Top.Mail.Ru
Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего

06.02.2023
Трудно теперь представить, что в Советском Союзе случились автомобильные выставки с иностранными экспонатами. А такое действительно было! Правда, редко. Но тем выше был интерес к подобным мероприятиям у неизбалованных западным автопромом советских граждан.

Сергей Орлов

Первая международная автомобильная выставка в Москве случилась в 1908-м году. А последняя дореволюционная — перед самой Первой мировой войной, в 1913‑м. Некоторые, наверное, помнят, что в новой уже России первая международная автомобильная в Сокольниках прошла через восемь десятилетий — в 1992‑м. «Посредине», в советские времена, автомобильные выставки тоже бывали, правда, немного другие. Но, по тем временам, для тех, кто старался открыть окно в незнакомый и притягательный западный автомобильный мир, почти каждая становилась событием.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Футуристический концепт Pininfarina Modul 1971 года показали в Сокольниках 1979‑м.

ОКНО В АМЕРИКУ

Революция в этом смысле произошла в 1959‑м. Да еще какая! Человек, побывавший еще пацаном на американской выставке в Сокольниках в мае 1959‑го, рассказывал, что именно она, во многом, и сформировало его взгляд на мир на всю оставшуюся жизнь. Это был шок не только для подростков, но и для многих сформировавшихся солидных граждан. Ведь перед ними открылся невиданный, удивительный, яркий, многокрасочный мир. В том числе — автомобильный.

Новинки в Москву привезли все крупнейшие компании США. Все это великолепие ярких огромных автомобилей, пиршество хрома гигантских двигателей можно было рассмотреть вблизи! Некоторые автомобили, конечно, были похожи на последние советские новинки ЗИЛ-111 и «Чайку». Вернее — наоборот. Но ведь тут — в Сокольниках стояли аналогичные по размерам, но еще более роскошные автомобили с самыми разными кузовами: седаны, универсалы, кабриолеты и множества марок. Да и делали их в штатах, как выяснилось миллионами, а не сотнями в год. А раз делали, значит и покупали в таких же количествах. На той выставке стоял даже Chevrolet в разрезе — на радость самым любопытным технарям, любящим разобраться «что там внутри».

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Buick Invicta в Сокольниках, 1959 г.

Выставка в Сокольниках оставила в умах и сердцах людей, увлеченных автомобилями, не только яркий, но и длинный след. Причем, даже в сердцах тех, кто там не был. Трудно сказать, каким тиражом концерны Ford, GM и Chrysler напечатали рекламные проспекты на русском, но многие годы их хранили во многих московских домах. На радость подрастающим поколениям, бережено перелистывающим красочные страницы, вникая в характеристики удивительных машин и хотя бы так расширяя свой кругозор.

АВТОСАЛОН С СЕКРЕТОМ

Вообще, суметь достать на выставках рекламные проспекты, стало буквально делом чести каждого истинного автомобильного фана. А спрос заметно превышал предложение. На всех страждущих проспектов не хватало. Выигрывали чаще всего те, кто наступив на горло застенчивости и зная хоть несколько слов на иностранном (хоть каком-то!), смог найти общий язык с иностранным стендистом. Подросткам с блеском в глазах они иногда шли навстречу.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Страничка из русскоязычного буклета компании Ford с выставки 1959 года.

Но чаще всего в СССР устраивали социалистические выставки, а на них стендисты в большинстве своем знали русский. Конечно, автомобили соцстран — не бог весть какая роскошь, но все-таки — тоже иномарки. И настоящих любителей они тоже интересовали.

Национальные — польские, чехословацкие, румынские выставки устраивали регулярно. Правда, как правило, там стояли модели, которые мы потом (а иногда и уже) видели на дорогах. Как, скажем, польские фургоны Nysa и Zuk, чешские тягачи Skoda-LiAZ и самосвалы Tatra, автобусы Ikarus. Но показывали ведь и легковые автомобили, в том числе те, что в Союзе живьем не видели.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Мелкосерийная спортивная Skoda 200 RS на чехословацкой выставке в Сокольниках.

Истинные фанатики знали: иностранные машины можно увидеть и на неавтомобильных выставках. Оставалось только догадаться, что посетить надо выставки «Здравоохранение», «Туризм и отдых в США» или, скажем «Кримтехника-74» (в смысле — криминалистическая, но туда, к слову, всех желающих свободно не пускали). А, например, на выставке «Пожарная техника» в Сокольниках можно было (что логично) осмотреть не только импортные «пожарки», но и легковой Mercedes-Benz W116. И рекламные проспекты по легковым автомобилем на пожарной выставке можно было добыть.

ВЗОШЛА ЗВЕЗДА

Кстати, именно компания из Штутгарта первой организовала «персональную» выставку в Москве, тоже в Сокольниках. В экспозицию выставки Mercedes-Benz-73 даже древний Benz Velo, грузовики, экспериментальная модель С111, на которую для установки рекордов ставили разные двигатели, в том числе — дизельные и роторные. Там же были две легковые новинки 1972 года: седан Mercedes-Benz 350 SE семейства W116 и спортивное купе 350 SL семейства W107.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Mercedes-Benz семейства W116 в 1973‑м можно было увидеть не только на рекламном фото, но и живьем.

Кстати, на этой выставке многие фаны получили целые пачки вожделенных проспектов, во главе с огромным плакатом с золотистым Mercedes-Benz 350 SE. Плакаты эти долго висели потом в комнатах многих советских мальчишек.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ

Зимой 1979‑го в Сокольниках прошла еще одна эпохальная выставка — «Автомобильная Италия». Имена, звучащие для советских знатоков, как музыка — Lancia, Ferrari, Pininfarina, Bertone обрели, наконец, материальное воплощение.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
«Польский Малух» — FIAT 126P на выставке внешнеторговой фирмы Polmot на ВДНХ.

Москвичи увидели не только изящные спортивные FIAT X1/9 и Lancia Stratos, созданную специально для чемпионата мира по ралли, но и массовый хэтчбек, но с авангардной по стилистике FIAT Ritmo. Но были в павильоне ведь и совсем удивительные машины — концепты ведущих итальянских кузовных ателье. Слово «концепт» мы тогда не знали, что вовсе не мешало им существовать.

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Ferrari BB с кузовом Pininfarina 1971 года на итальянской выставке в Москве.
Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего
Экзотический экскурсионный кабриолет на базе Polski FIAT 125P в Москве.

Вероятно, наш способ приобретения автомобильных знаний и ощущений в век, когда новинки можно увидеть на мониторе в день ее официальной презентации, а многие вскоре просто на улице, кому-то покажется наивным и даже смешным. Но зато какова была тяга к этим самым знаниям! А это же немало…

Что еще почитать:

Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

История индексов автомобилей в СССР и что означает цифра 3 в названии нового «Москвича»

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное