Современная прицепная техника давно вышла за рамки утилитарной «телеги»: подъёмные оси, облегчённые рамы, блоки smartboard, позволяющие дистанционно контролировать параметры прицепа и груза. А есть модели простые, которые так и именуют — «рабочая лошадка». Одна из них — шторно-бортовой полуприцеп МАЗ-975830.
Максим Приходько
Шторно-бортовой полуприцеп МАЗ-975830‑3025 — модель на российском рынке, несмотря на всю свою простоту, новая. У себя в Беларуси она продаётся с 2015 года, причём в разных вариантах. Официально в нашей стране дилеры марки стали предлагать её только в прошлом году. При собственной массе в 7 тонн трёхосный полуприцеп берёт на борт 32 тонны. Большинство комплектующих белорусского производства. Вероятно, модель адресована перевозчикам-частникам, кому нужен прицеп новый, недорогой (1 890 000 руб.) и без наворотов.
13,9‑метровый трейлер сделан по классическим канонам. Рама сварная, её лонжероны двутаврового сечения, соединены между собой поперечинами. К раме же крепится задняя и боковая защита. Опорные стойки немецкие, от компании Haacon. И сразу нюанс — рукоять опорного домкрата в транспортном положении при небольших углах поворота чиркает по пластиковому крылу тягача. Конечно, крыло стоит копейки, но всё равно.
Рабочая тормозная система пневматическая, оборудована системой ABS, её датчики стоят на первой и третьей осях. В производителях тормозной системы, как сказано в описании к полуприцепу, значится WABCO либо Knorr-Bremse. А вот тут у меня случилась заминка. Вы видели прицеп с тормозами от WABCO? Компания солидная, «метит» раму своей фирменной аббревиатурой во многих местах. У этого полуприцепа никаких трафаретов от узнаваемого бренда я нигде не нашёл.
Судя по крану стояночного тормоза с наклейкой МАЗ, эта модель укомплектована пневмооборудованием белорусского объединения «БелОМО». Кстати, ABS тоже своя, завода «Экран» (г. Борисов). Сразу возникает вопрос — где брать запчасти? С одной стороны, есть дилерская сеть. С другой стороны, системы управления пневматикой предприятие «Экран» поставляет не только на подшефный МАЗ, но и на часть российских автозаводов, как сказано у них на официальном сайте. Хотя легче и быстрее в наших условиях отремонтировать начинку от WABCO. Производитель говорит, что до 2018 года существовала некая пересортица с комплектацией по тормозам, сейчас ставится только импорт.
Оси здесь 9‑тонные, от известной компании SAF. Трёхосная тележка выдерживает нагрузку в 27 тонн. Подвеска, разумеется, пневматическая. Тормоза барабанного типа. Сделано это наверняка в угоду удешевления конструкции. Дисковые дороже выйдут, хотя они удобнее в эксплуатации, но что есть, то есть. Если хотите, это своеобразная дань традициям прицепостроения конца прошлого века. Либо контракт с производителем осей в такой комплектации заключен на очень хороших условиях.
Чтобы остаться в ценовых рамках, полуприцеп «обут» в шины производства ОАО «Белшина». Электрика и фонари тоже бюджетные, с тавро «Сделано в Беларуси». Хотите компоненты покруче — оговаривайте с дилером комплектацию заранее.
Настил платформы изготовлен из влагостойкой фанеры толщиной 27 мм. Вкупе с мощными поперечинами она позволяет загружать/разгружать прицеп при помощи погрузчика. Передний борт полуприцепа — из алюминия, высотой 2650 мм. Из этого же металла сделаны и откидные борта. Сама конструкция «борт-штора» тоже говорит о том, что на МАЗе массовые полуприцепы начального уровня делают по старым традициям. Зато груз будет в пути в большей сохранности, на бортах имеется один ряд колец для таможенного троса. Задние ворота алюминиевые, на одной из створок закреплена штанга управления механизмом сдвижной крыши. Створки фиксируются в открытом положении, распахиваясь на 270°.
Полуприцеп можно разгружать с трёх сторон благодаря трём парам переломных стальных стоек и сдвигающейся крыше. Тент сделан из импортного высокопрочного материала. Фурнитура применяется мазовская, но есть альтернатива производства Германии или Турции. У представленного прицепа она немецкая. Экономить на этом я бы не стал, поскольку как себя поведёт родная в хорошую зиму — вопрос.
Интересна ли данная модель для рынка? В числе главного минуса — отсутствие механизма подъёма оси даже в опции. Это удар по топливной экономичности и ходимости шин. Второй минус — малоизвестный производитель пневмоаппаратуры. Плюс единственный — низкая цена, хотя и он со временем может превратиться в минус: простецкий полуприцеп на вторичном рынке продать за хорошие деньги не удастся. Впрочем, чего в жизни только не случается.
- Оси от проверенного производителя, алюминиевые борта.
- Отсутствие механизма подъёма оси, своя тормозная система.
Технические характеристики МАЗ-975830‑3025
Снаряжённая масса | 7000 кг |
Полная масса | 39 000 кг |
Габариты (длина/ширина/высота) | 13 900/2550/4000 мм |
Подвеска | рычажно-пневматическая |
Тормоза | барабанные с ABS |
Размерность шин | 385/65R22,5 |
Заводская гарантия | 24 мес. или 150 тыс. км пробега |
Конкуренты | НефАЗ-93341, «Тонар-9888» |
Подписка на рассылку материалов Автопарка