будет в следующий раз проезжать по этому маршруту – отдайте ее любому инспекторы: он возьмет! И это действительно работало – без хамства и нервотрепок.

Впрочем, дураки и откровенные вымогатели встречались и тогда. Останавливает вас такой инспектор и сообщает, что ты нарушил, скажем, рядность движения в паре километров отсюда, а потому с тебя – подарок инспектору! И тут же начинает шарить по твоему салону – мол, что там у тебя в бардачке лишнего? Но вспоминать про таких уродов не хочется.

Письма на работу посылались довольно редко – обычно такие меры применяли только к профессионалам. У частников зачем-то спрашивали, где, мол, работаете, но ответ типа «п/я 2672» никого не интересовал.  Все понимали, что толку от таких писем, в общем-то, не будет – ну что можно сделать с инженером, проехавшим на красный? Лишить премии? А с какой стати? С профессионалов, был, конечно, другой спрос – могли и премии лишить, и классность понизить.

А сегодня многие водители воспринимают штрафы как обязательный атрибут езды – что-то вроде дорожного налога. Кто бы мог подумать…

Дырка в правах и письмо на работу: как наказывали водителей в СССР

Что еще почитать:

Блатные, красивые и счастливые: какие автомобильные номера в СССР ценились больше всего

Жидкая валюта: что в СССР можно было починить за бутылку водки?

Куча народу, антисанитария и полный релакс: каким был автотуризм в СССР

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное