Top.Mail.Ru
Колеса партии: на чем ездили чиновники в СССР

Колеса партии: на чем ездили чиновники в СССР

05.10.2023
Желание пересадить чиновников на отечественные автомобили не ново: ради этого в СССР запускали целые линейки моделей, которые никогда не шли в народ. Вспоминаем, на чем ездили большие начальники в Советском Союзе

Редакция

В общем-то, все руководители хотели и хотят по сей день ездить на иномарках. Еще во времена НЭПа тресты и синдикаты, дорвавшиеся до валюты, стали скупать самые «крутые» на тот момент автомобили. Политбюро тогда заколебалось – то ли запретить ввоз легковушек, то ли закупать то, что пригодно для армейских нужд. При этом обязательным условием был привоз запчастей. А первым советским массовым автомобилем стал ГАЗ-М1 ("эмка") – на него и пересаживались с бричек многочисленные чиновники.

Впрочем, для высших органов власти покупали и другие машины, в частности американские  Lincoln, Cadillac, Buick. Товарищ Сталин, как известно, любил Packard, хотя время от времени и повторял, что «Иностранцы – засранцы». В общем, вскоре появился советский лимузин ЗИС-101 – эта машина направлялась в обкомы и наркоматы. А предвоенные гаражи высших органов власти стали довольно пестрыми по составу. Хотя совсем уж строгого соответствия между маркой автомобиля и должностью ездока в целом не было.

После войны иномарки все-таки заменили на ЗИС-110. Неизвестно, был ли в этом политический смысл или же ремонт американок стал совсем уж разорительным. В итоге же иерархия все-таки стала выстраиваться довольно четко: высшие чиновники ездили на ЗИСах, для среднего уровня сотрудников ЦЦ и Совета Министров, а также для секретарей обкомов предлагался нижегородский ЗиМ, а для чиновников еще более низкого ранга предназначалась «Победа». Райисполкомы использовали «Москвичи», а в сельской местности работали «газики»

Появление новенькой «Чайки» ГАЗ-13 несколько спутало все карты: красивая машина понравилась решительно всем – от министров до председателей госкомитетов и зампредов Госплана и Госснаба. Одна «Чайка» досталась Патриарху Всея Руси. Лидерство автомобилей московского автозавода пошатнулось, поэтому срочно наладили выпуск очень похожих на «Чайку» ЗиЛ-111 – более тяжеловесных и не таких красивых, но априори более престижных.

Отдельным чиновникам дополнительно выделяли «Волги» для обслуживания семьи. Такие же машина обслуживали и некоторых министров-пенсионеров, которые могли вызывать машину на ограниченное время.

В целом по стране основной машиной для чиновников однозначно была «Волга». А члены Политбюро и секретариата ЦК постепенно пересели на различные ЗиЛы: от более компактного Зил-117 до длинного ЗиЛ-114. Высшим кайфом для правящей верхушки стала езда без переднего номерного знака – это была круче любых сирен и мигалок. Хотя те же массивные ЗиЛы и так узнавали за версту и безропотно пропускали куда угодно.

Неумирающая «Волга» также имела различные модификации. Дело в том, что чиновники всех времен не очень-то любили, когда предназначенный им согласно статусу автомобиль вдруг начинал использоваться как такси или иным непрестижным способом. Поэтому модель ГАЗ-3102, которая должна была сменить на конвейере 24-ку, изначально должна была приблизиться к мерседесу S-класса W116 начала семидесятых годов. Из затеи, в общем-то, почти ничего не получилось, но кузов получил клиновидное оперение, «мягкое» торпедо, дисковые тормоза, симпатичные сиденья, а также большой бензобак за спинкой заднего сиденья (позже он опять переехал вниз). Никаких революционных решений в машине не было, однако ее внешний вид настолько понравился чиновникам, что «ноль-вторую» модель было решено перевести в разряд элитных, резко сократив ее выпуск и забыв про замену подобным способом «двадцатьчетверки». В итоге  вместо ГАЗ-24 стали выпускать ГАЗ-24-10, а модель 3102 решили поставлять исключительно чиновникам, чтобы те могли выделяться на дорогах подобным образом.

Затем была череда глупостей. Уничтожили оснастку для ГАЗ-14 – а ведь заводчане считают эту машину удачной. Ничем не кончились попытки с серийным производством ГАЗ-3111, а также ГАЗ-3105. Убогие потуги бывшего АЗЛК переделать Москвич в нечто престижное типа «Юрий Долгорукий» или «Калита» выглядели совсем уже смешно.

Сегодня специальные отечественные автомобили для чиновников почти закончились. Есть только Aurus, на который, насколько известно, уже стоит очередь., да удлиненная Lada Vesta, пока числящаяся в разряде прототипов. Увы, на большее наш автопром сейчас не способен. Так что, скорее всего, чиновников в итоге пересадят на китайские машины отечественной сборки, которые назовут новыми «Волгами» или «Чайками». Такой вариант нам кажется наиболее реалистичным.

Колеса партии: на чем ездили чиновники в СССР

Что еще почитать:

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»

Почему с ГАЗ-3102 «Волга» случались массовые аварии, которые заинтересовали КГБ

«Советский» BMW: как CCCР помог возродить немецкий автопром

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Геннадий:

    До сих пор не могу понять, почему страна, первая запустившая человека в космос, делающая лучшие по характеристикам (но, правда, не по комфорту) танки и самолёты, до сих пор не может делать хорошие автомобили! Мы прошли стадию развитого социализма, сейчас живём в каком-то непонятном капитализме, а до сих пор хорошие машины делать так и не научились и ездить стараемся на импортных машинах, нашим руководителям всех уровней, похоже, ничуть не стыдно и плевать на эту сложившуюся ситуацию. Выходит, мы, действительно, не очень умные и тупее японцев, немцев, французов, итальянцев и др., в т.ч. китайцев, на чьих машинах предпочитает ездить весь мир? Обидно как-то…

Статьи по теме
Популярное