Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Завод ВИПО: сделано в Беларуси
[

«ВИПО» - Город новаторов

]
Завод ВИПО:сделано в Беларуси
Белорусский производитель спецоборудования ВИПО открыл журналистам двери на свое высокотехнологичное производство в Витебске, где изготавливают и монтируют, преимущественно на российские шасси, автогидроподъемники, крано-манипуляторные установки и гидролифты — всего более 100 моделей.

Сегодня машиностроительная компания «Витебские подъемники» имеет в своем составе четыре предприятия, между которыми распределены основные звенья всей производственной цепи. Объединение выпускает ежемесячно до 45 автогидроподъемников, изготавливает и устанавливает на шасси 10 крано-манипуляторных установок (КМУ) и 10 гидробортов. В России эксклюзивным дистрибьютором ВИПО является ведущий мультибрендовый оператор «Русбизнесавто». Согласно его подсчетам, доля завода в сегменте автогидроподъемников достигает 35 % отечественного рынка.

Внедрение современных станков с ЧПУ позволило повысить качество новой продукции.

В состав ВИПО входит компания «Тусон», где проектируют и производят козловые, мостовые, консольные краны, изготавливают различные грузозахватные приспособления. Заготовительной частью для всех производств занимается «Витстройтехмаш», в его цехах осуществляют резку, сварку, токарную обработку заготовок. Кузницей кадров для ВИПО стал центр переподготовки и повышения квалификации «Овидий», созданный еще в 2009 году. Учебное заведение готовит крановщиков, машинистов автогидроподъемников, сварщиков, слесарей, токарей и других специалистов машиностроительной сферы не только для нужд объединения, но и для сторонних заказчиков.

Переналадка оборудования на новый тип деталей происходит за считанные минуты.

Проектированием и производством тросовых КМУ в составе объединения занимается «Машиностроительная компания «Витебские подъемники». Модельный ряд включает установки грузоподъемностью от 3200 до 6500 кг с шагом примерно 500 кг. К слову, этот проект получил поддержку правительства Белоруссии, так как ранее подобная техника в республике не производилась.

Плазменная резка металла обеспечивает качественный раскрой при меньших отходах.

ЛИФТ НА БОРТ

Интересен, в том числе и для российского рынка, новый проект производства автогидробортов различных типов (под названием «Двина») грузоподъемностью от 750 до 2500 кг. На сегодня уже налажен выпуск бортов консольного типа с четырьмя гидроцилиндрами. Они, по информации заводчан, вдвое дешевле европейских аналогов, и причина привлекательной цены в практически полном цикле их изготовления силами завода (в Витебске взялись даже за изготовление пульта управления). Был опыт закупки цилиндров на Украине, но качество изделий оказалось настолько нестабильным, что от этой идеи быстро отказались. В списке импортных комплектующих до сих пор остаются лишь уплотнители, гидронасосные станции и штоки гидроцилиндров (их заказывают в Италии и Австрии). Качество этих деталей сомнений не вызывает, но цена весьма высока. Увы, найти им достойную замену или производить самим не получается, говорят в ВИПО. Несколько десятков готовых бортов уже было отгружено в Россию по военному контракту с НИИ ТП. Кстати, именно этот заказчик и подтолкнул витебских инженеров к освоению нового сегмента.

В последнее время завод значительно расширил номенклатуру выпускаемых деталей.

ДОТЯНУТЬСЯ ДО НЕБЕС

Значительный объем производственной программы приходится на автогидроподъемники (АГП) высотой подъема от 12 до 52 м. Спрос на них высок — цеха загружены заказами на два месяца вперед. Хотя рынок весьма насыщен предложениями, в том числе и корейского производства, например, Novas, Jinwoo. Но белорусские подъемники дешевле корейских аналогов. Модельный ряд начинается с ВИПО-12, где цифровой индекс означает высоту подъема. Наибольшее количество исполнений предлагается в диапазоне высот от 12 до 36 м. Установки монтируются преимущественно на российские шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ.

Новый гибочный пресс: длина рабочего инструмента достигает 11 м.

А замыкает линейку витебских АГП новая модель ВИПО-52. В качестве базового шасси для пилотного образца выбран четырехосный МАЗ с колесной формулой 8х4. Стрелу для 52-метровой вышки изготавливают из шведской стали Domex с пределом текучести 700 мПа. Такой тип металла применяется в производстве всех моделей. Другие, менее ответственные элементы конструкции изготавливают из отечественных сортов конструкционной стали, которые значительно дешевле европейских аналогов.

Производство гидробортов — одно из перспективных направлений ВИПО.

Подъемники высотой от 50 м заказывают только для выполнения редких, специфических задач, отмечают в ВИПО. Этот сегмент очень узок, и спрос здесь не так велик. По прогнозам завода, в год 52-метровых вышек планируют производить не более четырех единиц.

Робот-сварщик быстрее и качественнее человека соединяет заготовки в единое целое.

По многим вопросам последние несколько лет завод ВИПО все больше сближается с Минским автозаводом, его филиал «Могилевтрансмаш» также выпускает автогидроподъемники. Опередив как технологически, так и в конструктивных разработках своего большего собрата, ВИПО смог убедить МАЗ в необходимости сотрудничества — тесного взаимодействия в сертификации, поставках шасси и надстроек. К примеру, витебский завод применяет при изготовлении стрел всего два сварных шва, соединяя два П-образных профиля, а «Могилевтрансмаш» на протяжении многих лет сваривает стрелы из четырех заготовок.

Пульт управления автогидробортом, произведенный на витебском заводе.

ОТ ПОСТОВ К КОНВЕЙЕРУ

Для увеличения производительности на ВИПО до конца 2018 года будет внедрен конвейерный тип производства взамен постового. Для этого с нуля был построен целый завод — два цеха общей площадью 7000 м2. Правда, пока задействована лишь половина площадей. Год назад, готовясь к запуску конвейера, завод произвел модернизацию заготовительного оборудования: приобретены роботизированный сварочный комплекс (убравший огрехи ручного труда) и большой листогибочный пресс (позволяет обрабатывать 11-метровые заготовки). Специально для изготовления высокоточных элементов гидрооборудования организован механический цех, оснащенный станками с ЧПУ. В планах предприятия закупка большого парка нового фрезерного оборудования. По подсчетам завода, только за последние два года размер инвестиций составил 450 тыс. евро, которые планируют вернуть не более чем через три года. Срок весьма оптимистичный, но взят не «с потолка»: к примеру, закупленный два года назад сварочный робот себя уже окупил, так как способен выполнять обязанности как минимум трех сварщиков и в более короткий промежуток времени.

Площадка испытаний техники, где ее нагружают тарированными грузами и выдерживают 12 часов.

Окраску техники производят в камере проходного типа, позволяющей разместить два подъемника. Предварительно проводят дробеструйную обработку, но у стороннего исполнителя. На очищенную и подготовленную к окраске поверхность металла наносят грунты и краски Armopur — общий слой примерно 140 мкм. За качеством окраски и сварных швов (и изделия в целом) следит отдел технического контроля. При внедрении автоматизированных технологий потребность в тотальной проверке отпала, после настройки оборудования идет лишь выборочное (не менее 4 раз в месяц) изъятие образцов в лабораторию. Вся гидравлика, в том числе гидробаки, перед установкой проходит промывку, исключающую вероятность попадания загрязнений в магистрали.

Новинка предприятия — АГП с высотой подъема до 52 м на шасси МАЗ.

Выявить проблемные места в новой технике помогают статические и динамические испытания на протяжении минимум суток. К примеру, стрелы, нагруженные весом, в три раза превышающим паспортный (специальными тарированными грузами), на ночь оставляют на испытательной площадке и анализируют результат. Такую проверку на прочность проходит каждое изделие.

По высоте надрамника можно примерно представить, какие колоссальные нагрузки испытывает надстройка.

Гидравлику для надстроек завод выпускает самостоятельно.

Фирменные передние упоры, стабилизирующие шасси в момент выпуска стрелы.

В покрасочной камере проходного типа помещается два подъемника, их окрашивают белорусскими грунтами и эмалями.

ПАРТНЕРЫ К ПОМОЩИ ГОТОВЫ

Для обслуживания техники ВИПО в России уже есть чуть менее 40 партнерских сервисных станций, расположенных на всей территории страны. Для обучения специалистов станций завод выделяет выездных сотрудников и технических тренеров. Первое ТО техника должна пройти после 150 мото-часов, второе уже через 300. Третье обслуживание нужно сделать спустя еще 100 мото-часов: изнашиваемые узлы и детали со временем требуют более пристального внимания. Для анализа качества металла и сварного шва на партнерских СТО применяют ультразвуковой метод диагностики. В условиях «домашнего» сервиса такое оборудование вряд ли найдется. Тем же, кто все-таки содержит технику силами своей ремзоны, производитель настоятельно рекомендует изучить карту смазки и неукоснительно соблюдать периодичность. Для лучшего ориентирования каждая точка смазки обозначена красным кружком, который практически невозможно не заметить. Еще одно важное пожелание завода: регулярный контроль шлангов высокого давления, особенно в местах изгибов, осмотр сварных швов и гидроцилиндров.