Top.Mail.Ru
От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР

От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР

18.06.2023
Если на Западе все проекты наземного транспорта с атомным источником энергии так и остались в статусе концептов, в СССР эту идею реализовали, хотя и непривычным образом

Алексей Медведев

Атомная «Волга»: за гранью фантастики

Несколько лет назад в интернете появилась статья, в которой рассказывалось об автомобиле Волга-Атом. Вкратце, суть материала сводилась к тому, что вначале шестидесятых, по поручению Хрущева, в секретном «Автомобильном конструкторском бюро» под руководством физика Александра Эдуардовича Камнева, разработали атомный двигатель для установки на «Волгу» ГАЗ-21.

Поскольку реактор с биозащитой весил довольно много, конструкторам пришлось переделать автомобиль по образцу Ford Seattle-ite XXI. То есть – спереди добавили еще одну управляемую ось. Впрочем, даже этого расстояния не хватало для защиты от радиации, поэтому водителя пришлось разместить на заднем сиденье! К огорчению автора статьи, новый генсек Брежнев атомной «Волгой» не заинтересовался, и проект похоронили.

На первый взгляд, все написанное в статье выглядит достаточно убедительно. Но когда дело доходит до технического описания, то сразу же возникают мысли о невозможности подобного двигателя, а значит и о неправдоподобности всего остального рассказа.

От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР
Единственное «фото» атомной «Волги». Невооруженным глазом видно, что это примитивный фотошоп, те не менее многие в него поверили.

Судите сами: мотор атомной «Волги», якобы, представлял собой классический четырехцилиндровый агрегат, к поршням и верхней части цилиндров которого «прикрепили» пластины из урана-235. Там же, то есть, между поршнем и верхней частью КС, разместили замедлитель нейтронов – графитовую шайбу. В качестве рабочего тела выступал гелий. Во время хода сжатия урановые пластины сближались, начиная атомную реакцию, в результате которой разогретый гелий расширялся, и толкал поршень вниз. Для того что бы заглушить этот агрегат, в ГБЦ вместо клапанов устанавливались стержни замедлители. Идея очень интересная, и достойная… фантастического романа или компьютерной игры Atomic Heart. Ведь на самом деле эта статья – первоапрельская шутка.

Удивительно, что несмотря на очевидно юмористический характер (одна только история о бесследно сгинувшем в болоте гигантском атомном катке чего стоит!), эта статья до сих пор блуждает по интернету, периодически всплывая как в профильных изданиях, так и на форумах. Возможно, данная мистификация заставляет читателей тоскующих о великой исчезнувшей цивилизации, ностальгировать о будущем, которое так и не наступило. Но расстраиваться тому что эта статья только шутка не стоит. Потому что в СССР действительно смогли создать самодвижущийся атомный реактор!

Советский атомоход ТЭС-3

Советский Союз, помимо всего прочего, был гигантской строительной площадкой. Освоение Сибири и Дальнего востока (в том числе военными) требовало огромного количества энергии, да вот только откуда ее было взять, да еще и где-нибудь за полярным кругом? Теоретически, для решения подобных задач могла здорово подсобить компактная передвижная атомная электростанция. Именно такую и разработали в середине пятидесятых на Ленинградском Кировском заводе. Установленная на железнодорожных платформах, или на удлиненных шасси тяжелого танка Т-10, самоходная (!) мини-АЭС весила 310 тонн и включала в себя четыре блока различного назначения.

От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР
АЭС на танковом шасси: такой проект в СССР не только придумали, но и воплотили в жизнь.

На первом модуле разместили атомный реактор, вырабатывающий 8,8 МВт тепловой энергии, с биозащитой и системой охлаждения. На втором установили парогенераторы, а также подпитывающие циркуляционные насосы. На третьем происходила выработка электроэнергии, с помощью турбогенератора мощностью 1,5 МВт. А в четвертом «энергосамоходе» располагался пункт управления реактором. В сутки передвижная АЭС расходовала всего 14 граммов урана-235, при этом могла работать в «автономке» до 250 суток.

В 1961 году начали тестовую эксплуатацию экспериментальной установки, получившей название ТЭС-3, но вскоре все работы по данному проекту были остановлены: Министерство обороны отказалось продолжать финансирование. Реактор разгрузили, установку законсервировали. После начала Перестройки часть ТЭС-3 с турбиной отправили геологам, на Камчатку.

От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР
На месте дислокации блоки ТЭС-3 закрывали по периметру специальными плитами.

Тем не менее, советским инженерам можно поставить зачет: никто после них не решился на подобный проект и самоходная АЭС осталась единственным реализованным проектом сухопутного транспорта с атомным источником энергии. Хотя транспортом ТЭС-3 по сути не являлась, да и приводило в движение это чудо советской инженерии не атомная энергия, а дизельные танковые двигатели...

Что еще почитать:

8000 км на одной заправке: атомные автомобили Ford или будущее, которое не наступило

НАМИ-012 или как в СССР построили «грузовик апокалипсиса»

Невероятный Doble: паромобили Абнера Добла

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное