
Палитра автомобильных регистрационных знаков даже в одной стране бывает чересчур пестрой, а во всем мире вариантов не сосчитать: хоть энциклопедию выпускай! И представления о красоте и крутости везде разные. И если одни понять несложно, то другие считываются только при знании национальных особенностей. Этот обзор не исчерпывающий, но познавательный.
Александр Трохачев
Французская пословица «В каждом замке своя гильотина» имеет русский аналог: «Во всякой избушке свои погремушки». Смысл в обоих случаях одинаковый, распространяющийся и на автомобильные регистрационные знаки. Правда, в разных странах свои национальные особенности, порой весьма забавные. Речь не только о применяемом шрифте, цветах, но и сочетаниях.
Дальнее зарубежье. Европа

Например, автомобильные регистрационные знаки Словении начинаются с кода страны SLO — Slovenia. Как и в других странах Евросоюза, слева расположена синяя полоса (используется с 2004 года), далее следует защищенный от несанкционированного доступа текст. Он набран черными буквами на белом фоне удобочитаемым шрифтом Helvetica. Двухбуквенный блок означает один из 11 регионов, и самым «красивым» является сочетание КК — Кршко. В остальных вариантах буквы в коде региона не повторяются, например: СЕ — Целе, GO — Нова-Горица, KR — Крань, MB — Марибор, MS — Мурска-Собота и т. д. Самые желанные номера — с тремя одинаковыми цифрами и дублирующимися буквами.

Княжество Монако выдает компактные регистрационные знаки с синими символами на белом фоне, обрамленном синей каймой. Есть и синие номера с белыми символами, которые часто встречаются на ретро-автомобилях. Текущий стандарт введен в действие 9 января 1978 года. На переднем алюминиевом знаке размерами 290х90 мм слева располагается изображение герба Монако, а под ним — текущий год. В нижней части задней таблички размерами 340х110 мм нанесена надпись «Principaute de Monaco», что в переводе с французского означает «Княжество Монако». Критерий «крутости» — полностью одинаковые цифры, зеркальные сочетания с нулями по краям или в середине, спаренные блоки одинаковых цифр и, конечно, версии с тремя нулями перед последней цифрой. Самым «козырным» автомобилисты называют сочетание «0001». А вообще все знаки, начинающиеся с «000», принадлежат семье принца Монако Альберта II.

Новейший номерной стандарт в Венгрии введен с 1 июля 2022 года. Он предусматривает наличие семи символов: четырех букв и трех черных цифр на белом фоне. До этого вид автомобильных номеров здесь меняли в 2007 году, ранее — в 1990‑м, а еще раньше — в 1959‑м. Разновидностей регистрационных табличек столько, что хоть справочник издавай. На самом деле на улицах городов и сел полно транспорта, поставленного на учет с номерами предыдущего образца, действующего с 2007 года. При этом флаг появился с мая 2004‑го, а затем он в соответствии с единым стандартом ЕС исчез. Осталась литера «Н», означающая название страны: Hungary — Венгрия.

В период 1959–1990 гг. номера для легковушек, грузовиков, прицепов и мотоциклов имели разные размеры и простенький формат в виде двух цифр и двух пар цифр через дефисы. Выделялись дипломатические, временные, общегражданские номера и регистрационные знаки для сельхозтехники. В 1990 году новые венгерские знаки начинались с серии «ААА-001», а к 2005‑му последовательные комбинации достигли первой буквы «К». Тогда венгры с 2008 года ввели буквенное разделение. Номера для легковушек стали начинаться на литеру «L», для грузовиков — «F», для прицепного состава — «Х», для мотоциклов — «U». Дипкорпус получил знаки с белыми символами на синем фоне и буквы «DT», полиция — «RB», скорая помощь — «МА» и т. д. Персональные номерные знаки можно заказать за деньги, гдестоимость услуги достигает 1320 евро. Самые красивые буквенные сочетания встречаются на автомобилях обычных сотрудников диппредставительств (СС), а также прицепах и полуприцепах (ХХХ).


