![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/28spalka_ford-convoy.jpg)
Сейчас общепринятым стандартом спального места в грузовике является размещение одной или двух полок позади сидений. Но так было не всегда. В процессе эволюций спальников на свет появлялись и довольно экзотические конструкции.
Александр Трохачев
Казалось бы, чего проще: разместил пару полок за сиденьями — и спальное место готово! Не гостиничный номер, конечно, но не хуже, чем в плацкарте поезда. Однако, несмотря на то, что рациональное решение было готово, конструкторы и дизайнеры не оставляли попыток создать более удобный (на их взгляд) вариант размещения спального места в кабине грузовика.
Например, американская компания Autocar дополняла коммерческий автотранспорт «балконом» — спальной надстройкой над кабиной, пристыкованной к фургону или бортовому кузову с жесткой фронтальной стенкой. При этом для прочности места крепления не усиливали, а ставили две дополнительные трубчатые стойки, окрашиваемые в цвет кабины.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/17spalka_balkon.jpg)
В первые послевоенные годы на коммерческих автомобилях в Германии появились «ласточкины гнезда». Так называли жесткие пристройки со спальным местом позади водительского сиденья. Случаев подобного подхода немало, и сами немцы любят приводить в пример немецкие грузовики MAN-Bussing.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/18spalka_man-bussing.jpg)
Было и такое исполнение, как «капюшон». Оно представляло собой своего рода чемодан, закрепленный в верхней тыльной части кабины. Наружная крышка откидывалась в горизонтальное положение, а боковины и верх оказывались под защитой непромокаемого брезента. Ехать в таком положении было нельзя, но использовать мини-спальню во время стоянок не возбранялось. Впрочем, старания изобретателя оказались напрасны: при установке в походное положение в кабину попадала пыль и влага, что создавало определенный дискомфорт. Неудивительно, что предложение перевозчики не полюбили, и оно съехало на обочину истории.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/19spalka_kapyushon.jpg)
Не прижился и план врезки спальников в верхнюю заднюю часть кабины, как это было опробовано на Ford H-1000 образца 1963 года. Несмотря на наличие лесенки, дальнобойщикам не понравилось ощущать себя акробатами при каждом подъеме и спуске по вертикальной лесенке.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/20spalka_london_6595.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/21spalka_1904.jpg)
По пути наименьшего сопротивления попробовала идти мексиканская компания Ramirez. В 1968 году она представила на рынке капотную модель R22 с «щекастой» кабиной. Выпуклая форма дверей увеличивала внутреннюю ширину, позволявшую водителю распрямиться в полный рост. Другие производители этим путем не пошли.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/22spalka_shhekastyj.jpg)
Не зашла и кабина-слайдер производства итальянской фирмы Tran-Saharian, установленная в 80‑е годы на магистральный тягач IVECO 190F35. Во время стоянки верхняя часть крыши перемещалась вперед, образуя два спальных места. Увы, энтузиазма среди потенциальных заказчиков она не вызвала и в серию не пошла.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/23slajder_slajder.jpg)
Или другой опыт: компания Allan Kayser попробовала имплантировать спальное место в конструкцию капотной кабины над крыльями. Получалось, правда, не здорово: кроме повышенного шума и вибраций ничего хорошего в движении внутри стального «макентоша» не происходило. Зато на ночной стоянке плюсом было остаточное тепло двигателя, хотя и на фоне запахов солярки и моторного масла. Да и теснота не позволяла расслабиться как следует, особенно когда спать приходилось не в нательном белье, а в многослойной одежде. По ряду причин делать это можно было только в теплое время года, а зимой — только при работающем двигателе.
А вообще расцвет «дальнобойных» решений в первые послевоенные годы базировался на переделке американских грузовиков Autocar, Mack, White и др. Собственные технически6е решения производители внедряли с оглядкой друг на друга. В ряде случаев транспортники не ждали милостей от заводов, и мастерили спальники самостоятельно, благо строгих запретов на внесение изменений в конструкцию не существовало.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/26spalka_6523.jpg)
Прошли десятилетия, прежде чем транспортное законодательство, исходя из соображений пассивной безопасности, ввело табу на переделки, ослабляющие конструкцию транспортного средства. Это как в случае с домом или квартирой: снести или передвинуть стену можно, если она не является несущей. А вот имплантировать выступающие спальные отсеки в макушку или на затылок кабины на заводе, не возбранялось.
Думаете, мы рассмотрели все места размещения спальников на грузовиках?! Как бы не так! Палитру необычных решений в 1951 году разбавила американская фирма Corbitt, выпустив модель D800 с «беременной» полукапотной кабиной. Найти в ней лежанку не смог бы и Шерлок Холмс, поскольку внешне она никак не обозначена. Между тем, зона отдыха накрыта покатым капотом: спальное место расположено непосредственно над двигателем! Для отдыха использовалось раскладное пассажирское кресло, которое можно было разложить в походную кровать. Места было столько, что предаться объятиям Морфея могли не только водитель с напарником, но и еще два человека!
