Top.Mail.Ru
Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба

фото: из архива редакции / 12.08.2023
Проблема реализации некачественного топлива присуща не только России. Вся захлебывающаяся в кризисе глобальная экономика испытывает на себе отрицательное воздействие «топливных злоумышленников». О том, как бороться с этим злом в условиях рынка, рассуждают отечественные и зарубежные эксперты.

Александр Рожков

По самым скромным оценкам экспертов, ежегодно у нефтяных компаний по всему миру похищают нефть и нефтепродукты на сумму более $133 млрд. Аналитики из британской консалтинговой компании Ernst & Young вывели эту цифру еще в 2021 году, опираясь на официальные данные правительств нескольких стран, являющихся крупными потребителями углеводородной продукции.

ГЛОБАЛЬНАЯ УТЕЧКА

Из похищенной нефти злоумышленники изготовляют некачественные фальсифицированные нефтепродукты, которые затем реализуются по всему миру в стратегических масштабах. Возможность нажиться на продаже недорогого некачественного топлива привлекает на теневой рынок множество участников. Число незаконных врезок в нефтепроводы увеличивается, количество перерабатывающих низкотехнологичных производств возрастает, нелегальные заправки появляются каждый день, а преступные контрафактные технологии повсеместно совершенствуются.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба
Волна некачественного топлива сейчас настолько широко затопила Россию, что с нею практически уже не раз столкнулся каждый отечественный водитель.

Разумеется, подобная незаконная практика не обошла РФ и начала реализовываться у нас в массовых масштабах в переломные девяностые. Со временем вырос технологический уровень злоумышленников. Начиная с 2013 года одними из самых неблагополучных регионов в отношении криминальных врезок в нефтепроводы были Иркутская, Ленинградская и Самарская области, а также Дагестан. На эти регионы приходилось свыше 50 % всех нелегальных заборов нефти. По оценкам некоторых аналитиков, до 2013 года в России каждый год похищалось примерно 5 млн тонн нефти. В 2017 году «Транснефть» заявляла, что из ее трубопроводов ежегодно похищается свыше 100 тыс. тонн нефти. В Челябинской области в 2019 г. были задержаны похитители, устроившие врезки в магистральные нефтепроводы Уфа — Петропавловск, Уфа — Омск и Нижневартовск — Курган — Куйбышев. Через подземные коммуникации, длина которых составила 700 м, преступникам удалось за два года похитить около 8 тыс. тонн черного золота.

В России нередки случаи, когда кражами промышляют и сами сотрудники нефтяных и топливных объединений. В 2021 году показательным стало уголовное дело в отношении сотрудников крупной нефтегазовой компании. Воспользовавшись своим служебным положением, они, совершенно не таясь, переправили 95 тонн нефти из скважины предприятия на сторонний НПЗ, с которым у них существовала договоренность о сбыте похищенного.

В 2020‑м общий объем всего контрафактного топлива оценивался, по некоторым данным, более чем в $6 млрд. Эти факты позволяют утверждать, что у нас существует свой «серый» топливный рынок внутри легального.

КАСАЕТСЯ КАЖДОГО ВОДИТЕЛЯ

Проблемная волна некачественного топлива сейчас настолько широко затопила Россию, что с нею практически уже не раз столкнулся каждый отечественный водитель. Геополитическая ситуация и мировой кризис являются благодатной почвой для теневого рынка. По всей стране растет количество нелегальных заправок, утверждает Российский топливный союз (РТС). Теневики переделывают под мобильные заправки автобусы и легковые машины, интегрируют бензоматы в дорожные сети населенных пунктов, продают некачественный бензин и сжиженный углеводородный газ, рассказал «Известиям» президент РТС Евгений Аркуша. «Эти объекты работают без сертифицированного оборудования, с нарушениями требований технических регламентов и точности отпуска топлива, норм пожарной безопасности, налогового законодательства и экологических требований. Они взрывоопасны и, почти без преувеличений, являются бомбой замедленного действия, а кроме того, мешают работе добросовестного бизнеса», — отметил эксперт.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба
Мобильная лаборатория — финальное звено в цепочке контроля качества топлива от нефтеперерабатывающего завода к конечному потребителю.

Количество подобных объектов по всей стране может превышать 1–1,5 тыс., высказывает свою точку зрения управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина. В соответствии с ее данными, только в одной Саратовской области активно работают около 30 нелегальных заправок. Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев называет еще более тревожную цифру, полагая, что на самом деле в РФ может функционировать более 5 тыс. нелегальных АЗС.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба
Факт недолива нужно доказывать квалифицированно на основе научного, а не огульного анализа.

