Top.Mail.Ru
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома

фото: автора, Музей ВДНХ, thehenryford.org / 26.01.2024
Придумали новую «Волгу». Атомную. И не на Горьковском автозаводе, а в павильоне № 19 «Атом» на ВДНХ в Москве. И пока в масштабе 1:2. Попробуем оценить масштаб события. Оценка эта будет критической.

Денис Орлов

Наверное, никто не станет возражать, если будущая «Волга», производство которой готовит Горьковский автозавод, получит ядерную силовую установку. Главное, чтоб ездила! И при этом не фонила. Чем чёрт не шутит? В конце концов, любое изобретение когда-то начиналось с фантазии.

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
«Волга-Атом», макет М 1:2, экспонат раздела «Глава 2. Время первых», пользуется особым успехом у гостей павильона. Дверные ручки у макета уже оторвали.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Пример того, как благодаря возможностям современной техники рождаются нездоровые сенсации. Это — снимок «Волги» с мотором Mercedes-Benz и полным приводом из Интернета…
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
… а это — фотожаба неизвестного автора на основе снимка «Волги» с мотором Mercedes-Benz и полным приводом: «Волга-Атом»! Многие верят.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
А это — элемент декоративного оформления экспозиции раздела «Глава 2. Время первых», кульман с «как-бы» чертежами разработчиков «Волги-Атом». Причём, на фотографиях в качестве прототипа представлена ГАЗ-21 «Волга» выпуска после 1962 года, а макет изображает модель 1956 года.

Другое дело, когда выдумка и правда перемешаны, и не в лихом мосфильмовском блокбастере, а в ответственном образовательном проекте. Тем более, такой солидной фирмы, как «Росатом». Цитирую по сайту ВДНХ:

«Павильон «АТОМ» — самый крупный в России просветительский комплекс, посвященный истории ядерной эпохи»

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Павильон «Атом» — новая точка притяжения на ВДНХ. Павильон спроектирован в бюро UNK Project (архитекторы Михаил Иванченко, Даниил Ситников, Анна Хохлатьева и др.).
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Возле подиума с макетом «Волга-Атом» размещён пояснительный текст, взятый из научно-популярной книги П. Т. Асташенкова «Атомная промышленность» и схема из журнала «Популярная механика» за апрель 2015 года.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
И что пишут? Читаем.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Книга П. Т. Асташенкова «Атомная промышленность» (М.: Воениздат, 1956) выложена в Сети.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Статья Дмитрия Мамонтова в журнале «Популярная механика». Обращает на себя внимание месяц, когда вышел этот номер журнала (обведен красным).

Не убавить, ни прибавить. Впечатляет! Архитектура павильона, замысел, подача, обслуживание гостей. Увы, самую малость недосмотрели. Коль скоро эта «малость» связана с автомобилями, вставим своё веское «но» в поток елея. На минус втором этаже, в разделе экспозиции «Глава 2. Время первых» представлен экспонат «Волга-Атом». Макет М-21 «Волга» с 6‑ю колёсами, в масштабе 1:2. Табличка сообщает, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Вокруг — масса умных текстов. Ещё бы! Помнится, в интервью НТВ советник генерального директора «Росатома» по информационным проектам Андрей Валерьевич Черемисинов заявлял, что «задача павильона, чтобы умных стало как можно больше!».

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Создателям макета Ford Nucleon в масштабе 1:2 нельзя садиться за руль. Они не отличают красный цвет от зелёного.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Оригинальный макет футуристического «атомобиля» Ford Nucleon был красным! Макет построили в 1958 году в масштабе 3/8. Является собственностью Музея Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган (инв. № THF 37896). Сегодня выставлен в Национальном музее атомных испытаний в Лас-Вегасе (штат Невада).

Загвоздка в том, что атомной «Волги» не существовало даже в замыслах. Горьковский автозавод ничего об этом проекте не знает, хотя напрямую был связан с атомной отраслью вплоть до начала 1990‑х годов — выпускал газовые центрифуги для обогащения урана. О невозможности осуществления «атомобиля» журнал «5 колесо» уже писал. И ладно бы, в сопроводительной табличке (в музеях её зовут этикеткой) крупно написали: ФАНТАЗИЯ! Но нет, сказано только, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Что подумает нормальный умный человек? Конечно, он решит, что в далёкие 1960‑е на Горьковском автозаводе построили 6‑колёсную атомную «Волгу». Тем более, ему всё так подробно расписали, изобразили схему двигателя, поместили фотографии автомобиля-прототипа.

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
И снова кульман! На этот раз — с информацией о Ford Nucleon. И этой информации больше просто потому, что Nucleon (назван в честь частиц-нуклонов, являющихся основной составляющей атомного ядра) существовал хотя бы в макете, а «Волга-Атом» — только на атомарном уровне.
Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
По всей видимости, тот, кто готовил фотожабу про «Волга-Атом», подчерпнул идею парных передних колёс у другого макета «атомобиля» Ford — Seattle-ite XXI. Выдающийся дизайнер Алекс Тремюлус создал его для всемирной выставки в Сиэттле 1962 года. И тоже, был построен лишь макет.

После такого половина посетителей павильона уверуют, что атомная Волга» на самом деле была. И не переубедишь ведь: мнение толпы — штука мощная! Гуляет же по умам вредная байка о том, что «Победу» собирались назвать «Родиной», да быстро передумали, когда Сталин спросил: «И почём собираетесь Родину продавать?». Ох, нет, постараемся избегать слова «вредный».

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Товарный знак ГАЗ — летящий олень — на макете «Волга-Атом» воспроизведён весьма точно. Увы, в бюро Lorem Ipsum, отвечавшем за оформление и наполнение павильона «Атом», не смогли назвать авторов макета.

Видимо, чтобы подкрепить значимость проекта атомной «Волги», устроители экспозиции добавили в неё макет атомного автомобиля Ford Nucleon. Мол, и в США пытались, да и мы не лыком шиты. Если так, то странная у устроителей логика. Nucleon не вышел из стадии макета, он — чистой воды фантазия. Кстати, и об этом на стенде тоже не сказано! Оставим за рамками вопрос о том, насколько уместно такое внимание к американским проектам на выставке «Росатома».

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
Логотип «Волга» также может являться защищённой торговой маркой Горьковского автозавода.

Плохо другое. В одном зале перемешаны и действительно воплощённые в жизнь проекты, и выдумки. И посетитель выходит из зала с горящими глазами, как в старом фильме «Праздник святого Йоргена»: «Было! Всё было!»

Хорошо. Попробуем докопаться до первоисточников. Ссылка на П. Т. Асташенкова, «Атомная промышленность», 1956 год ничего мне не говорила, пока не увидел на стене мартиролог (много букв!) с перечислением «авторов и правообладателей материалов, использованных для создания мультимедийного контента в экспозиционной зоне «Время первых»». Нашёл там «Волгу-Атом». К словам «Атомная промышленность» добавилось важное: «Воениздат». Книгу инженер-подполковника Петра Тимофеевича Асташенкова, вышедшую в «Воениздате» в 1956 году удалось найти. Чистейший научпоп! Судите сами: «На 200 тыс. километров пути при мощности, одинаковой с двигателем «Победа», он расходовал бы всего 12 г урана, в то время как «Победа» требует свыше 20 т бензина». Первое, о чём думаешь, а как на таком двигателе проводить регламентные работы? В переиздании своей книги, на этот раз в Государственном издательстве литературы в области атомной науки и техники (было и такое!) в 1962 году Пётр Тимофеевич был куда сдержаннее в прогнозах. Прикрылся американским опытом, и то — в единственном коротеньком абзаце. Видимо, получил звание полковника.

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
В разделе «Глава 2. Время первых» наряду с макетами вымышленных проектов представлены прекрасные макеты осуществлённых проектов, например, звено транспортабельной атомной электростанции ТЭС-3, поступившей в опытную эксплуатацию в 1961 году. Этот и другие макеты изготовлены по заказу бюро Lorem Ipsum, отвечавшего за оформление и наполнение павильона «Атом».

Однако ссылка оказалась недействительна: у Асташенкова про «Волгу» ни слова! И тут помог поиск «Яндекса» через изображения. Рисунок на стенде оказался один-в-один как в журнале «Популярная механика» за 2015 год, где была помещена обширная статья Дмитрия Мамонтова об «атомобилях». Она опубликована в апрельском номере журнала. То есть, является не более чем первоапрельской шуткой. Неслучайно главред «Популярной механики» Сергей Апресов во вступительном слове заявил: «Вы держите в руках номер, который войдёт в историю!»

Атомная «Волга»: главный фэйк советского автопрома
С 1956 года на ВДНХ в павильоне № 62 «Атомная энергия в мирных целях» действовал настоящий ядерный реактор. Сквозь защитную толщу бассейна посетители могли наблюдать свечение, вызванное делением ядер (эффект Черенкова). Реактор показывали до 1964 года, потом демонтировали. Сегодня павильон называется «Охрана природы». Странно, что работники павильона «Атом» об этом не знают, и в экспозиции павильона этот интереснейший факт, похоже, никак не отражён.

И вошёл ведь! Хотя устроители выставки почему-то забыли упомянуть про журнал «Популярная механика» в списке источников информации. Так вопрос исторической правды (или неправды?) понемногу переходит в правовую плоскость. Как, скажем, трактовать слова о «материалах ОАО «ГАЗ»», использованных при создании макета? ГАЗ их предоставлял или сами раздобыли? Напомню, что Горьковский автозавод зарегистрировал торговые марки «Волга» (№ 814626) и отдельно — оленя (№ 874523). Оба торговых знака на макете присутствуют, иначе попросту «Волга» не была бы «Волгой». И в этом случае достоверность может стать предметом спора уже не историков, а юристов.

Одно бесспорно: реклама будущей «Волге» сделана шикарная. Дело за малым — начать её производство!

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Тим Скоренко:

    Как бывший сотрудник «Популярной механики», могу подтвердить, что «Волгу-АТОМ» придумал в качестве первоапрельского розыгрыша научный редактор журнала Дмитрий Мамонтов, а нарисовал машину арт-директор журнала Русла Гусейнов. Я своими глазами видел, как Рус в фотошопе волге дополнительное колесо прикручивал 🙂

Статьи по теме
Популярное