Номерная Германия
Интересная история со служебными автомобилями европейских компаний, включая технику пресс-парка для проведения тест-драйвов. Богатая палитра в этом смысле в Германии. Каждый уважающий себя автопроизводитель стремится выделиться среди конкурентов. Отсюда и стремление регистрировать свои «колеса» соответствующим образом.


Скажем, служебные Audi встречаются на буквенном коде «AU» от Aue — названия небольшого городка Ауэ в Саксонии. Есть они и с обозначением «А» от Augsburg, баварского города Аугсбург на юге Германии. Есть код «B» — Berlin BM — Erftkreis in Bergheim, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. А вот сочетания «BMW» единым неразрывным блоком на номерах ФРГ не существует.

Некоторые автомобили Mercedes-Benz ставят на учет транспортной полиции со знаками, содержащими литеры «МВ». На самом деле такие знаки означают принадлежность к Miesbach — райцентру Мисбах в Верхней Баварии. Повторяющиеся сочетания на немецких автомобильных номерах существуют в таких вариантах:
АА — Aalen Ostalbkreis (Баден-Вюртемберг);
BB — Boblingen (Баден-Вюртемберг);
СОС — Cochem-Zell/Mosel (Рейнланд-Пфальц);
DD — Dresden (Саксония);
EE — Elbe-Elsten (Бранденбург);
FF — Frankfurt (Бранденбург);
GG — Drosse-Gerau (Гессен);
HH — Hanselstadt Hamburg (Гамбург);
LL — Landsberg/Lech (Бавария);
MM — Memmingen (Бавария);
TUT — Tuttingen (Баден-Вюртемберг);
WW — Westerwald in Montabaur (федеральная земля Рейнланд-Пфальц);
ZZ — Zeitz (федеральная земля Саксония-Анхальт).

Нередко обыватели слишком произвольно трактуют применяемые сочетания. Например, буквы на знаках тестового грузовика иногда подобраны так, чтобы намекать на страну происхождения автомобиля (GER — Germany) и пресс-парк (PR — Public Relations или общественные связи). На самом деле GER — это Germersheim, город Гермерсхайм в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, а PR — Prignitz in Perleberg, город Перлеберг района Пригниц в составе федеральной земли Бранденбург.

Ничто человеческое немцам не чуждо, и «продвинутые» автомобилисты всеми правдами и неправдами стремятся заполучить «красивые» номерные знаки. Это необязательно зеркальные, повторяющиеся цифры или одинаковые буквы. Иногда для «крутости» достаточно цифрового сочетания, совпадающего с номером модели или внутризаводским индексом кузова.


Транспорт родины Пеле
Из множества государств, в которых россияне могут побывать без оформления визы, стоит упомянуть Бразилию. Новый стандарт регистрационных знаков Меркосур здесь введен в 2018 году, а предыдущий действовал с 1990 года. Номера стали размерами 400х130 мм, преимущественно на белом фоне, с рамкой и символами шрифта FE-Schrift черного цвета. Применяемые комбинации кажутся сложными: три буквы, цифра, буква, две цифры. Символы бывают красными, синими, серыми, зелеными, золотыми. Последние выдают дипломатам; синие — полицейским, пожарным, коммунальщикам и другим госслужбам; красные — автобусам, такси, грузовикам. Черный шрифт на белом фоне относится к транспорту частников. Существуют и знаки с черным фоном и белым шрифтом. Как говорится, без бутылки не разобраться! Выдает эти знаки департамент транспорта каждого из 26 штатов Бразилии.

В старой бразильской системе 1990–2018 гг. действовало несколько категорий знаков. В их числе: черные символы на белом фоне (полиция, пожарная охрана, госслужбы), черные на сером (частные автомобили), белые на красном (автобусы, такси), красные на белом (автошколы). Серым по черному фону отмечали олдтаймеры и коллекционные автомобили, белым по зеленому — машины для тест-драйва и дилерских центров, белым по синему фону — дипломатический транспорт. «Красивых» номеров в старой системе насчитывалось больше, т. к. комбинация была проще: три буквы и через дефис — четыре цифры. Тем не менее, встретить «красивые» номера вне Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу крайне сложно, потому что их немного.

Автомобильный чайна-таун
У китайцев по номерным знакам свои заморочки. Например, они всячески стараются избегать цифру «4», которая по их философии означает «смерть». Самый кошмарный сон гражданина КНР — ужасная комбинация 24, которую трактуют как быстрый «легкий уход из жизни». С другой стороны, цифра «5» звучит как «нет» и в сочетании с четверкой (45) означает «смерти не будет».


Старые автомобильные знаки насчитывали пять цифр. А начинались номера с иероглифа, обозначающего китайскую провинцию. Впритык к нему размещали латинскую букву. Все символы были белого цвета. Синий фон присутствовал как на машинах юридических лиц, так и на транспортных средствах частников. Впервые такое решение применили в крупных городах с внушительным автопарком.

Бурный рост транспорта Китая привел к тому, что действующий стандарт пришлось совершенствовать. Город Нанкин в инициативном порядке заменил первую цифру кода на буквы латинского алфавита, за исключением «О», которую можно было спутать с нулем и буквы «I», по написанию похожую на единичку. Количество возможных комбинаций выросло до 340 тыс. Дальнейшим шагом стала замена двух цифр, и это расширило количество знаков до 792 тыс. Конечно, для Китая это капля в море, но в любом случае лучше, чем совсем ничего.

Внутризаводской транспорт Китая регистрируется на знаках с желтым фоном, даже если это электрокар, а не автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Вообще разобраться в многообразии автомобильных номеров КНР с ходу сложно, особенно если вы не владеете китайским языком. Тем не менее, понять, «красивые» перед вами ГРЗ или нет, можно не прибегая к услугам переводчика.

Регистрационные таблички КНР встречаются и с белыми символами на черном фоне. В этом случае в начале комбинации применяется красный иероглиф, а далее — сочетание формата «I 30‑003». Белые комбинации иероглифа, буквы латинского алфавита и пяти цифр на черном фоне применялись и на знаках образца 1992 года. Выдавали такие ГРЗ на автомобили, принадлежащие иностранным гражданам и зарегистрированные на юридических лиц.

Более ранние варианты — знаки, введенные китайскими нормативами 1986 года. Практически весь транспорт, начиная с легковых автомобилей и автобусов и заканчивая грузовиками и трейлерами, получил таблички размерами 300х165 мм. Скромнее оказались знаки для двух- и трехколесного транспорта — мопедов, мотороллеров, мотоциклов. Их владельцам выдавали номера размерами 200х120 мм. Для «взрослого» транспорта были предусмотрены знаки на белом, желтом, синем, зеленом, фиолетовом и черном фоне. Для «малыше» использовали таблички на белом и светло-зеленом фоне. В числе современных престижных сочетаний находятся DDDDD, LLDDD, DDLDD, LDDDL, DDDLL, DLDDL. Среди дипломатических кодов автомобилей в КНР назовем следующие:
101 — Афганистан;
111 — Беларусь;
121 — Камбоджа;
131 — Кипр;
141 — Фиджи;
151 — Исландия;
161 — Казахстан;
171 — Малайзия;
181 — Мьянма;
191 — Перу;
200 — Саудовская Аравия;
202 — Сейшельские острова;
212 — Швеция;
222 — Объединенные Арабские Эмираты;
232 — Замбия;
242 — Молдова;
252 — Гаити;
262 — Ямайка;
272 — Барбадос.
Код «300» закреплен за Европейским союзом, «303» — за Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, «313» — за Международным валютным фондом.

Приоритеты Азии: Япония
Для расшифровки автомобильных номеров Страны восходящего солнца неплохо бы знать японский язык и «читать» их иероглифы. Впрочем, и без этого цифровые блоки понятны всем без исключения. Между тем, рачительные японцы практикуют свой подход к регистрации транспортных средств. Например, мотоциклы и микролитражки на учет ставят местные муниципалитеты. Другой транспорт знаками обеспечивают управления наземного транспорта Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма.