Нередки случаи, когда злоумышленники для привлечения потенциальных клиентов создают вывески, похожие на логотипы известных нефтяных компаний. Пользуясь подложными атрибутами и документами, они закупают часть топлива у официальных поставщиков и параллельно реализуют его вместе со своим некачественным контрафактом. Подобного рода АЗС появилось особенно много после введения моратория на проверки бизнеса. Ситуация в различных субъектах РФ отличается, но доля недобросовестных игроков может достигать 5–10 %, отмечают эксперты.

ОТ ХУДШЕГО К ЛУЧШЕМУ

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, выступая 21 июня на круглом столе в пресс-центре МИЦ «Известия» (тема «Топливный вопрос: каким должен быть контроль качества бензина в России?»), сказал, что проблема приобрела настолько высокую серьезность, что для ее решения потребовалось личное вмешательства президента. В 2015 году В. Путин потребовал создать специальную систему контроля для АЗС. Росстандарт выявил в 2016 году серьезные нарушения на 18 % проверенных станций. И из них 12 % нарушений составляли продажи некачественного фальсифицированного топлива.

Далее ситуация менялась в лучшую сторону, потому что количество контрольно-надзорных мероприятий увеличивалось. В 2019 году объем выявленных фальсификатов в целом снизился до 6 %. В 2022‑м было проверено всего 347 АЗС, что прямо говорит о сворачивании контрольной деятельности в стране. Сейчас Росстандарт уже не может предоставить информацию по проверкам просто потому, что они больше не проводятся, считает Антон Шапарин. А число случаев продаж некачественного топлива продолжает расти.

К сожалению, качество — не единственная проблема. Другая сложность — это недолив. В стране существует «система недолива», обеспечиваемая софтом и техникой, продолжает спикер. Это видно по большому количеству обращений в Национальный автомобильный союз, где приводятся доказательственные факты.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба
Использование контрафактного и некачественного топлива напрямую способствует выходу из строя техники, грозит жизни и здоровью людей, загрязняет окружающую среду.

Антон Шапарин считает, что ситуацию надо срочно исправлять и возвращать массовый контроль над стационарными АЗС и мобильными заправками. По его мнению, мобильные заправки существуют с недостатком правового поля, для них нужно создавать в ряде удаленных регионов определенные льготные режимы. Без контроля за низовым звеном, которое напрямую взаимодействует с потребителем, невозможно решить проблему, столь существенную для экономики нашей страны. Есть спрос — будет и предложение, поэтому без всеобъемлющего массового контроля мы опять вернемся к расцвету нелегальных НПЗ и обслуживающего их сектора незаконных заправок, полагает он.

ЛЕГАЛЬНАЯ ВОЛНА

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, высказал несколько отличную точку зрения. Топливная розница у нас контролируется гораздо больше, чем другие сферы. Если говорить о повсеместном контроле легального бизнеса — это перегиб. Очень важно отделять при решении этого вопроса легальный рынок от нелегального. И проблема сегодня касается именно нелегального сегмента рынка. Незаконное предпринимательство вредит бизнесу легальных топливных компаний и дискредитирует его. В стране не должна происходить абсолютизация частностей, считает спикер. И если мы говорим о легальном рынке, то здесь у нас качественное топливо. Тема недоливов сама по себе тоже очень сложная. Часто за недолив ошибочно принимается естественная убыль нефтепродукта, которая происходит по законам физики. Факт недолива нужно доказывать квалифицированно на основе научного, а не огульного анализа. «Если хотим говорить о проблеме системно, то нужно использовать объективные аргументы и основываться на понятных выборках, применяя при определении нарушений именно научный метод», — подчеркивает спикер.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба

Сейчас ситуация меняется, экспорт закрылся, объемы хлынули на внутренний рынок, маржинальность доходит до 40 %, поэтому собственнику легальной АЗС продавать некачественный продукт при таких условиях совершенно не имеет смысла. Хорошие компании дорожат своим брендом, который заслуживал уважение годами. А вот нелегальный рынок представляет собой реальную проблему, с которой нужно работать. «Но пока, кроме инструментов народного контроля, я ничего более разумного не вижу», — подводит итог Павел Баженов.

