![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0139-scaled.jpg)
В России появился новый производитель полуприцепов. Завод, открытый на территории свободной экономической зоны «Алабуга» в Татарстане, будет выпускать тентованные модели под брендом Wagnermaier. Ожидается, что техника частично заместит продукцию европейских компаний, ушедших с российского рынка.
Михаил Ожерельев
Машиностроительный комплекс «Вагнермайер Руссланд» начал производство на территории ОЭЗ «Алабуга» в августе 2023 года. Компания была основана в рамках совместного предприятия с ведущим европейским производителем магистральной техники, имя которого не называется. Инвестиции в проект составили 745 млн рублей. Партнеры намерены локализовать на территории России производство полуприцепов в соответствии с европейскими стандартами качества, надежности и безопасности, к которым привыкли российские грузоперевозчики. Чтобы обеспечить независимость от иностранных поставщиков, снизить себестоимость, а также компенсировать затраты на утилизационный сбор, планируется достигнуть уровня локализации в 75 %. По словам исполнительного директора ООО «Вагнермайер Русcланд» Рустама Субханкулова уже запущены шесть совместных НИОКР, направленных на использование российских комплектующих.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0233-1-1024x683.jpg)
Высокоавтоматизированное производство, специализирующееся на тентованных полуприцепах, разместилось на площади 9500 м2. Оборудованы линии заготовки металлоконструкций, сварки, окраски, сборки и проверки качества перед отгрузкой — всего 24 участка. Все рабочие места включены в единую систему управления производством, отслеживающую в режиме онлайн складские остатки, себестоимость каждого изделия, производительность труда каждого сотрудника.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0208-1-1024x683.jpg)
В производственной программе — шторно-бортовые прицепы стандартной (13,5 м) и увеличенной (16,5 м) длины, в том числе четырехосные. Удлиненные модели приобретают для внутрироссийских перевозок, поскольку разрешенная длина автопоезда у нас больше, чем в Европе. Ограничение модельного ряда способствует повышению эффективности производства, считают в компании. И правильно, ведь для конкуренции с «европейцами» важно снижение себестоимости.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0137-1024x683.jpg)
Для изготовления металлоконструкций использует черный металлопрокат «Северстали», в том числе высокопрочный прокат Powerform и Powerweld. Заготовки раскраиваются на станке лазерной резки с использованием кислорода. Технология обеспечивает высокое качество реза, что позволяет исключить дополнительную операцию обработки кромки. Непосредственно для изготовления лонжеронов рамы применяют гибочный станок усилием 225 тонн. Применение высококачественных материалов и передовых сварочных технологий позволяет полуприцепам Wagnermaier держать оптимальный баланс небольшой собственной массы без потери надежности. Например, снаряженная масса трехосного полуприцепа составляет 6,5 тонн, из них 2,2 тонны приходится на раму.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0209-1024x683.jpg)
У полуприцепов Wagnermaier оригинальное исполнение лонжеронов — гусачная часть выполнена с двойной стенкой. Это позволяет значительно усилить зону седельно-сцепного устройства. Другой новацией является эргономичная система крепления груза на внешней раме. В отличие от европейских аналогов Schmitz Cargobull и Wielton, рейка с отверстиями для крепежа выполнена более эргономично, на нее не попадают загрязнения с улицы, и отсутствуют пустоты для скопления грязи изнутри. Кстати, эти разработки запатентованы.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0231-1024x683.jpg)
Гордость завода — окрасочный комплекс из четырех камер, где производится грунтование, нанесение эмали и сушка. В сочетании с дробеструйной обработкой, которая избавляет раму от нагара, ржавчины и технологических жидкостей, это обеспечивает высокое качество покрытия.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0219-1024x683.jpg)
Участок сборки шасси представляет собой две линии по четыре поста, оборудованных кантователями. Здесь производится монтаж жгутов электрооборудования и установка элементов пневмосистемы. Далее — монтаж осевых агрегатов. В полуприцепах Wagnermaier используются компоненты ведущих мировых брендов: тормозная система WABCO с модулятором TEBS-E, оси SAF или BPW, светотехника Aspoeck. После установки осей на раму укладывается настил из березовой фанеры, предприятие получает этот материал от российского поставщика. Важно отметить, что у полуприцепов Wagnermaier сплошной пол, это говорит об использовании сложных конструктивных решений.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0234-1024x683.jpg)
Пост окончательной сборки. Здесь монтируется тент, программируется тормозная система и крепится дополнительное оборудование. Завершается производство каждого сделанного полуприцепа тщательной проверкой качества изготовления. К клиентам изделия отправляются с закладными под коники, большим инструментальным ящиком, баком для воды и корзиной на два запасных колеса.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0240-1-1024x683.jpg)
Перед стартом производства прототип тестировали на полигоне НАМИ по принципу «краш-тест». Методика испытаний была разработана компанией Wagnermaier и предполагала полезную нагрузку 35 тонн и высокий уровень интенсивности. Коэффициент ускорения испытаний составил 14 к 1 (один км пробега на полигоне соответствует 14 км пробега на трассе). На полигоне были стерты 2 комплекта шин, что эквивалентно пробегу в полмиллиона км. Несмотря на это, прототип остался цел и пригоден к эксплуатации.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0244-1024x683.jpg)
Производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 3000 полуприцепов при работе в три смены, на предприятии создано 250 рабочих мест. В ближайшие пять лет «Вагнермайер Руссланд» собирается изготовить 9000 полуприцепов для своего дистрибьютора, компании «Полуприцеп.рф», входящей в число лидеров российского рынка аренды и лизинга прицепной техники.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/11_img_0154-1024x946.jpg)
Рустам Субханкулов, исполнительный директор ООО «Вагнермайер Руссланд»
Торжественное открытие предприятия — это только первый шаг. В ближайшее время мы планируем выйти на круглосуточный режим работы и проектную мощность 3000 единиц в год. Важную роль для нас также играет увеличение доли локализации производства. На данный момент мы запускаем шесть совместных НИОКР, направленных на использование российских комплектующих. Мы работаем со многими поставщиками материалов и комплектующих и ведем открытую политику в области закупок.
Есть еще один важный момент, который отличает наш завод — с первого дня существования он высоко автоматизирован. Все рабочие места на заводе включены в единую систему управления производством. Эту систему мы разработали сами, она позволяет в режиме онлайн получать три важных отчета: себестоимость каждого изделия, загрузка рабочих мест, а также объем содержащихся запасов.
![Вместо европейцев: как в России делают полуприприцепы Wagnermaier](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_0184-980x1024.jpg)
Евгений Поправка, директор компании Полуприцеп.рф
За последние 5 лет рынок очень сильно вырос. Но два черных лебедя — пандемия и санкции — принципиально не смогли повлиять на тренд. Средний возраст полуприцепов в России составляет 22 года, а срок полезного использования такой техники — 9 лет. При текущем объеме производства для обновления даже самых старых полуприцепов — а таких сегодня более 800 000 — потребуется не менее 20 лет. За это время техника снова устареет. Именно поэтому в России есть запрос на запуск новых производств. Если говорить в целом о рынке, его структура тоже поменялась — из-за санкций доля отечественных поставщиков выросла. Европейские марки тоже продаются, хотя они завозятся через параллельный импорт со сложной логистикой и очень сильно дорожают по дороге. Но все равно пользуются спросом. Этому есть два объяснения: дефицит предложения отечественных производителей и спрос на европейское качество, которое все еще есть на нашем рынке.
Подписка на рассылку материалов Автопарка