В верхней строке, так сказать, «на чердаке», зашифрован код транспортного средства. Он начинается с «0» до «9» и предусматривает особенности техники: рабочий объем двигателя и габаритные размеры. Скажем, легковушки с моторами объемом 2000 см3 и более получают код, начинающийся с цифры «3», до 2000 «кубиков» — код с цифрой «5». Такими, например, является большинство легковых такси, получающих номерные знаки с верхним кодом «500».

Какие сочетания применяют в Японии? Зеленый текст на белом фоне — для частных автомобилей с двигателем объемом более 660 см3. Белый шрифт на зеленом поле — для коммерческих автомобилей того же класса. Черные символы на желтой подложке — для компактных кей-каров с моторами объемом менее 660 см3. Малогабаритные LCV с двигателями до 660 «кубиков» получают черные номера с желтым шрифтом, микрокары с моторчиками до 49 см3 комплектуют лазурными знаками с синими символами, двухколесные ТС аналогичного класса — белыми табличками с синими цифрами и буквами.

У двухколесного транспорта в рамках действующего стандарта своя раскладка. По сочетанию цветов поля и символов номерного знака made in Japan несложно понять, что за «колеса» перед нами. Например, зеленый шрифт на белой табличке с зеленой рамкой предназначен для двухколесников с мотором объемом 250 см3 и более. Зеленые надписи на белой «простыне» отведены под мотоциклы с двигателями рабочим объемом 125–249 см3. Синие надписи на розовой поверхности — это мототехника с движками кубатурой 90–124 см3. И для очень маленьких мопедов с силовыми агрегатами объемом 50–89 см3 придуманы синие символы на желтом фоне.

Японцы классифицируют автомобильные номера и по размерам. Большой габаритами 440х220 мм используют на грузовиках полной массой свыше 8 т и автобусах вместимостью 30 пассажиров и более. Средний размер — это 330х165 мм, маленький — 230х125 мм, очень маленький — 200х100 мм. При этом критерии «счастья» и «крутости» японцы определяют сами, никому их официально не навязывая.

Сами жители островного государства классифицируют три основных поколения автомобильных номерных знаков послевоенной поры. Речь о стандартах периода применения 1962–1971 гг., 1967–1999 гг. и с 1998 года по настоящее время. Действующие с 1998 года коды номерных знаков определяются так:
000 — Строительное оборудование;
100 — Грузовики с двигателем объемом более 2 л, длиной более 4,7 м, шириной менее 1,7 м, высотой более 2 м;
200 — Автобусы малого и среднего класса;
300 — Легковые автомобили с двигателем объемом свыше 2 л и габаритами, превышающими стандарт для компактных ТС;
400 — Фургоны, универсалы, грузовики с мотором объемом 660–2000 см3 и/или длиной кузова до 4,7 м, шириной менее 1,7 м, высотой до 2 м;
500 — Легковые автомобили с двигателем объемом 660–2000 см3, длиной до 4,7 м и шириной менее 1,7 м;
600 — Трехколесные грузовики с мотором рабочим объемом до 360 см3;
700 — Трехколесные легковые автомобили, специальные ТС с мотором объемом до 660 см3;
800 — Специальные ТС с двигателем рабочим объемом свыше 660 см3;
900 — Трактора и погрузчики.

BY — значит Белоруссия
Самые крутые номерные знаки, естественно, у президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Передний номер представляет собой прямоугольную табличку с государственным флагом по всей площади. Задний номер на белом фоне содержит посередине изображение флага РБ, слева — цифры «001», справа — буквы «BY». У простых смертных представления о «крутости» номеров проще: все одинаковые цифры, «зеркалки», парные блоки одинаковых символов, приятное сочетание нулей.



Первые автомобильные номера появились в Белоруссии еще во времена Российской империи. С 1931 года началась выдача регистрационных знаков для Белорусской ССР как части СССР. В то время существовала единая республиканская серия. Период оккупации 1941–1944 гг. характеризовался выдачей знаков рейхскомиссариатов, но это, как говорится, не в счет. Рост парка автомобилей и потребность четкой идентификации региона приписки привели к тому, что с 1946 года ввели серии с учетом областного деления БССР.



После обретения независимости новые автомобильные знаки стали выдавать в 1992 году. Они были довольно простыми и хорошо читаемыми. Для регистрации хватило четырех цифр и двух букв белорусского алфавита, совпадающих по написанию с латинским шрифтом — чтобы можно было ездить за границу без смены номера. Между символами красного цвета на белом фоне располагался герб «Погоня», на тот момент считавшийся элементом государственной геральдики. В 1996‑м изменилась государственная символика, а на номерах появился национальный орнамент и надпись «Belarus». В 2000‑м для легковых машин буквенный блок увеличили с двух до трех символов, а заодно видоизменили знаки для иностранных граждан. При этом у сотрудников ГАИ была негласная классификация по символам ГРЗ. Например, сочетание «Ко» называли «козел отпущения»: такие номера выдавали бывшим «залетчикам» — терявшими права, попадавшимися за вождение в нетрезвом мире, имевшим большое количество штрафов и виновникам ДТП с тяжелыми последствиями.



Только в 2004‑м в действие вступил действующий и поныне стандарт с указанием цифрой кода региона. Для иностранцев их распределили так: 0, 1, 2 — Минск, 3 — Брестская область, 4 — Витебская область, 5 — Гомельская область, 6 и 7 — Гродненская область, 8 — Минская область, 9 — Могилевская область. Между тем, для внутреннего пользования кодировка иная:
0 — для а/м Министерства обороны РБ, Государственного пограничного комитета РБ, внутренних войск МВД РБ (с 2007 г.);
1 — Брестская область (в СССР — БНх);
2 — Витебская область (в СССР — ВТх);
3 — Гомельская область (в СССР — ГСх);
4 — Гродненская область (в СССР — ГКх);
5 — Минская область (в СССР — МБх);
6 — Могилевская область (в СССР — МГх);
7 — Минск (в СССР — МИх);
8 — на транзитных номерах Минска на новых МАЗах (с 2010 г.).
На красном фоне с белыми буквами и цифрами белорусские номера выпускали для дипломатов, МВД, автомобильных прицепов, мотороллеров и мотоциклов. На желтом фоне с черными символами шли номера для транспорта, перевозящего пассажиров (с 2004 г.), а также иностранных граждан и компаний (образца 1992 и 2000 гг.). Зеленый фон и белые символы с 1992 года традиционно принадлежали Госкомитету погранвойск РБ. Наконец, белые символы на черном фоне образца 1992 года использовались для автомобилей Министерства обороны.



Любая действующая комбинация состоит из сочетания белорусских букв и арабских цифр (не путать с римскими!). В ходу используются только 12 букв: A, B, E, I, K, M, H, O, P, C, T, X. Отдельно стоящая в начале или конце знака цифра обозначает код региона, а дополняет картину государственные знак Республики Беларусь и знак «BY» (Belarus). До 1 июля 2020 года он был черным, а затем стал зеленым. Для дипломатического корпуса в алфавитном порядке закреплены коды иностранных государств, где 02 — это Армения, 08 — Грузия, 09 — Израиль, 33 — Туркмения и т. д. При этом по два кода присвоено Германии (07 и 67), Казахстану (14 и 83), Ливии (20 и 71), США (31 и 69), Швеции (39 и 48). Больше всех — три кода — досталось России: 27, 68, 88. В этой подборке есть и особые номера. Например, коды 01 и 66 принадлежат Исполкому СНГ, 43 выдают Международному научно-техническому центру, 45 — МИДу и Управлению делами президента РБ, 58 — Международному валютному фонду, 84 — Евразийскому банку развития и т. д. «Красивые» двухразрядные коды распределены так: 11 — Ирак, 22 — Молдавия, 33 — Туркмения, 44 — Экономический суд СНГ, 55 — Международный комитет Красного Креста, 66 — Исполком СНГ, 77 — Бахрейн, 88 — Россия.



Грузинские хроники: GE — значит Georgia
История грузинских номерных знаков для автомобильного транспорта началась со времени вхождения в состав Союза ССР. В советский период машины ставили на учет в рамках так называемой общереспубликанской маркировки. В нее входили буквенные серии ГА, ГГ, ГД, ГР. Повторяющееся сочетание «ГГ» шутники расшифровывали как «Гиви-Гиви» или «Гога-Гога». «Красивыми» считались знаки с нулями, «зеркалки» и повторяющимися цифрами.



Свой национальный стандарт был введен в 1993 году, когда появилось обозначение «GEO» от слова Georgia (Грузия). Столица получила небольшой приоритет над провинцией: для транспортных средств Тбилиси на номерах рисовали старый грузинский флаг, а на остальных он отсутствовал. Кодировка автомобильных номеров Грузии образца 1993 года выглядела так:
ААА-AAZ — Тбилиси;
DDD — Кутаиси;
EEF, EEP, EEQ — Болниси;
EEK, EES, EEY, EAD, EAK, EAQ, VYV, VCV, VIV, IID — Марнеули;
KZZ, KZY — Ткибули.
Престижными считались все сочетания с одинаковыми буквами (ААА, DDD, KKK и т. д.) и «говорящие» аббревиатуры вроде KGB (от КГБ — Комитет государственной безопасности) или USA (United States of America, Соединенные Штаты Америки).


Следующая редакция автомобильных номеров состоялась в 2004 году, когда вместо старого флага Грузии стали наносить изображение нового. А на стыке десятилетий обозначение «GEO» ушло в прошлое, уступив место более компактному сочетанию «GE». И здесь владеющие собственным транспортом грузины не растерялись, выбирая желанные сочетания символов, как говорится, не просто так, а за деньги. Что поделаешь: это в крови кавказцев, не жалеющих средств на укрепление собственного имиджа человека состоятельного, ни в чем не нуждающегося. Очень хорошо это отражено в комедии «Мимино», снятом в 1977 году режиссером Георгием Данелия на киностудии «Мосфильм».

Сентябрь 2014 года принес с собой новый формат номерных знаков, чему многие очень обрадовались. Стандарт выглядел так: две буквы, три цифры, две буквы. Флаг Грузии и код «GE» разместили наподобие стран Евросоюза — на синем фоне. В это время модными стали буквенные повторы вроде «МА-МА», зеркальные серии типа «АВ-ВА», одноформатные наподобие «GG-GG». Их, кстати, можно официально купить, уплатив установленную госпошлину. Такие серии престижно иметь не только на периферии, но и в грузинской столице. И встречаются подобные «коллажи» не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, которые нынче частенько находятся в личной собственности.


Наряду со стандартными в Грузии применяются автомобильные номера специальных серий разного колера. Например, белые символы на черном фоне вроде «АА-222» относятся к транспорту Министерства обороны. Белые символы на зеленом поле типа «001 АА 01» характерны для знаков иностранных компаний. Наблюдателям Евросоюза адресованы голубые номера с белыми буквами и цифрами, скажем, такие: «EUMM 111». Автомобили дипломатического корпуса регистрировали красными номерами с белыми символами наподобие «001 D 01».

Уход бывших союзных республик единого СССР по национальным квартирам повлек за собой принятие новых стандартов государственных регистрационных знаков. Ни в одной из новообразованных стран автомобильные номера по стилю и комбинациям буквенно-цифровых блоков не повторяются. При этом они регулярно обновляются или меняются кардинальным образом. Наверное, поэтому до сих пор никто так и не издал каталога автомобильных номеров стран СНГ и других государств ближнего зарубежья. Возможно, такой фолиант со временем появится, а сейчас даже энтузиастам отечественной автоистории просто не до него.

Что еще почитать:
Блатные, красивые и счастливые: какие автомобильные номера в СССР ценились больше всего