Top.Mail.Ru
Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил

фото: автора / 21.12.2023
Перед применением новой пластичной смазки эксперты считают целесообразным проверить ее исходные показатели и качество изготовления. Эта тема приобрела актуальность в условиях меняющегося рынка. «Автопарк» провел собственные испытания пластичных смазок пяти известных и доступных на рынке наименований.

Михаил Ожерельев

Уход мировых брендов смазочных материалов из России отнюдь не опустошил полки магазинов. Да и санкции не привели к тотальному дефициту масел, смазок и технических жидкостей — европейские марки продолжают везти их в нашу страну, в том числе по параллельному импорту. Меняющийся рынок открыл новые возможности для российских производителей, но потеря официальных одобрений ОЕМ, связанная с переходом на альтернативные рецептуры, переложила ответственности за заявляемые характеристики полностью на производителя. Для справки. В России вырабатывается около 150 наименований пластичных смазок в количестве 30–40 тыс. тонн в год (около 3 % от общемирового производства). Это данные за минувший год, их озвучили эксперты на конференции «Производство и рынок смазочных материалов — 2023».

СТОИТ ЛИ ДОВЕРЯТЬ

У потребителей возникает резонный вопрос: стоит ли доверять знакомым этикеткам? Мы решили проверить это, испытав несколько наименований пластичных смазок в независимой лаборатории. Участники теста — ведущие мировые бренды, ОЕМ и один из лидеров российского рынка: JCB Special HP, John Deere Grease — Gard Premium Plus, Mobil Grease XHP 222, Rolf Grease p7 lx 180 ep-2, Shell Gadus S3 V220 C2. Все образцы класса вязкости NLGI 2, что позволяет использовать их в средне- и тяжелонагруженных подшипниках и направляющих, шприц-масленках.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Тестовые образцы в тубах по 400 г отправились на испытания из редакции «Автопарка».

Для чистоты эксперимента тестовые образцы в тубах по 400 г были закуплены на маркетплейсе Ozon. Впрочем, подобный ассортимент доступен и на других интернет-площадках. Пара тубусов каждого наименования была упакована и отправлена в Ростов-на-Дону, в независимую лабораторию, специализирующуюся на испытаниях пластичных смазок.

Задача физико-химических испытаний — определить соответствие смазок нормативной документации. В том числе насколько хорошо смазочный материал будет выдерживать высокие температуры, сможет ли смазка длительно удерживаться в узле, а главное, обеспечить защиту смазываемых деталей под высокой нагрузкой. Результаты лабораторных тестов позволяют потребителю подобрать качественный продукт из ныне доступного на рынке ассортимента.

По условиям испытаний, контролировались такие важнейшие показатели состояния пластичных смазок, как пенетрация, температура каплепадения, предел прочности, коллоидная стабильность, коррозионное воздействие на металлы, эффективная вязкость и трибологические свойства. Согласно сложившейся практике, этот перечень является основным списком показателей, по которым должен контролировать свою продукцию сам производитель. Четких норм в этой сфере не существует, и производители сегодня в первую очередь ориентируются на специфические требования клиентов. Нормы брались из технических условий, разработанных лидерами отечественного рынка смазочных материалов, применительно к российским условиям.

СЕМЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Почему важны именно вышеперечисленные показатели? Давайте разберемся.

Первым пунктом результативной части протокола испытаний значится температура каплепадения. Неудивительно, что начали с «первой капли», ведь именно по этому показателю судят, насколько надежно смазка удерживается в нагревающемся узле, например, в подшипниках ступицы. Сущность метода лабораторных тестов заключается в определении температуры, при которой происходит падение первой капли или касание дна пробирки столбиком нефтепродукта, помещенного в чашечку прибора и нагреваемого в строго определенных условиях. Нормой считается температура выше 250 °С. Три образца из пяти прошли тест успешно. Провалил испытания образец JCB Special HP: содержимое оригинального картриджа с логотипом британского производителя строительного оборудования «расплавилось» при температуре 224 °С. Результат Shell Gadus S3 V220 C2 тоже ниже нормы — 243 °С. Для справки: применять смазку можно при температурах на 10–20 °С ниже температуры каплепадения.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Температура каплепадения показывает насколько надежно смазка удерживается в нагревающемся узле.

Следующий этап — измерение пенетрации, показателя густоты (мягкости) полужидких тел. Суть этих испытаний заключается в определении глубины погружения в испытуемую смазку стандартного конуса за 5 с при 25 °С при общей нагрузке 150 г, выражаемой целым числом десятых долей миллиметра по шкале пенетрометра. Нормой считается диапазон 265–295 мм-1. В нашем тесте показатели всех образцов в пределах нормы.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Измерение пенетрации: показатели всех образцов удовлетворительные.

Предел прочности при 80 °С, третий отчетный показатель. Он характеризует способность смазок не вытекать из узлов трения, противостоять сбросу с движущихся деталей (например, подшипников) под влиянием инерционных сил и удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях, не стекая и не сползая. Определение ведут в прочномере СК. Нормой считается показатель выше 150 Па. Зачет по этому пункту получили четыре образца, пятый — Mobil Grease XHP 222 — показал ровно 150 Па, тем самым не дотянув до требований заказчика. При этом наиболее прочной в испытуемой пятерке оказалась смазка John Deere Grease — Gard Premium Plus, ее показатель 240 Па.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Определение эффективной вязкости.

А вот тест на коллоидную стабильность — сопротивляемость смазки выделению из нее жидкого масла — все пять образцов прошли успешно, показав результат ниже 15 %, по нормативной документации это норма. Впрочем, здесь нужна оговорка: если коллоидная стабильность экстремально низкая, например 3,5 % (John Deere Grease), то масло будет недостаточно выделяться из каркаса, его не хватит для хорошего смазывания узла трения. Сущность метода лабораторных испытаний заключается в определении количества масла, отпрессованного из смазки на аппарате для определения коллоидной стабильности. «От 8 до 13 % — это хорошо, все что ниже — возникают вопросы», — прокомментировал для «Автопарка» эксперт по смазкам.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Тест на коллоидную стабильность — сопротивляемость смазки выделению из нее жидкого масла — все пять образцов прошли успешно, показав результат ниже 15 %.

Эффективная вязкость при минус 20 °С определяется автоматическим капиллярным вискозиметром. В норме результат должен быть меньше 2000 Па·с. У испытуемых образцов этот параметр варьировался от 869 до 1086 Па·с. Разница несущественная, входит в сходимость метода. Чем ниже эффективная вязкость при испытуемой температуре — тем легче смазка будет прокачиваться при отрицательных температурах.

Все хорошо и с показателем коррозионной стойкости. Ускоренный метод определения коррозионного воздействия на металлы (медь) присланные нами образцы выдержали.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Ускоренный метод определения коррозионного воздействия на металлы все смазки выдержали.

Финал испытаний — проверка трибологических свойств на четырехшариковой машине трения (ЧМТ). Стоит обратить внимание на нагрузку сваривания. В норме она должна быть выше 3283 Н. Тест прошли всего два образца — Mobil Grease XHP 222 (3479 Н) и Rolf Grease p7 lx 180 ep-2 (3920 Н). Кстати, испытание на ЧМТ служит одной из важных отправных точек при оценке смазывающей способности смазки при больших нагрузках и высоких давлениях. Чем выше результат, тем лучше.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Финал испытаний — проверка трибологических свойств на четырехшариковой машине трения.
Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил

Вывод. Не все участвующие в испытаниях образцы смазки одинаково способны защищать тяжелонагруженные узлы трения. Лучшие показатели по итогам тестов демонстрирует смазка Rolf Grease p7 lx 180 ep-2 (3920 Н). Существенное превышение результатов испытаний над нормативными показателями в данном случае обеспечит надежную работу машин и механизмов даже с увеличенным межсервисным интервалом и возможным перегрузом.

Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Купили пластичные смазки на Ozon и отдали в лабораторию: результат теста удивил
Лучшие показатели по результатам проекта демонстрирует смазка Rolf Grease p7 lx 180 ep-2.

Несколько слов о соперниках, не дотянувших до нормативов. Неудовлетворительные трибологические свойства (у образца John Deere Grease) и низкая температура каплепадения (у JCB Special HP, Shell Gadus S3 V220 C2), вероятно, связаны с отличающимся качеством продуктов для других стран и возможно контрафактом. Все же, покупателям следует отдавать предпочтение надежным поставщикам. Тогда все будет гладко.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное