На популярный маршрут Петербург-Финляндия вышла эстонская компания Lux Express. Запустив на линию новейшие автобусы Scania, прибалтийский перевозчик планирует опередить российских конкурентов благодаря высокому уровню сервиса
Михаил Ожерельев
Фото автора и Mootor Grupp
Lux Express Group — это крупнейший оператор регулярных международных автобусных экспресс-линий в Прибалтике. В составе группы пять подразделений: головная компания Lux Express Estonia, дочерние предприятия в Латвии (Lux Express Latvia), Литве (Lux Express Lithuania), России (ЗАО «Евролайнс»), плюс два филиала — в Польше и Финляндии. Общее количество сотрудников в группе — около 285 человек. При этом руководство немногочисленно — председатель правления, финансовый директор, глава торговых представительств и еще три директора — по продажам, эксплуатации и маркетингу — всего шесть топ-менеджеров. В прошлом году компания перевезла 718 тыс. пассажиров, получив 50 % дохода на линиях, связывающих Петербург с Таллином и Ригой.
Ханнес Саарпуу руководит компанией Lux Express Group c 2007 года
Парк группы Lux Express насчитывает около 70 автобусов Scania Omnilink и Scania Irizar в различных конфигурациях. В питерском ЗАО «Евролайнс» 10 пассажирских машин. Это новейшие трехосные Scania Irizar с разным исполнением салона: от максимальной вместимости (67 мест) и внушительного багажного пространства до максимального комфорта, вплоть до езды в полулежащем состоянии (класс Lux Express Lounge). В последнем случае салон выполнен по двухклассной компоновке: в передней части находится 28 парно установленных сидений, оснащенных персональными мультимедийными устройствами, а в задней Lounge-зоне установлено 10 сидений повышенного комфорта с подставкой для ног, столом и местом для хранения вещей. Lounge-зона отделена от передней части автобуса занавеской.
Фирменные удобства на борту включают в себя увеличенное расстояние между рядами сидений, бесплатные горячие напитки, розетку 220 В возле каждой пары сидений, газеты, журналы и бесплатный Wi-Fi в течение всей поездки. К слову, стоимость установки оборудования для работы Wi-Fi составляет 1500 евро на 1 автобус, плюс ежемесячный платеж 100 евро — это оплата интернет-трафика (примерно 80 Гб).
Выбор марки Scania обусловлен несколькими причинами. Первая увязана с вопросами сервиса. «Структура нашего бизнеса такова, что группа имеет множество небольших филиалов, в которых обслуживанием и ремонтом автобусов заниматься неэкономично, — объясняет Ханнес Саарпуу. — Мы задались целью найти сервисных партнеров везде, где работаем. Понравилась Scania: заключение одного договора позволяет обслуживать и ремонтировать автобусы в любом дилерском центре, неважно эстонский это дилер, литовский или российский. Далеко не все автопроизводители предлагают такие условия. Вторая причина — престиж марки. Автобус Scania Irizar полностью соответствует этому критерию».
Срок эксплуатации автобусов в компании — 5 лет. Все машины приобретены на заемные средства. «Я не настолько богат, чтобы приобретать все автобусы в собственность», — говорит учредитель компании, владелец эстонской Mootor Grupp Хуго Осула. Сервисный контракт заключен на весь срок лизинга. Lux Express ежемесячно выплачивает фиксированную сумму (рассчитывается в зависимости от пробега), а Scania обес печивает весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту. В компании есть технический координатор, он отвечает за связи водителей и Scania. Согласно договору, автобусы Lux Express принимаются на СТО вне очереди. В экстренном случае вопрос направления автобуса в ремонт может решить бригадир маршрута. На случай продолжительного ремонта у перевозчика есть резервные машины.
Все автобусы оборудованы системой мониторинга автопарка Scania FMS (Fleet Management System). Данное оборудование дает в режиме реального времени необходимую информацию о дислокации транспортного средства, скоростном режиме, расходе топлива и т. п. «Мы начинали работать с этой системой полтора года назад, и сейчас прогресс уже достаточно большой. Раньше разница в расходе топлива на одном и том же маршруте могла быть до 5 л/100 км, но после того как начали системно работать с водителями, все эти показатели выровнялись», — говорит Ханнес Саарпуу.
Несколько слов о других организационных моментах. Должности диспетчера в компании нет, водитель самостоятельно распечатывает путевой лист и закрывает его по окончании рейса, при этом вся информация обрабатывается в электронном виде. В экипажах, обслуживающих междугородние рейсы, по два водителя. В салоне нет стюардов, бортовой кафетерий работает в режиме самообслуживания. Во время поездки все может случиться — опоздания, технические проблемы, происшествия и, конечно, связанные с пассажирами проблемы. Например, опоздание, неотложная помощь, проблемы с билетом или пропавшим багажом.
Действующая во всех государствах-представительствах Lux Express поддержка клиентов 24/7 консультирует и помогает водителям автобусов, руководителям базы и клиентам в решении любых ситуаций круглосуточно.
Ключ к успеху лежит только в лучшем обслуживании, — считают в компании. В планах на будущее — расширение маршрутной сети и продолжение обновления автобусного парка, где большое значение имеют и предлагаемые в автобусах услуги.
Подписка на рассылку материалов Автопарка