Александр Фролов, являющийся заместителем генерального директора Института национальной энергетики, рассказал на мероприятии «Известий», что топливный рынок России за последние 12 лет значительно преобразился. Соответственно, произошла трансформация и АЗС. По его словам, повысилось качество самих заправок, был проведен ребрендинг крупнейших сетей. «В общем, выросли как количественные, так и качественные показатели, что связано с модернизацией наших НПЗ».

Говоря о негативных аспектах, спикер подчеркнул, что оценка нелегального поля очень сильно разнится: «До тысячи единиц или до нескольких тысяч единиц незаконных заправок. Объем нелегальной реализации предположительно может составлять от одного до трех миллионов тонн. Нехватка налоговых сборов — примерно от 5 до 15 млрд рублей».

Для решения проблемы нужно усилить ответственность лиц, занимающихся нелегальным сбытом, менять законы и квалифицировать их действия в соответствии с уголовным, а не административным кодексом. Также не надо снимать ответственность с потребителя за возможные последствия. С потребителями нужно работать и многое объяснять. Следует бороться и с таким имеющимся у нас реальным фактором, как удаленность, который способствует возникновению благоприятных условий для деятельности нелегалов. Это отдельный вопрос, который касается уже генеральной схемы развития наших заправочных сетей.

Учитывая сложившуюся ситуацию, для эффективной борьбы с нелегальным бизнесом необходимо действовать с разных направлений, и только в этом случае она будет успешной, считает Александр Фролов.

ЗАГРАНИЧНЫЙ ОПЫТ

Раньше, до возникновения глобального кризиса, проблема контрафактного топлива была скорее нетипичной для развитых государств. Но все изменилось, и теперь даже в США и ряде высокоразвитых европейских стран из-за резкого скачка цен на топливо злоумышленники стали применять «российский опыт» производства и мобильной реализации подделок. Решая проблему, правительства многих стран ужесточают карательные санкции за контрафакт. В свою очередь, стоит отметить, что огромную роль в борьбе с этой проблемой наравне с правительствами взяли на себя частные компании и общественные организации, специализирующиеся на аутентификации промышленной продукции. Транснациональный альянс по борьбе с незаконной торговлей (TRACIT), являющийся одной их крупнейших неправительственных организаций, призвал правительства и бизнес объединиться в борьбе с глобальной проблемой незаконной торговли нефтью и нефтепродуктами. Помимо этого, TRACIT утверждает, что в деле борьбы с преступлениями в топливной сфере помогут новые технологии, такие, например, как цифровая маркировка.

Воруют на миллиарды: как «паленое» топливо стало проблемой национального масштаба
Контроль количества топлива в баке — самая востребованная функция мониторинга транспорта.

Крупнейший в мире эксперт в области решений по аутентификации американская компания Authentix обеспечивает повышенную видимость и прослеживаемость современных сложных глобальных цепочек поставок. Представители компании говорят, что преступления в топливной сфере совершаются очень просто, а сложность выявления факта и момента совершения преступления играет на руку преступникам. Но технологии упорно осваивают и эту грань. За последние 15 лет компанией были успешно реализованы 22 национальные программы обеспечения целостности топлива. Компания помогает правительствам многих стран защищать углеводородную продукцию, от сырой нефти до продуктов нефтепереработки, смазочных материалов и сжиженного газа. Против злоумышленников применяются цифровые маркеры и анализаторы, а также информационная система AXIS с интегрированным набором программных приложений, предназначенных для агрегирования, хранения, анализа и представления данных из различных источников. Эта технология маркировки адаптирована для каждого типа топлива и обладает широким спектром применения.

Пока правительства разных стран продолжают ужесточать ответственность за топливное мошенничество, технологии становятся в авангард борьбы с проблемами качества и реализации нефтепродуктов. Эта тенденция одинаково актуальна для экономически развитых государств, а также для стран с неблагополучной экономикой, потому что решение общих проблем безопасности, массовых хищений и подделки нефтепродуктов может дать мировому рынку так необходимые дополнительные объемы черного золота.

В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ

Во время подготовки этого материала появилась информация о том, что в ближайшее время в России могут создать цифровые паспорта промышленной продукции. Проект изменений в федеральный закон «О промышленной политике в РФ» должен быть внесен в Госдуму, сообщил «Известиям» глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. В числе правок значится создание системы цифровых паспортов промышленной продукции, что позволит в едином ключе идентифицировать однотипные российские товары на всем протяжении их «жизненного цикла» по цепочке: регулятор — заказчик — производитель — поставщик — конечный потребитель. В обозримом будущем эта новелла законодательства может в значительной степени способствовать решению проблемы с качеством розничного топлива.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное