Top.Mail.Ru

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%

фото: Krone / 24.02.2022
В завершившемся финансовом году немецкая компания Krone по традиции инвестировала значительные суммы в НИОКР. Значимым результатом стала разработка энергоэффективного полуприцепа eMega Liner с электрической осью.

Михаил Невзгодин

При движении по автомагистрали полуприцепы обычно рассеивают энергию из-за постоянного торможения и снижения скорости в транспортном потоке и на спусках. В то же время индустрия коммерческого транспорта находится в поиске наиболее устойчивых источников энергии, как с точки зрения выбросов CO2, так и уровней шума. В России подтверждение такой тенденции можно было увидеть на выставке Comtrans 2021, где яркой премьерой стал автопоезд «КАМАЗ Континент» с гибридным тягачом КАМАЗ-54907 и изотермическим полуприцепом, на крыше которого размещены солнечные батареи. Грузовик, относящийся к поколению К6, по числу инноваций настолько нетипичен для отечественного рынка, что новинку называют не иначе, как автомобилем будущего. О планах его серийного выпуска не сообщается.

Впрочем, тема «зеленой логистики» сегодня особенно актуальна для европейских производителей, выполняющих обязательства по сокращению выбросов углерода. Задачи повышения энергоэффективности автопроизводители как правило решают, сотрудничая с инжиниринговыми фирмами.

В сентябре 2021 года немецкие компании Trailer Dynamics и Krone объявили о начале стратегического партнерства. Целью сотрудничества является разработка полностью готового для запуска в серийное производство электрифицированного полуприцепа, который позволяет значительно снизить расход дизельного топлива, СО2 выбросов и расширить модельный ряд BEV-полуприцепов (Battery Electric Vehicle).

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%
Энергии аккумуляторной батареи, установленной на eTrailer, достаточно для рейсов на расстояние более 500 км.

Прототип полуприцепа eMega Liner был впервые представлен на саммите Krone Executive Logistics в центре разработок и испытаний Krone в Лингене 23 сентября 2021 года. Уже на первых тестовых заездах, сопровождаемых независимой сертификационной организацией SGS TUV Saar GmbH, eMega Liner был в состоянии достичь целевого сокращения расходов дизельного топлива и СО2 выбросов до 20%. Считается, что это позволит сократить выбросы CO2 не менее чем на 20 тонн на каждый грузовик в год. Если предположить рыночную долю eTrailers в Германии как 10 %, это приведет к ежегодному сокращению выбросов CO2 более чем на один миллион тонн.

Ключевым элементом является электропривод – высокопроизводительная e-ось, которая приводит в движение полуприцеп, а также рекуперирует энергию торможения. Энергии высоковольтной аккумуляторной батареи (напряжение 800 В), установленной на eTrailer достаточно, особенно для дальних расстояний более 500 км. Почему в фокусе именно дальние расстояния? Дело в том, что решения по сокращению вредных выбросов для грузовиков, перемещающихся на короткие расстояния, уже существуют. В том случае, если инфраструктура подзарядки на запланированном маршруте окажется недостаточной, имеется бортовое зарядное устройство, чтобы заполнить этот пробел.

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%

Еще одним важным моментом разработок Trailer Dynamics, рассчитанным именно на дальние рейсы, является интеллектуальное программное обеспечение, которое оптимально использует и распределяет электрическую энергию аккумулятора по всему маршруту. Таким образом, рациональное управление системой в реальном времени не зависит от производителя полуприцепа. В Trailer Dynamic особо подчеркивают, что новая технология позволяет подключать eTrailer к любому обычному полуприцепу по принципу plug and play.

Функциональный принцип системы следующий: ось с центральным электромотором (640 кВт, 27 000 Нм) заменяет одну из осей прицепа (как правило, среднюю). Сенсоры, установленные в шкворне седельно-сцепного устройства, определяют величину и направление усилий между звеньями автопоезда и обеспечивают функционально независимое управление электроприводом полуприцепа. В сочетании с eTrailer и дизельным тягачом вся система превращается в подключаемый гибрид.

Кстати, благодаря дополнительной мощности «е-оси» во время движения, тягач может быть уменьшен в тяговооруженности, что в свою очередь снизит эксплуатационные расходы или совокупную стоимость владения. Систему можно комбинировать со всеми распространенными седельными тягачами. Поэтому на первом этапе внедрения наиболее важной целевой группой для Trailer Dynamics будет существующий парк дизельных автопоездов. Предполагается, что данный вид транспорта в течение следующих 20 – 30 лет по-прежнему будет представлять собой большую часть грузовых перевозок на дальние расстояния.

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%
Мощность центрального электромотора 640 кВт, крутящий момент - 27 000 Нм.

Первый прототип еTrailer построен на базе полуприцепа Krone Mega Liner. Этот «шторник» увеличенного объема в 2021 году получил существенную модернизацию. В частности, благодаря новой конструкции, гидравлическую подъемную крышу можно поднимать и опускать на высоту до 500 мм без особых усилий. За счет тщательно продуманной модульной конструкции Mega Liner может быть адаптирован к многочисленным индивидуальным требованиям – от возможности мультимодальнных перевозок до гидравлического расширения задней части. Особенность Mega Liner – инновационное гидравлическое расширение задней части для очень широких грузов – до 500 мм с каждой стороны. Таким образом, ширина сквозной загрузки увеличивается примерно до 3480 мм. Это означает, что даже очень широкие негабаритные грузы можно загружать и выгружать быстро, легко и безопасно. 17 января 2022 года компаниям Trailer Dynamics и Krone была присуждена премия за инновации ZENIT e.V., в размере 10 000 евро. Награду вручили министр инноваций Северного Рейна-Вестфалии профессор Андреас Пинкварт и председатель сети ZENIT Томас Юленштейн. Экологические цели ЕС и федерального правительства высоки. По сравнению с 1990 годом чистые выбросы парниковых газов к 2030 году должны сократиться как минимум на 55%. Сейчас команды Krone и Trailer Dynamic ведут предсерийные работы по проекту.

КТО ЕЩЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРУЕТ ПОЛУПРИЦЕПЫ

Считается, что электрические оси наиболее рационально использовать в рефрижераторных полуприцепах, где накопленную энергию можно расходовать на питание холодильной установки. Например, Thermo King предлагает технологию Axle Power c осью еPower компании BPW. Премьера этой новинки состоялась на выставке Solutrans 2021. Сообщается, что возможность рекуперации и повторного использования энергии делает систему Axle Power идеальным решением для повышения экологической рациональности всех типов рейсов полуприцепов. За счет отсутствия шума и выбросов СО2 при работе холодильного агрегата от аккумуляторной батареи эта технология позволяет клиентам легко осуществить доставку в центре города, в том числе в зоны со сверхнизким уровнем выбросов.

Полуприцеп с моторчиком: что придумали немцы, чтобы уменьшить расход фуры на 20%
Электрическая ось BPW с приводом мотор-колесо на выставке IAA 2016.

Ранее Bosch предложил оснастить оси полуприцепа электрической машиной для получения пользы от их свободного вращения. В компании посчитали, что использование технологии накопления энергии в процессе торможения для прицепов-рефрижераторов позволит экономить до 10 000 евро в год. По подсчетам Bosch, если холодильная установка будет работать на энергии, накопленной с помощью рекуперативного торможения, это позволит экономить до 9000 л топлива в год.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное