Top.Mail.Ru
Хитрости советских гаишников: как в СССР ловили водителей за превышение скорости

Хитрости советских гаишников: как в СССР ловили водителей за превышение скорости

11.03.2023
Радаров у автоинспекторов почти не было. Но за скорость советских водителей ловили и наказывали!

Редакция

Наказать за превышение скорости гаишники могли всегда. Приговор – от штрафа до так называемого «прокола» в правах. Был тогда у каждого водителя такой вкладыш, в котором компостер инспектора мог сделать просечку. Кто из более поздних поколений хотя бы видел фильм «Инспектор ГАИ», то помнит, что герой Никоненко никак не мог справиться с талоном нехорошего персонажа Михалкова, у которого этот талон был в какой-то «непробиваемой» оболочке. Три таких прокола – прощайте, права…

Инспекторы пользовались своей властью довольно уверенно – подавать на них в суд в те времена никому не приходило в голову. Впрочем, к этому вернемся чуть позже –- сейчас интереснее вспомнить другое. А именно – как они определяли вашу скорость, если никаких радаров и камер тогда еще не было?

Сразу скажем, что измерители скорости у нас появились довольно давно. Первым таким устройством стал измеритель «Фара», которым в 60-е годы были оснащены некоторые машины ГАИ. Сегодня он смотрится довольно смешно – действительно похож на лупоглазую фару от мотоцикла. Возможности «Фары» были скромные: инспектор мог установить порог скорости движения на один из трех рубежей. При фиксации нарушения загоралась лампочка. При этом в комплект измерителя входил камертон, колебания которого соответствовали определенной скорости – по нему прибор настраивали. В конце 1970-х для ГАИ была закуплена партия американских радаров Speedgun, затем появились отечественные изделия – «Барьер» и др. Однако поначалу все это было экзотикой как для инспекторов, так и для водителей.

В большинстве случаев все выглядело прозаичнее. Водителя тормозила попутная машина ГАИ, после чего инспектор спокойно объяснял: мол, тут знак «40», а мы за вами аж на «70» едем! Другой подход  – с использованием секундомера, по которому замеряли время прохождения заранее отмеренного участка – скажем, между двумя столбами. Если инспектор издали замечал, что какой-то автомобиль едет с явным превышением скорости, то оставалось замерить время прохождения участка и сопоставить его с определенным ранее. Специальная таблица помогала перевести секунды в километры в час.

Тот же прием широко практиковался в небольших городках, через которые проходила оживленная трасса. Инспекторы фиксировали время въезда в городок, а на выезде их коллеги глядели на часы, тормозили торопыгу и сообщали тому, что, мол, быстрее, чем за 12 минут через наш городок при соблюдении ПДД проехать невозможно! Так каким же чудом ты, мил человек, уложился в 10?

Впрочем, чаще всего инспектор руководствовался собственным глазомером – секундомеры служили разве что вещдоком. Понятно, что реальная точность таких «замеров» была никакой, однако же участки со знаками типа «40», а то и «30» на наших дорогах были всегда. Понятно, что никто с такими скоростями по ним не ездил – вот тут-то в конце участка и появлялся гаишник. Спорить было бесполезно, потому что отличить «40» от «80» даже на глаз было проще простого. А доказывать, что я, мол, ехал «40», было как-то несолидно.

Оспорить решение инспектора, «не отходя от кассы», было почти невозможно, да это, в общем-то, и не было принято: бесполезно... Однако можно было поступить иначе: направить письмо в соответствующее подразделение ГАИ. Так, мол, и так – пробили дырку в талоне за превышение скорости, хотя я ничего не нарушал, а никаких доказательств мне не предъявили. Удивительно, но во всех случаях письма доходили по назначению, а по каждому такому обращению водителя приглашали к руководству ГАИ для «разбора полетов». После короткой беседы в присутствии инспектора, чьи действия вы хотели обжаловать, стороны обычно приходили к мирному соглашению. Мол, дырку мы вам закроем, с личным составом побеседуем, но и вы, уж, пожалуйста, будьте повнимательнее.

Хитрости советских гаишников: как в СССР ловили водителей за превышение скорости

Для «закрытия дырки» на талон предупреждений ставилась гаишная печать. Впоследствии талон отменили как класс, хотя то и дело слышатся предложения о возврате к старой методике как к оправданной. Что ж, к смене ПДД мы уже привыкли – переживем и это.

Что еще почитать:

Электромобили в СССР: уникальные модели, которые не пошли в серию

Последняя «Волга»: что погубило ГАЗ-3111

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное