Top.Mail.Ru
От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»

26.08.2023
Автомобили глав Советской России, а потом СССР — часть истории страны, просуществовавшей почти три четверти века. Смене генсеков обычно сопутствовала и смена главных машин страны.

Сергей Орлов

Первые автомобили правительственному гаражу Совнаркома, возглавляемого Владимиром Ульяновым (Лениным) и получившего название ГОН (Гараж Особого Назначения) достались от императорского гаража Николая II. К этим машинам прибавили и автомобили реквизированные после революции у богатых частных владельцев.

Поначалу правительственный парк был, понятно, очень пестрый — десятки самых разных марок и моделей Даже автомобили, на которых возили главу Советского правительства  Ленина периодически меняли. Среди них, в частности был, например, огромный французский Renault 40 CV c 6-цилиндровым 7,5-литровым двигателем и тоже французская машина забытой ныне марки Turcat-Mery.

ДУХ СОЦИАЛИЗМА

В 1921 г. через торгпреда Советской России в Великобритании Леонида Красина  для лидеров социалистического государства закупили первые новые автомобили — британские Rolls-Royce 40/50 НР Silver Ghost.  «Серебряные духи» были в те годы одними из самых престижных и дорогих автомобилей в мире. Именно эта модель с мощным 6-цилиндровым 75-сильным двигателем стала, по сути, первым официальным автомобилем Страны Советов.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
Сталин и Rolls-Royce Silver Ghost

В 1920-е года высшие руководители СССР даже на публичные мероприятия часто ездили в открытых автомобилях. Вскоре такое поведение вождей стало немыслимым. Да, и британские Rolls-Royce постепенно стали уступать место американским моделям.

АМЕРИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Среди автомобилей, закупаемых для СССР, особое место занимали престижные и дорогие Lincoln и Packard. И именно последние в начале 1930-х стали постепенно занимать первое место в Гараже Особого Назначения.

Фирма Packard прославилась на весть мир еще в 1915-м, когда начала серийный выпуск автомобилей с двигателем V12. Сначала модель называлась Twin Six — двойная шестерка. Позднее флагман американской компании получил имя Packard Twelve. Кроме того, фирма массово выпускала и относительно демократичные 8-цилиндровые модели. В ГОНе работали и те, и другие Packard.

Первые восемь открытых автомобилей этой марки для кремлевского гаража закупили еще в 1933-м. Позднее появились Packard и с закрытыми кузовами. Именно на таких стали возить высших руководителей страны, в том числе Иосифа Сталина, в том числе, бронированные.

БРОНЕВОЙ, ПОДУМАЛ СТАЛИН

В 1936-м для обитателей Кремля завезли новые 8-цилиндровые Packard Eight и флагманские 12-цилиндровые Packard Twelve серии 1408. Тогда же в ГОНе появились и первые бронированные 12-цилиндровые автомобили.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
Главный автомобиль 1930-х — бронированный Packard Twelve

Кстати, у руководителей СССР такие машины появились едва ли ни впервые в мире. По крайней мере, в руководители США и даже Германии в автомобили, как принято говорить в профессиональных кругах, скрытого бронирования появились значительно позже.

На бронированные Packard заказ разместили в США. Правда, по другой версии, первый американский лимузин бронировали самостоятельно — в СССР.

Главный гараж страны постоянно пополняли и обновляли. Так в 1937-м в ГОН пришли обновленные Packard Twelve серии 1508 с мощнейшими 180-сильными двигателями рабочим объемом 7,7 л.

По современным стандартам бронезащита кремлевских Packard была не слишком мощная — закаленной сталью толщиной всего 6–6,5 мм и стеклами в 65 мм. Такая защита обязана была выдержать выстрел со 100 м из знаменитой «трехлинейки» — винтовки Мосина образца 1891 года.

Внешне главные правительственные автомобили отличались фарой-прожектором перед решеткой радиатора и дополнительными звуковыми сигналами с наружными рожками.

ПЕРВЫЙ СВОЙ

После Великой Отечественной войны Завод имени Сталина начал производство лимузина ЗИС-110 с рядной 6-литровой «восьмеркой» мощностью 140 л. с. В основе машина лежала конструкция и дизайн предвоенного 8-цилиндрового  Packard 180. К тому времени 12-цилиндровые автомобили сняли с производства из-за низкого спроса.

Конечно, руководителям страны-победительницы не пристало ездить на иномарках. Но они на них ездили еще несколько лет, пока на ЗИС тщательно проектировали и доводили бронированную версию флагмана советского автопрома.

Так первым отечественным автомобилем, на котором стали возить высших советских руководителей стал ЗИС-115, выпуск которого начали в 1949-м. Бронированный лимузин массой около 4 тонн оснастили 162-сильным форсированным мотором. Толщина стекол составила 75 мм. Для их подъема и опускания в дверях автомобиля вмонтировали гидродомкраты.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
Бронированный ЗИС-115

Именно такие автомобили достались следующему руководству страны во главе с Никитой Хрущевым.

ГЕНСЕК, ОТКРОЙСЯ!

Одним из признаков советской политической оттепели стало и то, что Хрущев регулярно публично появлялся в кабриолетах ЗИС-110Б. Генсек и высокие гости проезжали в открытых машинах по улицам Москвы, тротуары которых заполняли толпы приветствующих их граждан. Ездил Хрущев в открытых ЗИС-110Б и в провинции. А иногда даже и выступал перед народом, стоя в кабриолете. Кстати, ЗИС-110Б стал и первым в СССР автомобилем, на котором стали принимать парады на Красной площади. Прежде для этого использовали холеных лошадей.

Хрущев отказался от бронированных лимузинов. Вроде бы, даже подчеркнул, что руководителям негоже прятаться от своего народа. С тех пор, вопреки слухам, несколько десятилетий генсеки и члены политбюро ездили в обычных — не бронированных автомобилях. Даже, кстати, после покушения лейтенанта советской армии Ильина на Леонида Брежнева в январе 1969-го. Ильина признали психически больным. А особых предосторожностей, по отношению к передвижению генсека, не ввели. По крайней мере, в том, что бронированных автомобилей не сделали, а Брежнев по-прежнему нередко показывался публике в открытых автомобилях.

ФЛАГМАН ОТТЕПЕЛИ

Один из автомобильных символов эпохи Хрущева стал ЗИЛ-111, выпуск которого начали в 1958 году. Такие машины, как и всех более поздние  лимузины ЗИЛ делали лишь по паре десятков в год. Кстати, поначалу их не хватало даже высшим руководителям, которых иногда возили на более массовой «Чайке» ГАЗ-13 с двигателем V8 мощностью 195 л. с.

ЗИЛ-111 комплектовали  по последнему слову техники конца 1950-х:  двигатель V8 объемом 6 л развивал 200 л. с., коробка передач — двухступенчатый автомат. Часть машин версии ЗИЛ-111А оснащали кондиционером. А кабриолет ЗИЛ-111В использовали и для парадов на Красной площади, и для встреч почетных зарубежных гостей, а также космонавтов.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
Кабриолет ЗИС-111В — символ хрущевской оттепели
От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
ЗИЛ-111А с кондиционером

Но уже в начале 1960-х ЗИЛ-111 внешне устарел. Автомобиль перелицевали, изменив передок и задок. Такой ЗИЛ-111Г (чуть позже появился и кабриолет ЗИЛ-111Д) стартовал в 1962-м на переломе эпох — от хрущевской к брежневской.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
ЗИЛ-111Г — советский флагман начала 1960-х
От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
ЗИЛ-111Д использовали в торжественных кортежах

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И ПРОЧИЕ ЧЛЕНОВОЗЫ

Главным автомобилем эры Леонида Брежнева стал ЗИЛ-114. Именно его впервые стали называть членовозом — машиной для членов политбюро КПСС. А еще за характерную форму ЗИЛ-114 в народе называли подводной лодкой.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
ЗИЛ-114 — символ эпохи Брежнева

Стилистикой ЗИЛ-114, дебютировавший в 1967-м, не копировал зарубежные аналоги. Двигатель — V8 объемом 7 л выдавал уже, 300 л. с. Впервые на ЗИЛах появились дисковые тормоза.

Кабриолет на базе 114-го — ЗИЛ-117 был уже двухдверным. Для парадов его использовали, а почетных гостей в эпоху Брежнева по-прежнему встречали и провожали в ЗИЛ-111Д.

Последний членовоз эпохи Брежнева — ЗИЛ-4104 (при проектировании — ЗИЛ-115) получил двигатель V8 рабочим объемом уже 7,7 л и мощностью 315 л. с. и более величественный дизайн. Таких автомобилей с 1978 по 1985 год сделали чуть более ста тридцати.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
ЗИЛ-4104 — последний автомобиль брежневского времени

Именно на базе ЗИЛ-4104 построили первый за несколько десятилетий бронированный ЗИЛ-4105. Но поначалу вовсе не для лидеров СССР, а по заказу руководства дружественного и постоянно воющего Афганистана. Серийные автомобили с защитой — ЗИЛ-41051 (41052) для руководства СССР появились уже в середине 1980-х на базе моделей 41045 и 41047. Первую делали в 1983–1985 гг., вторую и последнюю серийную в истории завода — с 1985 г. Так, первым после Сталина генсеком, пересевшим в бронированный автомобиль, стал Михаил Горбачев – последний генсек КПСС, первый и последний президент СССР.

В 1980-х, тем более 1990-х ЗИЛ-41047 с карбюраторным двигателем объемом 7,7 л, выдающий всего 315 л. с. и трехступенчатым автоматом выглядел уже автомобильным динозавром. Но на бронированным ЗИЛ-41052 ездил не только Горбачев, но поначалу и первый президент России — Борис Ельцин.

От «Серебряного духа» до членовоза: на чем ездили советские «вожди»
Последний серийный членовоз — ЗИЛ-41047

Вскоре, ГОН потерял в продукции Завода Имени Лихачева всякий интерес, а руководство страны надолго пересело в иномарки. Но это уже другие времена и другая история.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное