Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Не заплатишь — не въедешь: автовладельцев ждут новые поборы

Не заплатишь — не въедешь:
автовладельцев ждут новые поборы

Региональные власти смогут вводить плату за проезд транспорта в отдельные зоны населенных пунктов. Инициатива Минтранса на эту тему при поддержке парламентского большинства вскоре успешно минует Госдуму и отправится на подпись к президенту. Чем это грозит гражданам и бизнесу?

МЕНЬШЕЕ ЗЛО

Скандальные поправки на момент написания этой статьи были приняты Госдумой в первом чтении и готовились ко второму. Но уже ясно, что концептуально законопроект после окончательного чтения не изменится. Региональные власти (в случае Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — городские власти) получат право устанавливать плату за проезд в населенные пункты или в отдельные их части. В версии первого чтения такое право даруется и местным властям. Однако в «Единой России» решили все-таки не заходить так далеко и немного «подрезали крылья» фантазии авторов из Минтранса. Ведь дай волю местным чиновникам, и в стране воцарится «местечковый феодализм» с поборами на каждом углу, признал вице-спикер Петр Толстой от имени партии власти. Поэтому право устанавливать плату решено было вручить только регионалам, которые к тому же получат ряд условий. Это чтобы автомобилиста все же не ободрали как липку в процессе проезда по стране.

Условия следующие: при введении платного проезда, согласно документу, власти должны организовать дополнительные парковки, маршруты общественного транспорта, велодорожки или альтернативные — бесплатные — маршруты проезда.

Несмотря на обещание поправить законопроект ко второму чтению, поправки вызвали бурные протесты. В парламентской оппозиции не поверили в ответственность региональных начальников. Они не удержатся от соблазна залатать дыры в бюджетах, предсказали депутаты. К тому же инициатива Минтранса ограничивает конституционное право на свободное перемещение граждан, отметил, например, коммунист Юрий Синельщиков. Дело в том, что 74-й статьей Конституции РФ не допускается установление на ее территории таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Замминистра транспорта Сергей Аристов, защищая перед депутатами законопроект, ссылался на опыт других стран, которые раньше России столкнулись с проблемой въезда в крупные города. Так, за въезд в центр Лондона автолюбитель должен заплатить сумму, эквивалентную 800–1000 руб., в Милане каждый выложит более 300 руб. Интереснее устроена система в Сингапуре. Там цена въезда зависит от времени суток и ежеквартальной средней скорости движения автомобилей. Если она ниже 20 км/ч, стоимость увеличивается.

Аристов представил поправки как меньшее зло для России, иначе жители центров мегаполисов задохнутся от автомобильных выхлопов. Их право дышать важнее, чем право на свободное перемещение, сказал Аристов. Тем более что гражданам совсем уж не запретят перемещаться: у них будет альтернатива в виде маршрута общественного транспорта.

АВТОДОЙКА

Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов разоблачил сторонников поправок: по его словам, закон на самом деле нужен, чтобы «мажорам на дорогах не мешали пенсионеры». Нилова и других его коллег особенно смутила размытость формулировок в условиях, при которых чиновники получат право взимать такую мзду. А именно — в качестве альтернативы россиянам можно предложить, например, велодорожку! И после этого спокойно ударить по автолюбителям рублем.

После одобрения платного въезда в первом чтении парламентарий внес в Госдуму противоположный законопроект, в котором прописана невозможность установления платы за въезд на территории России. Впрочем, надежд на принятие автор, конечно, не питает.

Между прочим, наша страна по количеству автомобилей серьезно уступает Европе и особенно США, но с пробками у нас дело обстоит значительно хуже. И для борьбы с ними, таким образом, нужно строить больше дорог и развивать улично-дорожную сеть, а не вводить новые платежи, считает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. К тому же, напомнил он, водители и без того платят транспортный налог и акцизы за бензин, за счет которых должно вестись дорожное строительство.

Однако уже очевидно, что этим доводам никто внимать не собирается. Так что стоит приготовиться разгребать последствия. Одним из них, считает эксперт, может стать тарифная война между соседствующими регионами. Вследствие чего, например, москвичам, придется доплачивать за проезд к аэропорту, находящемуся в Подмосковье, а для жителей области подорожает путь к столичным железнодорожным вокзалам.

Завкафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов напоминает, что способы оплаты гораздо менее развиты, чем в Лондоне, где водителям не приходится тормозить перед шлагбаумами. И после введения платного въезда в центр того или иного мегаполиса машины начнут скапливаться в близлежащих районах. Чтобы этого не случилось, придется строить перехватывающие подземные стоянки, но и этого будет мало.

Кроме того, введение платного въезда может привести к социальным проблемам. «Например, в Лондоне после ввода ограничений горожане стали воровать чужие номера и крепить поверх своих, чтобы деньги списывали с другого автовладельца», — заключил эксперт.

Стоит помнить и о том, что в том же Лондоне, на пример которого любят ссылаться сторонники нашумевшей инициативы, при введении платного въезда в исторический центр не забыли сделать и бесплатное время въезда. Так, плата в размере от 11,5 фунта стерлингов взимается с каждого автомобиля с понедельника по пятницу с 7 утра до 18 часов, а с 6 часов вечера до 7 утра въезд остается бесплатным.

Директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина беспокоит техническая сторона вопроса. Если все-таки придет в голову мысль ввести плату за въезд, например, на МКАД, то мы весь мир опередим по сложности эксперимента.

В Общественной палате РФ заявили, что подобные ограничения можно вводить только после проведения референдума. Одновременно общественники настаивают на том, чтобы в законодательстве было четко прописано наличие альтернативных бесплатных дорог. В противном случае пункт о компенсационных мероприятиях окажется формальным.

По мнению экспертов, существенные льготы должны вводиться как минимум для жителей районов, попавших под действие правил.

ИДЕИ ВЪЕЗДА — В ЖИЗНЬ

Плата за въезд, как предполагают комментаторы инициативы, будет колебаться в диапазоне нескольких сотен рублей.

В каких городах введут такие ограничения? В Москве, в которой раньше Минтранса начали продвигать идею о платном въезде, пока не планируют пользоваться этим правом. Возможности платных парковок для регулирования трафика еще не исчерпаны, поэтому платный въезд городские власти пока не обсуждают, сказали журналистам власти города.

Однако ключевое слово — «пока». Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что в столице и области все же пойдут на платные ограничения, ведь поставлена четкая задача: освободить регион от пробок к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Причем тарифы будут как минимум вдвое выше, чем билеты на электрички, ведь иначе автолюбители в них не пересядут.

Власти Подмосковья, кстати, тоже заявили, что не намерены вводить платный въезд в города, однако при этом в регионе появятся платные парковки (отметим, что это еще одна — менее нашумевшая — новелла тех же поправок).

В Северной столице тоже пока не подтверждали такие планы. Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника», полагает, что в Санкт-Петербурге закон могут начать применять на территории, ограниченной рекой Фонтанкой или даже Обводным каналом. Кроме того, правила могут захватить Петроградскую сторону и часть Васильевского острова.

Транспортники, естественно, ждут от поправок издержек. В случае введения платы за въезд в центры мегаполисов, небольшие компании переберутся в так называемый серый пояс, предсказали ряд экспертов.

Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин, комментируя возможность такого нововведения, указывает на два основных сценария развития событий. По одному, компании будут перекладывать стоимость проезда в центр на клиентов и заказчиков, что приведет к удорожанию перевозки. По другому, в черте города вновь появятся распределительные склады, на которые централизованно будут поступать грузы в одном авто, а далее — распределяться на мелкие автомобили, не выезжающие за пределы города. В этом случае взимание платы будет несоизмеримо с насыщением города транспортом и заполнением стоянок.

Между тем в малых городах идея уже понравилась. Например, власти Суздаля признались журналистам, что умеренная плата в 100–150 руб. была бы хорошим подспорьем для бюджета города с населением 10 тыс. жителей, в который ежегодно приезжает до 1 млн туристов. Вероятно, подобное нововведение будет пользоваться успехом и у властей других городов, включенных в популярные маршруты.