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/corbitt-1024x1024.jpeg)
Ту еще загадку для пытливых умов в 1953 году создала транспортная компания Convoy. Она разместила двигатель и коробку передач в пределах колесной базы, между передней и задней осями. А освободившееся подкабинное пространство как раз и было отдано под обустройство поперечного спального модуля. Проблему соблюдения разрешенной габаритной высоты решили путем установки перевозимых легковушек не горизонтально, а под определенным углом.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/28spalka_ford-convoy.jpg)
Причудливо выглядел и американский грузовик 1954 года Kenworth TCF521 CBE с узкой кабиной-головастиком и глухим спальным отсеком за ее пределами, на правой стороне. Бюджетное решение проблемы прижилось ненадолго, а конкуренты копировать его не стали.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/kenworth-tcf521-cbe-1024x576.jpg)
Для ряда производителей и, прежде всего, за океаном, актуальными стали надкабинные модули — так называемые скворечники на одного человека. Строили их и в Европе. Но встречались и оригинальные решения наподобие Mercedes-Benz LP1620, в котором спальная полка за спинками кресел складывалась Г-образно.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/mercedes-benz-lp1620-cabin-1024x682.jpg)
Большое количество причудливых спальников до сих пор встречается в Бразилии, Марокко, Сенегале и ряде других стран. Львиная доля из них — кустарного производства, созданная с помощью резака и сварки. В классических фирменных буклетах и проспектах их, как ни старайся, не найти.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/29spalkaA_1062.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/30spalkaB_0741.jpg)
Необычно выглядят и австралийские «дальнобои», созданные на базе британских грузовиков AEC, Albion, ERF, Foden, Leyland и бесчисленного количества представителей грузового автопрома США. Здесь большегрузы в составе самых длинных в мире автопоездов представляют собой дома на колесах. Не мудрствуя лукаво, перевозчики банально отрезают тыльную стенку кабины, удлиняют пол, крышу и боковые стенки и приваривают «заглушку» на место. Внутри размещают бытовой холодильник, телевизор, микроволновую печь, вентилятор, кухонный стол, большую кровать, отсеки для хранения еды и напитков, одежды и личных вещей.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/1280px-road_train_25-1024x554.jpg)
Впрочем, попытки создания заводских вариантов серии «любой каприз» не прекращаются и по сей день. Уместно вспомнить опыт скандинавских производителей Volvo Trucks и Scania. И речь не только о вольвовских кабинах Globetrotter (Странник), появившихся в 1979‑м и эволюционировавших до исполнений нового столетия под обозначением XL и XXL. Были ведь и другие «пробы пера»: достаточно вспомнить дафовский вариант XXF.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/32spalka_7253.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/33spalka_7338.jpg)
При этом созданные модели магистральных седельных тягачей (их фото здесь приведены) вписываются в установленные габариты, а потому не требуют специального разрешения для движения по дорогам общего пользования. В них есть все, от умывальника и холодильника, до микроволновой печи и телевизора. Правда, и расчетная стоимость таких «квартир на колесах» оказалась категории «как чугунный мост». Из-за этого, впрочем, как и по причине длительного производства и потенциально низкого спроса, на поток их так и не поставили.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/34spalkaA_2006.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/35spalka_2007.jpg)
Самый оригинальный подход, пожалуй, практикуют в Индии. Местные перевозчики покупают с завода грузовое шасси с фронтальной панелью, включающей ветровое стекло в рамке, облицовку радиатора и светотехнику. Остальное дальнобойщик доделывает сам или в специализированной мастерской. И, естественно, спальник проектируется либо по ранее освоенному образцу, либо по индивидуальному заказу. На выходе получаются, действительно, эксклюзивные образцы. Справедливости ради нужно отметить, что компоновочное решение зачастую традиционное: спальник и зону отдыха формируют за передними сиденьями.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/36spalka_Indiya.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/37spalka_9899.jpg)
Запоминающимися шедеврами стали концепт-траки Луиджи Колани Colani Truck с кабинами в виде головы стрекозы, созданные на базе европейских грузовиков в период 1978‑2006 гг. В этом списке Mercedes-Benz NG1729, SK1844, Actros I, Actros II MegaSpace, DAF 95XF Space Cab. Уровнем комфорта они не впечатляли, зато заставляли шевелиться разработчиков более приземленных кабин грузовиков дальнего боя.
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/38spalkaV_colani.jpg)
![Дом дальнобойщика: самые необычные конструкции спальников в грузовиках](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/01/39spalka_colani.jpg)
Продолжение следует...
Начало здесь:
Дом дальнобойщика: про скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на грузовиках
Подписка на рассылку материалов Автопарка