Top.Mail.Ru
Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?

Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?

фото: автора / 09.12.2023
Программа «Безопасные и качественные автодороги», в рамках которой российским регионам выделяются субсидии на закупку современного общественного транспорта, рассчитана суммарно на 12,4 млрд руб. На что идут эти деньги?

Оксана Демченко

Тема федеральных программ поддержки общественного транспорта стала частью деловой программы выставки Comtrans 2023, в связке с темой развития мобильности городских агломераций.

Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?

Модерировал сессию Борис Лоран, президент ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные линии страны», а сама сессия являлась открытым заседанием Общественного совета при Минтрансе России и Комитета по транспорту и экспедированию ТПП.

Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?
Сергей Карпов
Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?
Борис Лоран

Первым спикером был Сергей Карпов, гендиректор ФБУ «Росавтотранс». Он сформировал «регуляторное поле» — контур программ поддержки поставок подвижного состава в регионы и то, как «заполняется» контур в ходе их реализации. Такие программы входят в проект БКАД — «Безопасные и качественные автодороги». Формат — предоставление кредитов регионам на покрытие до половины стоимости закупаемых ТС. Сроки реализации — 2020–2024 годы, параметр участия — уровень развития по электро- и газомоторному топливу. Закупаться по программе может разнообразный подвижной состав — низкопольные автобусы, электробусы, троллейбусы, трамваи. Из всего сказанного спикер выделил главное: в фокусе программы — большие и комфортные пассажирские средства для агломераций и относительно небольших городов.

Программа рассчитана суммарно на 12,4 млрд руб., и, как отметил спикер, реализуется успешно и массово: до 2023 года уже поставлено 1484 единиц техники. В 2023 году работа продолжается, еще 383 единицы техники закупаются и выходят на линии.

Итог сказанного: программа поддержки заработала. Опросы населения показывают рост удовлетворенности — люди увидели разительные перемены в комфорте. Это заслуга российских производителей техники, отметил спикер. Еще один вывод: в программе участвует техника с разными типами топлива, в том числе дизель, но доля газомотора весьма высока, значит, регионы видят в нем смысл и эффективность.

Продолжил рассказы о будущем директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров: «Буквально в 2001 году мы начали производство пассажирской техники. Четыре поколения последовательно выведены на линию, и сейчас готово к работе пятое. В 2018 году была представлена совершенно новая платформа — А4, она и стала на несколько лет локомотивом роста, базой для целого семейства. В том же году был показан инновационный продукт — электробус, который в 2023 году отмечает пятилетие эксплуатации. Наработан немалый опыт в столичной агломерации. Продолжается развитие линейки — разные классы и типы: автобусы особо большого и среднего класса, троллейбусы, электробусы».

Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?
Самат Саттаров

В направлении «электро» новинка — низкопольный троллейбус, который в течение года получит значимое обновление по компонентной базе: часть компонентов локализовано, часть получена от дружественных партнеров. Особенность техники — вариативность в части энергоемкости батарей, исходя из потребности клиента автономный пробег может быть минимальным (5–10 км) или значительным — 30 км и более, это создает широкий маневр по цене.

Спикер выделил троллейбусы с автономным ходом — «за ними будущее»: техника идеально вписывается в логику растущих агломераций, где важно быстро продлевать маршруты в новые микрорайоны, не создавая контактную сеть.

И еще один тренд, который обозначил спикер — образец был представлен на стенде «КАМАЗа» — это электробус с ночным зарядом. На его борту практически 500 кВт·ч. Значит, запас хода на полный день маршрутной работы. С этой новинкой Камский автогигант планирует участвовать в конкурсе по Санкт-Петербургу.

Планы на будущее — водоробусы. Сборка опытного образца запланирована на 2024 год, уже на импортозамещенных комплектующих. «Преимущества очевидны: экологичность, высокие потребительские свойства». Также спикер отметил, что у коллег в Китае активное развитие темы водорода идет в параллели с электротягой. Не обошел вниманием спикер и тему беспилотного автобуса. Доводка и испытания ожидаются в 2025–2030 годах.

Из планов «приземленных», конкретных по сроку — развитие семейства электробусов КАМАЗ-5222 поколения А5. Конструкторы заложили в нем новый уровень комфорта, улучшение весовых характеристик для роста запаса хода. 

Николай Шмидт, ФГУП НАМИ, дал общий обзор трендов развития агломераций и рассказал о том, какие технологии для этого готов предоставить НАМИ. Развитие агломераций — большая тема не только в формате столицы и иных больших городов, это могут быть малые объединения в рамках пробега 20–30 км, где одни территории удобные для жизни, другие — для торговли, отдыха, производства. 

«Комфортное перемещение между локациями — ключевой момент развития. Агломерации создают новые формы мобильности и требуют нового регулирования этих форм. Яркий пример — обсуждение в прошлом и нынешнем годах прав и обязанностей по средствам индивидуальной мобильности: они удобны, но одновременно они же создают новые риски», — рассуждает эксперт.

НАМИ ведет большую активность научного, инжинирингового и регуляторного плана в темах электротранспорта и гибридов. Активно идет сотрудничество с российскими производителями по разработке и глубокой локализации решений.

Зоны приложения сил и средств в смысле обновления мобильности для агломерации были названы такие: беспилотность — а это еще и новая логистика; V2X — объединение всего транспорта в единую систему с инфраструктурой; ADAS — активная система безопасности в масштабе агломерации.

Развитие общественного транспорта в России: на что тратят миллиарды?
Виктория Еремина

На локальном уровне примером хорошего решения спикер выбрал обратный пантограф: он уже проходит пробную эксплуатацию с возможным запуском в серию. Решение довольно простое, но при размещении в зонах зарядки электробусов на уровне проекта позволяет снизить массу применяемого подвижного состава — а это и снижение цены, и рост эффективности.

Электромобили в городе. Эту тему в развитии представила Виктория Еремина, проект «Энергия Москвы».

Проект в столице действует с 2020 года, хотя саму работу по развитию зарядных сетей город начал на пять лет раньше. Проект дал станциям зарядки единый узнаваемый формат и единую логику размещения, выбора типа, расчета мощности и потребности в энергии.

Уже установлено порядка 220 станций, которые обслуживают нынешний легковой парк в 5,2 тыс. единиц. Это, по мнению спикера, хороший показатель с учетом коммерческой и частной зарядной инфраструктуры.

О прогнозах столичных властей: к 2025 году ожидается электропарк в 70 тыс. единиц, для которых потребуется и будет установлена сеть в 1000 зарядных станций. Проект будет дополнен поддержкой развития медленной зарядки, упрощенный в смысле разрешений монтаж на личном парковочном месте.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное